Home video… Домашнее кино… Независимо, в каком виде и на каком носителе: фото- или киноплёнка, видеолента, зеркально-полированная поверхность лазерно-цифрового диска, цифра в «обнажённом» виде в виртуале мировой Сети… Ныне мы уже слабо помним, а то и вовсе забыли, как наше с вами, уважаемые друзья, любимое, обожаемое кино пришло к нам на дом. Сразу делаю оговорку — здесь речь не идёт о телевидении и его контенте — только непосредственно о кино и возможности встречаться с ним дома… Сегодня мы продолжаем историю о том, как кинематограф постучался и вошёл в наши квартиры (в том числе — и забайкальские)
…Продолжаем о «восьмёрке»
Если его «предтечей», как рассказывалось в прошлой нашей встрече, были диафильмы, то в конце 1960-х годов пришла ещё и «восьмёрка» — уже настоящие фильмокопии форматом в восемь миллиметров. Надо заметить, что каждый кадрик такого фильма по размеру был чуть больше двух головок спичек (см. иллюстрацию), что, впрочем, было вполне достаточно для любого домашнего экрана — картинка была яркой и чёткой.
Стоимость фильмокопии варьировалась от пяти до шести рублей. По причине малых габаритов кинопроекторов формата восемь миллиметров хронометраж таких фильмов составлял не более десяти минут, и демонстрировались они без звука (кстати, за рубежом лишь процентов двадцать таких фильмокопий обладали крохотной магнитной дорожкой, позволяющей смотреть «восьмёрку» со звуком). Где надо, использовались, как в «немом кино», титры. Интересно, что все подобные проекторы имели гнездо подключения такого устройства, как синхронизатор, который мог присоединяться к магнитофону (катушечному) и, при наличии специальной фонограммы, записанной на магнитофонную ленту, мог демонстрировать фильм со звуком. Однако подобные синхронизаторы не получили распространения, да и фонограммы к «восьмёрочным» фильмокопиям почти и не продавались (по крайней мере — в Чите). Судя по всему, эти устройства звукового сопровождения больше предназначались для любителей, снимающим собственное узкоплёночное кино.
Это притягательное мини-8-кино
Иногда восьмимиллиметровые картины продавались в двух частях. Что касается копий художественных фильмов, то они выходили в специальной редакции — монтаже и смотрелись на домашнем киноэкране вполне единым целым, как и полнометражные. Выпускались, как правило, ленты Леонида Гайдая: «Пёс Барбос и необычный кросс», «Самогонщики» (этим гениальным и редакция была не нужна), «Вождь краснокожих» (третья, сокращённая, новелла комедии «Деловые люди), «Похищение невесты» («Кавказская пленница»), «Охотники за бриллиантами» («Бриллиантовая рука»). А вот короткометражная версия «Иван Васильевич меняет профессию» с названием «Чёрные перчатки» отличалась совершенно неожиданной особенностью в плане видеоряда — здесь были включены вообще уникальные сцены, не вошедшие в «полный метр»!
Поскольку кинопроекторы формата восемь миллиметров и позже появившегося формата 8Super (кадр такого формата на экране увеличивался процентов на тридцать и становился ярче по сравнению с обычной, «не суперской», «восьмёркой») были стоимостью размером в среднюю зарплату СССР (от 120 до 150 рублей), то имелись они, в отличие от тех же простеньких фильмоскопов по пять– семь рублей, не в каждой семье. Так, автор этих строк в совсем юном, «первоклассном», возрасте мечтал попасть к живущему в одном дворе приятелю на «сеанс настоящих «ну, погодишных» мультиков, сразу в «целых трёх частях». Помнится, мне тогда так и не повезло, — приятель, открыв дверь со слезами на глазах, сообщил, что «батя увёз проектор показывать мультики к родственникам в деревню…».
«Элитное» Home video
Отдельно в истории Home video стоит упомянуть гораздо более продвинутый, хотя и тоже «узкоплёночный» формат кино, — с плёнкой шириной шестнадцать миллиметров, считавшийся, правда, уже скорей профессиональным. Такое кино уже было можно смотреть, как и полагается, с полноценным хронометражом (включая двухсерийные ленты, как, скажем, фантастическая картина «Через тернии к звёздам» 1980 года), с полноценным звуком. Размеры экрана позволяли смотреть его не только дома, но и в учебных заведениях, клубах и Домах культуры, что, собственно говоря, и практиковалось в нашей стране (и не только) от 1940-х до начала 1990-х годов. В этом формате снималось немало хроникально-документальных кино- и телефильмов, а в ряде зарубежных стран и художественных, многосерийных картин.
В отличие от «демократической» и вполне доступной любителям «домашнего кино» «восьмёрки», фильмокопии на шестнадцать миллиметров в свободной продаже не было вообще! Они выдавались в специальных узкоплёночных отделениях системы Облгоскинопроката представителям вышеупомянутых учебных заведений: школ, вузов (учебные фильмы), ДК, детских и сельских клубов, механикам кинопередвижек, действующим в отдалённых районах области (здесь брались в основном художественные картины).
