кино или назовём его Киноинтернет — мировое информационное пространство — этакий виртуально-информационный океан фильмов, (хотя и не всех), когда-либо созданных человеком, (и не только). Одни из поклонников кинематографа предпочитают смотреть фильмы прямо в этом «океане» — в режиме «онлайн», другие, добыть и затем видеть его «на суше» — в «офлайне» — в дальнейшем уже независимо от наличия Интернета! Сегодня, для новичков и, особенно для представителей старшего поколения любителей кино, мы продолжаем наш кино-интернет-ликбез именно в рамках последнего…
…поскольку, помимо последующей независимости наличия Киноинтернета, любимый фильм можно будет легко перенести и затем смотреть с любого носителя (жесткий диск, «флэшка», диск DVD и т.п.) и воспроизводящего устройства (компьютер, ноутбук, планшет, телевизор, плеер), имеющего гнездо USB или дисковода и т.д.
Что ж, теперь продолжим. Далее речь пойдёт…
О «рипах»
…И так, вы нашли на одном из нескольких сотен сайтов-трекеров с массой самого разнообразного кино-телеконтента (фильмы, сериалы, мультики и т.д.) ту кинокартину, которую вам хочется получить в свою коллекцию или просто ознакомится с её содержанием. Сердце радостно стучит в предвкушении скорого просмотра любимого фильма и вдруг кроме описания содержания ленты, вы обнаруживаете какие-то загадочные сочетания букв: САМ, TS, SAT-Rip, BDRip, MVO, AVI, MKV, Dub и т.д. Что это за «шпионские» «шифры» и «коды»? Всё гораздо проще — это обозначения качества фильма, его формата и его звукового сопровождения.
Прежде чем продолжить дальше, кое-что о слове-приставке «Rip». Она часто встречается в обозначениях того, или иного термина и означает определённый класс качества кино-телеконтента.
Rip (от англ. Ripping — отрывать) — извлечение информации с носителя аудио-видеоинформации в файл.
Рип, выполненный с экземпляра какого-либо оригинального киноконтента (предположим, это старый, добрый DVD-диск со стандартным максимальным объёмом информации в 4,7 Гигабайта, разрешённый к свободному, некоммерческому распространению и обмену) — это сжатая, для уменьшения размера фильма его версия.
Сжатая до объёмов 650-700 мегабайт и 1,3-1,5 Гб (бывает и гораздо больше). Визуально качество подобного изображения высокое, хотя это ещё и зависит от специалистов, кто работал с этим кино-теле-мультфильмом. Впрочем, на экранах больших телевизоров могут наблюдаться некоторые визуальные «артефакты» изображения…
Дешифруем «загадочные» «понятия»
САМRip — версия фильма — так называемая «экранка». Видео и звук записывают на любительскую камеру, фотоаппарат, смарт- или айфон в зале кинотеатра. Изображение может трястись, быть снятым под углом к экрану, в некоторых фильмах видны головы других кинозрителей и т.д. Качество фильма с обозначением CAMRip самое низкое. Как правило — это «пиратка» высшей 100%-ой пробы. В общем, форменное безобразие для всякого адекватного зрителя-любителя кино и коллекционера, а также садизм и пытка для его органов зрения, слуха и …чувства прекрасного у вышеназванных.
TS — та же «экранка», но записанная с экрана профессиональной камерой на штативе в пустом кинозале или в помещении оператора показа (киномеханика). Качество TS на несколько порядков выше, чем у CAMRip, но чаще всего это тоже «пиратка» — то есть такое же безобразие, как и CAMRip.
TC (Telecine) — здесь копия фильма сканируется специальной аппаратурой с кинопроектора. Качество может не отличаться от фильмов, примерно равных, но записанных на DVD-дисках. Звук отличный. Иногда бывают проблемы с естественностью цветов («желтизна» или «синева» картинки).
VHSRip — «оцифрованное» кино с бытовой видеокассеты формата VHS. Как правило, чаще всего, подобный кино-телеконтент представляет собой какой-либо раритет. Качество — сами понимаете…
TVRip — фильм записан с телевизионного сигнала, обычно кабельного (но попадаются и с простой антенны). Может быть неплохим по качеству.
SATRip — аналогично TVRip. Материал записан со спутникового видео. Обычно такой «рип» лишь немного уступает DVDRip.
DVDRip — качество фильма высокое, аналогичное записанному на DVD-диск. Звук может иметь несколько дорожек, включая пятиканальный.
BDRip и HDRip — фильмы с самым высоким качеством изображения и звука, приравненные к дискам самого продвинутого цифрового видеоформата Blu-ray и HD. Имеют самые большие объёмы из всех фильмов в Интернете (до 50 Гигабайт).
И наконец, один из самых относительно последних (появился в 2013 году) и лихо набравших в количественном отношении, «рипов» —
WEB-DL — качество изображения высокое (не хуже DVDRip, а может быть даже лучше).
Данный «рип» представляет собой запись какой-либо трансляции фильма (сериала) и т.п. в Интернете (или с официальных сайтов авторов фильма). Стоит отметить, что в последнее время, по ряду причин (включая современную пандемическо-«коронную» «катавасию») участились демонстрации кино-телеконтента в свободном доступе на стримиговых платформах (о них мы ещё поговорим — прим. автора)… У WEB-DL имеется «младший брат», ныне не менее популярный…
WEB-DLRip — картинка фильма остаётся почти такой же качественной, но является меньшей по по объёму, поскольку более сжата путём специальной конвертации.
