Кино в современном мире – не только искусство, но и продукт, товар, который надо умело подать и продать. Хотя и считается, что хороший фильм сам найдёт дорогу к армиям жаждущих, в реальности дело обстоит иначе. Продюсеры и инвесторы желают скорейшей и максимальной финансовой отдачи от картины, в которую вложены деньги. Одним показом рекламных трейлеров будущих блокбастеров потребителя не удивить. Сегодня в «Синескопе» – самые хитрые и оригинальные киноприманки и «киноловушки», расставленные на зрителя.
За последний десяток лет затраты на рекламную раскрутку фильмов приобретают всё более чудовищные формы: треть бюджета, а то и его добрую половину едва ли не каждой картины пожирает реклама. Причём PR-компания фильма начинается ещё задолго до начала съёмок и достигает своего пика перед премьерой. Но если вы думаете, что разные рекламно-завлекательные «фишки» – удел только современного кинорынка, то вы ошибаетесь.
Ходячие мертвечихи
В 1932 году на экраны США выходил, пожалуй, самый первый фильм ужасов об оживших покойниках – зомби с участием легендарного Белы Лугоши, прославившегося главной ролью в картине «Дракула». Режиссёром ленты под названием «Белый зомби» был… русский (!) – Виктор Гальперин. Для раскрутки картины Гальперин предложил невиданный ход: перед нью-йоркским кинотеатром «Риволи», где происходили премьерные показы фильма, на помосте безвольно ходило девять женщин в костюмах и зловещем гриме – актрисы изображали героинь «Белого зомби». Из кинотеатра через репродуктор передавали звуки из фильма: бой тамтамов, пение цикад, вопли колдунов-вуду и леденящий вой зомби… Прохожие и зеваки шарахались и в ужасе таращились на ходячих «покойниц»…
Картина имела феноменальный успех: её бюджет составлял 50 тысяч долларов, а в прокате собрала около 8 миллионов.
Аромат сюжета
В 1960 году продюсер детектива-триллера «Запах тайны» Майкл Тодд-младший понял, что для продвижения его фильма можно использовать не только различные визуальные средства, но также задействовать и… обоняние. «Пусть-ка теперь нюхают», – решил Тодд.
И «Запах тайны» стал первым фильмом, который сопровождался ароматами во время киносеанса. Запахи рассеивались по залу в ключевые моменты. Зрители могли учуять запах духов главной героини или аромат свежей выпечки, которую показывали на экране, и даже… крови! Не всё работало должным образом: до зрителей на последних рядах запах доходил с опозданием, от просмотра отвлекало шипение во время распыления ароматов, а специальное оборудование было только в трёх кинотеатрах. В финале все запахи смешивались, и в зале стоял такой аромат, хоть топор вешай. Фильм провалился.
Через 28 лет систему подачи ароматов в кино видоизменили – в 1988 году при просмотре фильма «Лак для волос» зрителям выдавали ароматизированные карточки под номерами. Во время просмотра на экране загорался номер карточки, которую нужно понюхать, чтобы ощутить те же запахи, которые чует героиня фильма. Эту же систему карточек использовал Р. Родригес в фильме «Дети шпионов 4D», которую, кстати, смогли испытать на себе и зрители нашего «Удокана».
Это всё «по правде»!
А вот пример хрестоматийного фильма ужасов «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (США, 1999 г.).
Сюжет: в октябре 1994 года три студента-кинематографиста исчезли в лесах штата Мэрилэнд, где снимали курсовой проект – документальный фильм, в основу которого легла местная легенда о ведьме из Блэр. Годом позже отснятый материал был найден и смонтирован в фильм.
Рекламная уловка-провокация. Во время рекламной кампании продюсеры утверждали, что вся документальная хроника реальная, ими найдена. Актёры знали о том, что никакой плёнки нет и в помине, но верили в легенду о ведьме из Блэр. Для дополнительного ажиотажа на афишах после имён исполнителей главных ролей было написано: «Пропали без вести. Считаются погибшими».
Результат. Благодаря кассовым сборам фильм «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» попал в Книгу рекордов Гиннесса: при бюджете в 22 тысячи долларов он собрал кассу в 240 миллионов! Есть немало зрителей, которые до сих пор считают, что всё, что показано в фильме, имело место в реальности.
Кампания по борьбе с потусторонними…
…в которую поверили после просмотра фильма «Охотники за привидениями» (1984).
Сюжет: три профессора пара-психологии решают заняться бизнесом и создают компанию «Охотники за привидениями». Вскоре им предстоит спасти жителей Нью-Йорка от потусторонней нечисти, мечтающей захватить весь мир.
