Кадры, сцены, образы, показанные в массе художественных фильмов о Великой Отечественной войне, настолько прочно вошли в наше сознание, что стали восприниматься почти документально. В силу своей убедительности «военное» художественное кино невольно способно ввести нас, зрителей, в ряд заблуждений и стереотипов… Хотя сразу замечу, что советские картины грешили этим нечасто. Гораздо большую толику этих заблуждений поставляет нам, зрителям, современный российский кинематограф. Давайте сегодня, по «горячим следам» празднования 75-й годовщины Великой Победы, попытаемся разобраться не с так называемыми «ляпами» в кино (совсем уж глупыми и невежественными ошибками), а именно с правдой и вымыслом в военно-художественном кинематографе. Итак…
Образ врага и его личное оружие в советском кино и не только…
«Классический» немецко-фашистский захватчик: зловещая фигура в сером, каска, натянутая на глаза, с автоматом «шмайссер», ведущим огонь от бедра, держа оружие за магазин. Этот архетип гитлеровского солдата оказался настолько силён, что его взяли на «вооружение» почти все кинематографисты мира, включая голливудских.
…в реальности начнём с того, что автомат на самом деле никакой не «шмайссер», и даже не совсем автомат. Это пистолет-пулемёт МР-40 (или более ранние модели MP 40/38 и МР-38) фирмы ERMA, а немецкий конструктор Хуго Шмайссер не имел к его созданию почти никакого отношения.
«Благодаря» кинематографу создалось впечатление, что вся немецкая армия была вооружена MP-40. В действительности автоматами было вооружено очень мало военнослужащих вермахта (танкисты, части специального назначения и некоторые штурмовые отряды). Причина слабого использования MP-40 – технологическая трудность изготовления (много сложной слесарной работы и очень мало штампованных частей). Лишь ближе к концу войны пистолет-пулемёт MP-40 начал применяться немецкой пехотой более массово, хотя, по большому счёту, так и не получил повсеместного распространения.
В реальности стандартным личным оружием немецких солдат была винтовка «Маузер 98к» (см. иллюстрацию). Даже элитные дивизии типа «Великая Германия» были вооружены ей на протяжении всей войны. Впрочем, в реальности на вооружении немецкой армии, начиная с 1944 года, был и настоящий «шмайссер» – автомат Хуго Шмайссера StG-44 «Sturmgewehr» (см. иллюстрацию).
«Шмайссер» стреляет
Второе распространённое заблуждение связано с удержанием МР-40 при стрельбе.
В кино немцы (или наши партизаны, а также бойцы, захватившие оружие противника в качестве трофея) стреляют, держась за магазин автомата. На самом деле, такое делать не рекомендовалось. Ввиду хлипкой конструкции горловины удержание за магазин легко приводило к перекосу патрона при его досылании, и оружие попросту «клинило».
Удерживать это оружие необходимо либо за горловину магазина вблизи казённой части ствола, либо за цевьё перед спусковой скобой. Магазином лучше вообще ничего не касаться, поскольку он сильно нагревался. Во избежание ожогов левой руки при первом варианте удержания немецкие автоматчики пользовались кожаными перчатками. В кино этого не увидеть.
Оружие воинов советской армии в кино…
Во многих фильмах наши бойцы воюют знаменитым пистолетом-пулемётом конструктора Григория Шпагина – ППШ образца 1941 года. Во многом благодаря и кино он стал символом советского солдата времён Великой Отечественной, подобно тому, как MP-40 прочно ассоциируется с солдатом Вермахта.
…в реальности, несмотря на свои великолепные характеристики (точность, скорость и дальность стрельбы (в два раза дальше, чем МР-40), большое количество патронов, надёжность, особенно при работе на сильном морозе) с ППШ воевали в основном штурмовые отряды наших автоматчиков и отчасти партизаны.
Для сравнения: только пистолетов-пулемётов ППШ-41 в годы войны было произведено более шести миллионов. Немцы, с апреля 1941-го по апрель 1945 года, произвели лишь 935,4 тыс. пистолетов-пулемётов, т.е. в 6,4 раза меньше.
Стандартным личным оружием советского бойца была сверхнадёжная, неприхотливая винтовка Мосина образца 1908/1931 года (см. иллюстрацию). Одной из главных причин преимуществ винтовки перед любым пистолетом-автоматом является прицельная дальность стрельбы.
Для сравнения. Немецкий МП-40: дальность прицельной стрельбы – 100 метров, ППШ – 200 метров, винтовка Мосина – 1000 метров! Так что все пистолеты-пулемёты (включая английские и американские) времён Второй мировой войны были эффективны в первую очередь для штурма и ближнего боя.
