Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Кинематограф наизнанку
Кинематограф наизнанку
Вначале была плёнка. Часть I


Магия, движущаяся со скоростью 24 кадра в секунду, обращённая в луч, исторгнутый где-то позади нас, за толстой стеной, через небольшое оконце, какими-то сложными механизмами и устройствами… Мы наслаждаемся зрелищем «обычных» блокбастеров и мультипликации: прекрасным двух- и трёхмерным изображением на экране, сверхреальным и таким же объёмным звуком. И не догадываемся, каким образом в затемнённый зал приходит фильм. 2016 год объявлен в нашей стране Годом российского кино. Подходящий повод начать цикл познавательных историй о «технологической изнанке» кинематографа. 

Начнём с основы основ всего мирового «синема» – той самой пластиковой ленты с дырочками по бокам, которая была способна остановить само время и целые миры, и она же могла заставить их вновь ожить. 

Вначале была… киноплёнка 
В 1868  году, за 28 лет до первых в мире массовых киносеансов братьев-французов Огюста и Луи Люмьеров, произошло нечто, что позволило в конечном итоге появиться на свет божий кинематографу: был изобретён и получен целлулоид – нитроцеллюлоза (коллоксилин), первая пластмасса. Производился он в прозрачных листах, а затем по мере надобности резался на ленты, которые называли плёнками. Впоследствии «плёнками» также стали называть и кинофильмы. Понятное дело, целлулоид был девственно прозрачен, и, чтобы на нём могло фиксироваться какое-либо изображение, на его поверхность требовалось нанести светочувствительную массу. То, чем покрывалась фотобумага тех лет, для плёнки, которая должна была ещё и двигаться в съёмочном, а затем и проекционном аппаратах, не годилась. И вот в 1878 году появилась светочувствительная желатиносеребряная эмульсия, которая отлично «скреплялась» с целлулоидом. 

Казалось, вот она – готовая киноплёнка, на которой можно снимать первые фильмы. Но не тут-то было. Целлулоидная лента при попытке её эксплуатации начинала скручиваться до такой степени, что ни о каких фото- и киносъёмках не могло быть и речи. Лишь в 1887 году было придумано средство от закручивания – на обратную сторону плёнки (противоположную светочувствительной эмульсии) нанесли тончайший слой прозрачного желатина. Проблема была решена. 

Через пару лет начался массовый выпуск светочувствительной плёнки, налаженный американским фотографом и изобретателем Джорджем Истменом, а затем и его многочисленными коллегами-конкурентами во Франции и Германии. До официального рождения кинематографа оставалось всего пять лет.

Для тех, кто не в курсе
До появления киноплёнки экспериментальные работы по «оживлению изображений» велись на бумажных лентах, покрытых светочувствительным составом – полном аналоге того, что использовался для покрытия фотобумаги.

Золотые 35 мм
Любой фильм, который мы смотрели до недавнего времени в нашем любимом «Удокане» (и, несмотря на приход «цифры», ещё будем смотреть), был снят, за редким исключением, на плёнку шириной в 35 миллиметров (в плёночных фотоаппаратах она имеет тот же размер). В течение более сотни лет кинооборудование (камеры, монтажные столы, проекторы, машины для проявки и печати плёнки и т.д.) претерпевало значительные изменения, совершенствовалось, но чудом оставалось сохранение универсального профессионального формата фильма – 35 мм. За этот единый формат киношники и зрители всего мира обязаны Томасу Альве Эдисону. 

В начале 90-х годов 19-го века знаменитый американский изобретатель, стремясь обогнать в создании кино конкурентов-французов Люмьеров, построил аппарат «кинотограф» для фотографирования с частотой до 60 кадров в секунду и просмотровый аппарат «кинетоскоп». Эдисон применял плёнку шириной в 70 мм (через много лет этот размер стал применяться для съёмок широкоформатных фильмов). К сожалению, проблемой широкой плёнки в то время была её прочность – механические напряжения, возникающие в ленте при многократном просмотре, были слишком велики, и она часто рвалась. 

После ряда экспериментов в 1892 году Эдисон решил  разрезать широкую ленту 70 мм на половину. Результат превзошёл все ожидания – Эдисон получил гораздо более устойчивую против механических нагрузок плёнку шириной 35 мм на прозрачной эластичной целлулоидной основе. Он снабдил её двухсторонней прямоугольной перфорацией (четыре «дырочки»-перфорации на один кадрик) и… 

Для тех, кто не в курсе
Перфорация служит для того, чтобы во время съёмки или проекции специальный зубчатый механизм киноаппарата, называемый «грейфером», продёргивал каждый кадрик плёнки перед объективом, чтобы человеческий глаз воспринимал снятое не по отдельному изображению, а как единую цельную движущуюся картинку.

…35 миллиметров стали идеальным сочетанием качества и прочности. Так, 124 года назад появилась на свет привычная ныне всем киношникам киноплёнка. 

Что же касается кинетоскопа Эдисона (см. иллюстрацию), то эта машина проиграла в гонке за первенство называться «Отцом кино» аппарату под названием «синематограф» братьев Люмьер, который мог проецировать изображение на экран, доступное одновременно массе зрителей. В эдисоновском же «агрегате» видеть изображение мог только один человек, так как оно не проецировалось, а рассматривалось в кадровом окне через окуляр. Фильм имел длину 50 футов (примерно 15 с лишним метров), был склеен в кольцо и повторялся.  