Рекламная уловка-провокация. В картине показывается рекламный клип, который сняли герои фильма для продвижения бизнеса. Именно этот клип стали крутить по телевизору сразу же после премьеры «Охотников…». Позвонив по указанному телефону, можно было услышать записанный на автоответчик голос исполнителя одной из главных ролей Билла Мюррея («День сурка»), который говорил: «Извините, мы сейчас охотимся за привидениями. Оставьте своё сообщение после длинного сигнала». В час поступало до тысячи звонков.
Результат. «Охотники за привидениями» так полюбились зрителям, что через два года был снят мультсериал, а в 1989 году вышла и вторая часть фильма.
У-уу! Страшный сеанс!
С мистическими и парапсихологическими силами, скрытыми внутри человека, удалось поработать заокеанским кинопровокаторам перед премьерой ремейка-экранизации фантастического ужастика писателя С. Кинга «Кэрри» – картине «Телекинез» (реж. К. Пирс, 2013).
В одном из нью-йоркских кафе состоялся… настоящий сеанс телекинеза, который снимался на скрытую камеру и позже был распространён в Интернете. Для этого в кафе соорудили амортизирующую стену, за которой собрали систему подвесов и магнитов, соединили лесками книги на полках и закрепили на мебели датчики движения. Затем пригласили актёров, которые и разыграли сцену мщения главной героини фильма.
По сценарию мужчина опрокинул на компьютер Кэрри стакан кофе, из-за чего девушка рассвирепела. А дальше для посетителей кафе началась чертовщина – Кэрри «силой мысли» пригвоздила обидчика к стене и даже подняла его над полом! Начала перемещаться мебель. Затем девушка истошно закричала, и на пол полетели книги и картины. Тут уж посетители «сеанса телекинеза» в ужасе шарахнулись прочь из кафе. По городу, затем и по стране, пронёсся слух, да ещё подкреплённый «документальной» съёмкой, что телекинез – явление доказанное.
Генетика как…
…«продажная девка киноимпериализма». В 1997 г. на экраны вышла необычная социально-фантастическая «Гаттака». Сюжет: вскоре мы будем жить в мире, где каждый человек генетически запрограммирован. Эти рождённые из пробирок люди имеют неограниченный срок жизни, обладают мощным интеллектом, силой и отсутствием эмоций. Они – элита мира. Другие же, зачатые в любви, – изгои.
Рекламная уловка-провокация. Едва фильм вышел на экраны, в прессе и на телевидении появилась реклама, в которой родителям предлагалось генетически перепрограммировать их детей. На указанный номер каждый день поступали десятки тысяч звонков от американцев, желающих «переделать» отпрысков.
Результаты. Несколько месяцев велись высоконаучные споры о возможности создания генетически запрограммированных людей и моральном аспекте «генетического фашизма».
Карау-уул! Угрозы! Шантаж!
В желании протолкнуть товар заокеанские кинопиарщики применяют даже «криминал». В начале августа 2006 года соединённо-штатские жители были напуганы необычными телефонными звонками – в трубке был голос актёра Сэмюэля Л. Джексона, который обращался к абоненту по имени и, угрожая, с зловещей интонацией призывал пойти посмотреть фильм «Змеиный полёт» (реж. Д. Эллис), а не то… Оказалось, звонки были организованы при помощи сайта фильма, на котором интернет-пользователи могли разыграть друзей звонком от Сэмюэля Л. Джексона – для этого нужно было указать имя, некоторые детали и телефон приятеля. А дальше специальная программа вставляла имя в уже записанное голосовое сообщение Джексона и осуществляла звонки. Более десяти тысяч звонков было совершено только за первые сутки работы сайта.
Что есть вирусная реклама и инопланетяне? Кинотеатр атакует танк. Русская рулетка и пригласительный на премьеру. Как записаться в армию знаменитого преступника? «2012» – реальная лотерея жизни и смерти. После промо-кампании и премьеры фильмом заинтересовались спецслужбы ЦРУ и ФБР. Коварные кинопровокаторы России. Брейся, как Супермен! «Криминал» читинского «Удокана» и прочие «ловушки» для зрителя… Об этом через номер, в 1-апрельском «Синескопе». А в следующей встрече — о новейшем совместном российско-украинском (!) военно-патриотическом проекте «Битва за Севастополь»!
Все материалы рубрики «СИНЕСКОП»
Сергей Балахнин
«Читинское обозрение»
№11 (1339) // 18.03.2015 г.
0 комментариев