С «рипами» надеюсь, боле-менее разобрались. Далее, с чем должен определиться фанат кино — это с тем, в каком виде он планирует после добычи фильма просматривать своё обретённое сокровище, а потому…
Кое-что о форматах изображения
Как правило, любой кино-теле-мультфильм расположенный на выбранном соответствующем сайте имеет свой формат (или, правильней назвать, «контейнер»… но пусть будет всё-таки «формат» —прим. автора) изображения. Но не пугайтесь, друзья! Чтобы не забивать головы, остановимся только на двух, но зато «самых-самых-самых» распространённых, ширпотребовских, так сказать, в хорошем смысле этого значения. Первый:
AVI (Audio Video Interleave — с англ. букв. — «чередование аудио и видео»). Появился на свет в 1992 году. Способен хранить, воспроизводить аудио и видеофайлы и сжимать их. Особая ценность формата — воспроизведение практически на любом мультимедийном оборудовании, а для любителя кино или его коллекционера ещё и возможность смотреть фильмы, сериалы, мультики на любых бытовых DVD-плеерах (а таких в обиходе ещё пруд-пруди — прим. автора).
AVI также может, довольно легко конвертироваться в другие форматы изображений, к примеру, в MP4.
Одним из небольших минусов формата AVI является то, что фильм невозможно начать смотреть сразу с какого-то определённого его фрагмента — приходится «проматывать» изображение до нужного места.
MKV (Matroska Video (в слове «Matroska» «o» правильно должна писаться с двумя точками сверху — прим. автора). Именно «Матрёшка», а вовсе не форменная одежда гражданского или военного моремана, как читают и произносят некоторые. Формат появился на свет в России, в 2002 году. Считается белее универсальным, чем традиционный AVI.
Из «плюсов» «Матрёшки»: если надо, то легко редактируется, позволяет легко извлекать видео- и аудиоданные. Может иметь экранные меню как на фильмах с DVD-дисков. Способен разбить файл с фильмом на участки и воспроизводить его с нужного места. Позволяет переключать язык субтитров «на лету» (т. е. без последующей остановки и запуска воспроизведения файла с начала), также, быстрей работает перемотка по файлу, более устойчив к ошибкам (по заявлению авторов-разработчиков) ни и ещё кое-что полезное.
Существенным «минусом» MKV и поводом некоторого расстройства некоторых любителей и коллекционеров кинокартин является неспособность подавляющего большинства бытовых DVD-плееров (особенно старых моделей) воспроизводить фильмы в этом формате (контейнере).
В финале нашего сегодняшнего кино-интернет-ликбеза осталось поговорить…
О «сабах» и …не только
Кроме вышеперечисленных обозначений качества фильмов и форматов вы обнаружите ещё одни «загадочные» обозначения: MVO, VO, Dub, RusSub и т.п. Здесь нет ничего сложного и загадочного — это «шифры» речевого сопровождения, как правило, зарубежной (или немой) картины, где…
Dub — означает, что кино полностью дублированное, MVO — многоголосый перевод, VO — перевод с одним голосом. Нередко эти данные даются сразу на русском языке: «Полное дублирование», «Профессиональный многоголосый», «Авторский (одноголосый, закадровый)» и т.д.
Для ценителей зарубежной киноклассики. попавшей в нашу страну в эпоху «Home video» и старых добрых картин с видеокассет иногда предлагаются специализированные звуковые дорожки с легендарными мастерами синхронного перевода той поры: Владимира Володарского, Алексея Михалёва, Андрея Гаврилова, а также более современного Гоблина — Дмитрия Пучкова…
RusSub, EngSub и т.д. — на сленге иногда называемые «русифицировано» — «сабами».
Они «говорят» о том, что фильм снабжён русскими, английскими, немецкими, украинскими, китайскими, суахили, чукотскими, марсиано-пандорскими и прочими субтитрами.
…Ну вот, с первичным «техническим» кино-интернет-ликбезом мы более-менее, надеюсь, разобрались и теперь, уважаемые любители кино, делающие первые шаги в виртуальном мировом океане фильмов, вы имеете некоторое представление, как найти для себя приемлемый по качеству фильм, сериал, мультик. Вы начинаете его «качать». Вот он — счастливый момент: сейчас появится заветный файл с фильмом и… Примите «поздравления» — теперь, возможно, вы — потенциальный… преступник! А может, и нет…
…Торренты — виртуальная Тортуга кинопиратов и Остров свободы честных хозяев. Всё-таки Онлайн или Офлайн? «Когда можно, когда нельзя, но очень хочется и когда совсем нельзя» — кое-что о «свободных», «условно освобождённых» и «чалящихся» фильмах в Интернете. Качать или не качать? Только запрещать? О жадности авторской, убогости и наглости «правообладателей». Легальные пионеры Торрентов: премьеры блокбастеров в Интернете и в кинотеатрах. Кино, Интернет, Закон. Статья. Стриминг-платформы — прогресс или регресс большого кинематографа? Об этом в следующей нашей встрече.
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№32 (1672) // 04.08.2021 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев