Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Уж точно не для мошенников
Уж точно не для мошенников


Ситуация, когда с незнакомого номера звонит человек, представляющийся сотрудником банка, наверняка знакома каждому. Кого-то это раздражает, для иных становится поводом, как говорится, отвести душу и нахамить назойливому абоненту на том конце провода. Однако количество граждан, попадающихся на удочку телефонных мошенников и ни за что ни про что расстающихся со своими кровно заработанными неуклонно растёт.

В пресс-центре Отделения Чита Банка России состоялся брифинг на тему «Кибермошенничество».

Несмотря на то, что Банк России, правоохранительные и другие ведомственные и государственные органы ведут неустанную борьбу с кибермошенниками, статистика этого вида преступлений не идёт на спад. Только в первом квартале этого года было заблокировано около 97 тысяч телефонных номеров охотников за лёгкой наживой, а в 2022-м этот список имел аж 750 тысяч позиций. Мошенникам явно не нравится такой контроль, и они постепенно переносят сферу своей деятельности в мессенджеры, используя их для взаимодействия со своими жертвами. Здесь сотовые операторы не имеют никакой власти, поэтому отследить схемы обмана добропорядочных граждан довольно сложно. Как бы то ни было, и сотрудники банка, и представители правоохранительных органов единодушны во мнении, что самым важным героем в сценарии подобных преступлений всё же остаётся гражданин, которого мошенники выбрали в качестве потенциальной жертвы. Именно от его бдительности и уровня владения информацией на эту тему зависит, как говорится, чей карман будет пуст. Именно поэтому финансовая грамотность граждан и их готовность противостоять мошенникам становится фактором, снижающим риски данного вида преступлений.

«Цифровой след» и время подумать

Актуальные схемы мошенничества в большинстве своём основаны на дистанционном контакте с потенциальными жертвами обмана, и, в связи с этим, проводится работа по сбору телефонных номеров, с которых звонят мошенники с последующей отправкой операторам сотовой связи для их блокирования.

— В связи со сложившейся ситуацией Банк России предложил несколько инициатив, которые были одобрены Государственной Думой, и президент Российской Федерации Владимир Путин уже их подписал, — говорит заместитель управляющего Отделением Чита Банка России Алексей Позолотин. — Первое — это изменение в закон о национальной платёжной системе. Здесь стоит отметить два тезиса, которые вошли в этот закон. Первое — это то, что закон обязывает банк возвращать своим клиентам те деньги, перевод которых они допустили на мошеннические счета. Существует специальная база Банка России, в которой эти мошеннические счета зарегистрированы, и, если банк допустил этот перевод, то он обязан вернуть своему клиенту средства в течение тридцати дней. Второй тезис из этого закона — это так называемый «двухдневный период охлаждения», в течение которого, если банк видит, что осуществляется перевод на один из этих мошеннических счетов, он блокирует такую операцию и сообщает об этом клиенту. Таким образом у человека появляется возможность в течение этих двух дней одуматься, переоценить ситуацию и отменить операцию, если он посчитает это нужным. Если же клиент всё же настаивает на этом переводе и ни на какие уговоры сотрудников банка не поддаётся, операция будет выполнена. В этом случае банк снимает с себя ответственность за осуществлённый перевод. Нам нередко задают вопрос, почему сложно отследить вот эти деньги, казалось бы, есть счета, в чём сложность отследить их и поймать? Всё дело в том, что мошенники зачастую пользуются различными электронными кошельками, которые не персонифицированы, их невозможно установить, такие как Kiwi, WebMoney и остальные. Тем не менее Банк России рекомендует всем банкам проводить подобную работу по оценке рисковости операции. Ни для кого не секрет, что банки в курсе деятельности своих клиентов и знают, какие финансовые операции они совершают, каковы обычно их суммы, в каких местах, в какое время суток это происходит. Определённый тренд, или «цифровой след» своего клиента они знают, поэтому, когда клиент совершает некую подозрительную, на взгляд работников банка, операцию, которая выбивается из общего тренда, Банк России рекомендует кредитным организациям такие операции блокировать. Естественно, что человек имеет возможность обратиться в банк лично, чтобы подтвердить информацию о своём переводе. Такие механизмы позволяют предотвращать мошеннические действия.

Ценные «кадры»

Рассказал Алексей Сергеевич и о наиболее популярных схемах мошеннических действий в этой сфере. Первая из них связана с QR-кодами, которые мошенники получают у граждан посредством телефонного звонка, после чего без зазрения совести опустошая их счета без введения PIN-кода.