Брать на дом и смотреть такое полноценное Home video была возможность только у весьма и весьма редких счастливчиков, своего рода «элиты» любителей кино. Почему?
Во-первых, из-за довольно ощутимой дороговизны проекторов: от 555 рублей (как цветной телевизор) и выше! Во-вторых: из-за довольно громоздкой комплектации (отдельно проектор, отдельно трансформатор и усилитель звука, отдельно — колонки + соединительные кабели). Согласитесь, друзья, не очень-то комфортно смотреть фильм в окружении такого «кавардака».
К счастью, для любителей «домашнего кино», начиная с 1977 года, в широкой продаже в специализированных магазинах (в Чите это были «Фото– часы») появилась «Радуга-2» — великолепный, довольно компактный (вес «всего» четырнадцать с половиной килограммов), удобный и даже красивый проектор. Он был со «звуком» прямо в корпусе аппарата и даже с дистанционным управлением (правда, тонким, кабельным). Также в комплекте прилагался специальный футляр-чемоданчик для переноски аппарата. Но цена проектора «кусалась» — 555 рублей.
И, в-третьих! Пожалуй, самое главное! Чтобы добраться до вожделенного для всякого любителя домашнего кино того времени узкоплёночного хранилища Облкинопроката (в нашем случае, Читинского), в котором хранилось (и ежемесячно пополнялось!), как правило, более полутора тысяч кинокартин разного жанра (за исключением производства капиталистических держав) и разных лет, требовались специальные
ПРАВА!
Для того чтобы любителю кино получить права — удостоверение «Демонстратор-киномеханик», требовалось сдать специальный экзамен комиссии Облкинопроката, которая собиралась раз в квартал года, и лишь после этого, обретя заветную «книжечку», он получал возможность пользоваться специализированной узкоплёночной фильмотекой. Автор этих строк в своё время сдал подобный экзамен и получил полагающийся документ, причём даже не «кинодемонстратора» (уровень кинолюбителя и демонстратора фильмов, как скажем, в учебном заведении), а «киномеханика 3-й категории». Это был уже уровень «профи», позволяющий трудиться на шестнадцатимиллиметровых киноустановках в ДК и обслуживать кинопередвижки — подобной той, что фигурировала в фильме «Королева бензоколонки», которой «заведовал» влюблённый в Людмилу Добрыйвечер киномеханик Тарас (актёр Алексей Кожевников).
Домашнее 16 мм
Итак, «счастливчик» имеющий заветную «книжечку», мог пользоваться фильмотекой шестнадцатимиллиметровых кинокартин. Стоимость проката такого «домашнего кино» была следующей: цветной художественный фильм можно было взять домой на одни сутки за два рубля, чёрно-белый — за один рубль восемьдесят копеек (цены представлены серединой 1980-х годов, когда один доллар США стоил порядка семидесяти шести копеек). Прокат двухсерийного узкоплёночного фильма за сутки соответственно увеличивался ровно вдвое.
Выбранный фильм (а то и два или три сразу) выдавался на руки в специальной восьмигранной лёгкой металлической «фильмоноске» (если новой, то даже красивой «футуристичной»), куда входило две 600-метровые бобины с кинолентой (45 минут хронометража изображения на каждой). Во время домашнего киносеанса один раз приходилось останавливать проектор, чтобы поменять часть картины. Свой первый полноценный Home video, взятый на дом, я помню и по сей день, это были мои любимые ещё с детства научно-фантастические, захватывающие воображение «Отроки во Вселенной» режиссёра Ричарда Викторова. В тот морозный декабрьский день вместе со своим другом — единомышленником и кинофанатом, на продвинутом, со встроенным звуковым блоком проекторе «Радуга», полученном в качестве приза за победу на одном из конкурсов любительского кино, мы посмотрели эту ленту четыре раза подряд!
Но вернёмся к прокату «домашнего кино». Документальные, научно-популярные картины и так далее выдавались на дом Облкинопрокатом БЕСПЛАТНО!
ЕСПЛАТНО! С учётом всех вышеперечисленных «нюансов» становится понятным, почему Home video на шестнадцать миллиметров в нашей стране не получило такого распространения среди любителей смотреть кино дома, в отличие, скажем, от той же «восьмёрки» или диафильмов. Оно было доступно скорей «элите», которой (к примеру, в нашей Чите) было всего… человек пять. Зато в своё время, когда я начал брать фильмы из «заветного» узкоплёночного кинохранилища на дом, я вдруг узнал, что, оказывается, у меня появилось множество друзей.
А тем временем, когда «домашнее кино» в чистом своём виде (фильмокопии на восемь и шестнадцать) ещё «правило бал» (причём, не только в нашей стране), в двери домов и квартир уже вовсю стучало… нет, скорей, ломилось VIDEO…
Здесь пока «Стоп-мотор!» Продолжение нашего, надеюсь, интересного и познавательного экскурса по истории и настоящему Home video — через номер. А в следующем «Синескопе» мы, вероятно, попробуем заглянуть уже в подарочный… мешок кино-Деда-Мороза!
Все материалы рубрики «Синескоп»
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№51 (1795) // 20.12.2023 г.
0 комментариев