Одним из максимально приближённых в демонстрации личного вооружения советских и гитлеровских солдат являются эпопея «Освобождение», «Они сражались за Родину» и ещё целый ряд советских картин. Из современных, российских: картина А. Котта «Брестская крепость» (2010), лента К. Дружинина и А. Шальопа «28 панфиловцев» и немецкий фильм Йозефа Вильсмайера «Сталинград» (1992).
Танки в кино…
Тёмно-серые или тёмно-зелёные немецкие бронированные монстры: «Тигры», «Пантеры» и «T-IV» на фоне украинских, белорусских, донских степей под палящим солнцем летом, или топчущие снежные сугробы зимой. Танки стреляют по противнику на ходу из башенных орудий и пулемётов. Навстречу, дать врагу отпор мчат наши, такие же тёмно-зелёные, разящие захватчиков, лёгкие «БТ», знаменитые средние танки «Т-34» или тяжёлые «КВ-1».
…в реальности вся бронетехника – наша и немецкая – имела соответствующее сезону камуфлированное покрытие, а вовсе не была, как нередко показывают в фильмах, «зимой и летом одним цветом». Иначе она стала бы более лёгкой добычей для артиллерии и противотанковых групп.
В кино лишь изредка можно увидеть (к примеру, как в картине Л. Быкова «Аты-баты, шли солдаты», или Г. Егиазарова «Горячий снег») «пятнистые» танки, да и то только фашистские. Белые же – ещё реже. Из последних отечественных картин максимально верный зимний танковый камуфляж был представлен в фильме А. Сидорова «Т-34» (2018).
Что же касается стрельбы из танковой пушки и пулемёта на ходу, то это чисто киношное заблуждение. (Хотя такие кадры и смотрятся эффектно). В условиях реального боя для прицельного огня танк делал короткую остановку и производил выстрел. Иначе, учитывая неровное, мягко говоря, движение танка, как правило, по пересечённой местности, это был просто бессмысленный расход боеприпасов. То же касалось и стрельбы из танкового пулемёта. Однако, учитывая скорострельность данного вида вооружения, пулемётная стрельба на полном танковом ходу велась, хотя и с меньшим поражающим эффектом.
Вражеское приветствие…
…«Хайль, Гитлер!» – именно так приветствуют друг друга на протяжении всей войны вражеские офицеры и солдаты не только в отечественных, но и во множестве зарубежных фильмов (включая немецкие)…
…в реальности нацистское партийное приветствие появилось на передовой лишь 20 июля 1944 года. До этого дня воинское приветствие в Вермахте ничем не отличалось от приветствия, принятого во всех армиях государств-участниц Второй мировой войны – просто отдавали честь. Лишь для того, чтобы хоть как-то поднять моральный дух стремительно отступающих немецко-фашистских орд, на фронте появилось это претенциозное, но уже бессмысленное «Хайль!» фюреру.
Способы транспортировки грузов на войне в кино…
В наших и зарубежных фильмах немцы транспортируют артиллерийские орудия, военную несамоходную технику, грузы и личный состав в подавляющем большинстве при помощи различных автомобилей, тягачей, транспортёров и т.п. Наши воины чаще всего используют гужевую тягу.
…в реальности главной тягловой силой Вермахта в 90% являлись… лошади! Только летом 1941 года, в момент нападения на СССР, в гитлеровской армии «служило» примерно один миллион лошадей.
Головные уборы противника
В фильмах гитлеровские захватчики, спасаясь от мороза и от осколков советских снарядов, надевают каску на пилотку или кепи.
…в реальности немецкий солдат и офицер, если и надевал зимой каску, то на шапку-ушанку из собачьего, реже кроличьего меха, выделанную, в отличие от русской, мехом наружу.
Чтобы избежать обморожения зимой, солдат вермахта надевал под шапку шерстяной подшлемник – сплошной, закрывающий уши и нос, колпак с прорезью для глаз. Примерно такой, что носил Балбес – герой Ю. Никулина в комедии «Операции «Ы», но только без козырька.
Солдатская обувка в кино у наших солдат (за исключением фильмов, где показывают первый год войны), в основном представлена сапогами…
…в реальности типичной обувью подавляющего большинства рядового состава почти до конца войны были солдатские ботинки с обмотками. Иногда обмотки были из лендлизовской ткани…
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№21 (1609) // 20.05.2020 г.
0 комментариев