Кто из нас не мечтает о хорошем месте работы, где и зарплата солидная, и график удобный? Этой уловкой активно пользуются мошенники, представляясь в ходе телефонного звонка «работодателями». Доверчивый гражданин готов предоставить «кадровой службе» свои персональные данные, в том числе — и по банковским картам. Кроме того, в карманах мошенников оседают и так называемые поступительные взносы для прохождения регистрации потенциального работника на маркетплейсах в интернете.

Чтобы усыпить бдительность граждан, преступники даже идут на такой шаг, как приглашение на личный приём в центральный банк. После того, как уровень доверия человека обеспечен (всё-таки личный приём не может обернуться обманом), начинают поступать звонки, имеющие своей целью стандартное взаимодействие по вытягиванию банковской информации.

— В данном случае важно помнить, что конкретно Банк России никогда физическим лицам не звонит, не пишет на почту, не приглашает на личный приём и вообще, как с клиентами, с физическими лицами Банк России не работает, — комментирует Алексей Позолотин.

Не гнушаются ничем

На страницах нашей газеты уже появлялись публикации, посвящённые такому распространённому виду мошенничества, как звонок гражданину с известием о том, что его родственник попал в беду и для того, чтобы его выручить, нужно перевести деньги на указанный счёт или же сообщить свой адрес, чтобы курьер приехал за деньгами лично.

— С октября прошлого года по август нынешнего на территории края задержаны одиннадцать таких «курьеров», которые действовали в составе девяти организованных преступных групп, — комментирует ситуацию заместитель начальника полиции по оперативной работе УМВД по Забайкальскому краю Евгений Курмакаев.

Евгений Николаевич привёл краткую статистику подобных преступлений, которая впечатляет суммами, полученными мошенниками от добропорядочных граждан обманным путём.

Любители лёгкой наживы не гнушаются даже таким серьёзным способом, как, под видом сотрудников правоохранительных органов, ФСБ, МВД или прокуратуры, сообщить человеку о том, что он подозревается в «государственной измене». «Вами были переданы средства на счёт Вооружённых Сил Украины, и в отношении вас может быть возбуждено уголовное дело по государственной измене», — слышит испуганный человек в телефонной трубке. «Это, скорее всего, происки мошенников, и для того, чтобы их задержать, вам необходимо взять кредит или перевести имеющиеся средства, чтобы помочь нам задержать этих негодяев», — продолжает «человек в погонах». Как ни странно, данная схема мошенничества работает — люди деньги переводят.

— В подобных случаях следует незамедлительно обращаться в правоохранительные органы, — говорит Евгений Курмакаев. — Не стоит терять бдительность и в, казалось бы, таком не очень серьёзном деле, как купля-продажа товаров посредством интернета. В ходе профилактической работы с населением мы стараемся донести эту информацию до максимального количества граждан — это безусловно может уберечь их от потенциальных мошенников. Мы со своей стороны работаем по разработанному алгоритму расследования и максимально стараемся установить личности кибермошенников. Процент раскрываемости подобных преступлений составляет порядка 53%.

Кибергигиена — это важно

И всё-таки, несмотря на то, что Банк России и правоохранительные органы борются с мошенниками, важную роль играет и то, как человек реагирует на подобную ситуацию. Следует быть осторожными и в телефонных разговорах с незнакомыми людьми, и, рыская по просторам интернета, не оставлять бездумно на сомнительных сайтах свой номер телефона, электронную почту, номера банковских карт и прочую конфиденциальную информацию, из которой мошенники и формируют свою базу данных. Важно обо всех подобных случаях сообщать в правоохранительные органы и помнить о так называемых правилах кибергигиены. Если во время подозрительного телефонного разговора срабатывают хотя бы два из них, следует незамедлительно прекратить беседу.

Итак, «правило инициативы». Её всегда проявляет внешняя сторона, то есть звонят вам.

«Правило эмоций», когда в разговоре вам пытаются навязать либо отрицательные из них — панику, страх, растерянность, либо положительные — предвкушение выгодной сделки, новой работы и так далее.

Как правило, мошенники не дают жертве времени на размышления, заставляя быстро принимать решение. Это обусловлено так называемым «правилом времени».

Опять же, для них очень важно поддерживать беседу, войти в доверие к человеку. Как показывает практика, им нередко это удаётся. Неслучайно некоторые люди, особенно пожилые, стараются не отвечать на незнакомые номера, опасаясь быть обманутыми ловкими мошенниками.

И, наконец, пресловутое «правило денег», ведь в ста процентах случаях речь идёт о них. Быть может, для кого-то деньги и не являются главным в жизни. Но уж точно не для мошенников.

Читайте также: «Было — «Есть тема», стало — «Есть дело»…»

Все материалы рубрики «Жизнь и кошелёк»

 

Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№33 (1777) // 16.08.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net