25 декабря 1895 года именно на «разработанных» Эдисоном 35-ти миллиметрах, правда, с одной и круглой (!) перфорацией (см. иллюстрацию – сравнение плёнки Эдисона и его французских конкурентов), братья Люмьеры сняли и показали публично и массово 25 декабря 1895 года первые в мире кинофильмы: «Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Политый поливальщик», «Завтрак младенца», «Морское купание» и т.д. (программа состояла из 10 фильмов хронометражем не более минуты каждый).

Для тех, кто не в курсе
Легендарное «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» не входило в эту программу. Первый в мире «техно-паровозный ужас» был показан впервые только 6 января 1896 года.

«Ракетная», опасная, горящая 
Ваш покорный слуга в детстве увлекался космонавтикой. В конце 1970-х годов в одной из читинских детских библиотек я обнаружил «раритет» – книжку с ограниченным для того времени тиражом для юных советских ракетомоделистов «…Три, два, один!». Книга содержала советы и схемы, как самому построить действующие (!) модели космических ракет-носителей. Основную часть моделей ракет рекомендовалось «заправлять» вместо пороха… плотно свёрнутой в рулон киноплёнкой! Это вызывало недоумение. Я твёрдо знал: плёнка-то не горит, а плавится… Книжка была примерно 1966-68 годов выпуска, и «ракетное топливо» в то время… работало.

С самого своего рождения главный носитель фильмов всего мира при неосторожном обращении был чертовски опасен. Дело в том, что все фильмы снимались, а затем тиражировались на прочной эластичной прозрачной ленте, изготовленной на основе нитрата целлюлозы (нитрат целлюлозы составляет основу пороха) – целлулоида. Горела она страшно, причём даже без доступа кислорода, выделяя токсичные газы. И могла даже взрываться! 

Так, во время киносеанса на благотворительной выставке 1897 года в Париже моментально сгорел весь павильон и 124 зрителя. Через год подобное произошло в России, в городе Бологое. Учитывая такую «подлую» особенность киноплёнки, синематографы-иллюзионы, а затем кинотеатры, начали строить по специальным проектам, обеспечивавшим разделение аппаратной и зрительного зала. Проекционные окна снабжались металлическими шторками, а киноплёнка размещалась в кожухах проекторов с герметичным лентопротяжным трактом. 

В 1908 году была разработана негорючая ацетатная плёнка. И хотя для любительского кино эта киноплёнка стала применяться с того же года, в профессиональном она стала равной целлулоиду только в 1950 году. Начиная с 1952 года крупные производители кинофотоматериалов («Kodak», следом немецкая «Agfa», японская «Fuji», а затем и все остальные производители) полностью прекратили выпуск горючей киноплёнки, заменив материал подложки на безопасный триацетат целлюлозы. В СССР перевод производства киноплёнок на огнебезопасную основу был завершён в конце 1960-х. Так что юные фанаты покорения космоса того времени были отлично обеспечены киноракетным «топливом».

Чувствительность и… "зомби"
У носителя киноискусства в период его детства, юношества — плёнки были ещё специфические "закидоны". Например, совсем маленькая светочувствительность (не более 15 единиц по стандарту ASA и советского ГОСТа). Иными словами, снимать кино можно было только при ярком солнечном свете. Иной зритель может возразить: "Как же так? Я видел много раз короткометражные шедевры Чарли Чаплина и все сцены в декорациях интерьеров отлично освещены…" Ответ простой — все интерьеры помещений (комнаты, квартиры, залы и т.п.) строились под открытым небом и снимались под "открытым солнцем". Лишь благодаря успехам в фотохимии (особенно в немецком кино-фотопроизводящем компании Agfa), начиная примерно с 1930 годов, чувствительность плёнки стала активно повышаться. У современных цветных киноплёнок она имеет более 1000 (!) единиц, у чёрно-белых свыше 6000 (!), что позволяет вести съёмки почти в полной темноте! 

Ещё один "закидон" чёрно-белых лент первых десятилетий кинематографа — ортохроматичность, проще говоря при съёмки на такую плёнку полутона цветных объектов чрезвычайно искажались — розовые губы актёров становились… чёрными, голубые глаза – почти белыми («прозрачными»), примерно тоже обстояло с со светлыми бровями, ресницами  и т.п. Ни дать ни взять — зомби какие-то получались. Приходилось использовать специальный грим, который не всегда помогал, в чём легко убедится посмотрев практически все любые немые фильмы  — того же Чалина, картины с участием комика Макса Линдера, или ленты отечественных мастеров Ивана Пырьева, Льва Кулешова, Якова Протазанова и т.д. Перед вами один из примеров фильма снятого на ортохроматическую плёнку (см. иллюстрацию)  – кадр с участием известного актёра Анатолия Кторова в роли вора-джентльмена Каскарильи из классической комедии "Процесс о трёх миллионах" (реж. Я. Протазанов, 1926 ). Полноценная, "нормальная" панхроматическая чёрно-белая плёнка исключающая такие искажения широко внедрилась в кинематограф только в конце 1920-х годов.

…В кинематографе, как было сказано выше с самого его рождения правил бал "золотой" формат плёнки шириной в 35 мм. Править-то он правил (и продолжает это делать) но это вовсе не означало, что он был один — великий и неповторимый…. 

…Разукрашки, ухарь-купец, немцы, трёхслойность американская и цвето-плёночная история. Не одинокое «золото» 35 мм, или Как в песне: «Вот такой «ужины», вот такой ширины». «Страшная» правда о том, для чего были созданы плёночные фотоаппараты! Таинство «обращения» в… Левиафаны плёночные с бобинами и кранами. Это и многое другое – в следующей нашей встрече.

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора

«Читинское обозрение»
№12 (1392) // 23.03.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net