Утончённые, роскошные яства и нехитрый закусон вкупе со сверкающими в ёмкостях веселящими жидкостями… На экране и то, и другое выглядит одинаково – особо и невероятно наивкуснейшим. Зритель (даже сытый) всегда слегка (иногда это мягко сказано) завидует, по понятным причинам, актёрам, занятым в подобных сценах. Ну, а как же происходят съёмки «гастрономических» эпизодов на самом деле? Сегодня мы продолжаем тему пиров, застолий, возлияний-выпиваний в кинематографе.
Выпиваем…
«Родимая» и голуби
Не каждому известно, но любимый народный фильм «Любовь и голуби» мог оказаться «на полке». В стране начиналась свирепая антиалкогольная кампания, развязанная последним советским генсеком М.С. Горбачёвым, а в фильме Владимира Меньшова главный герой Василий (А. Михайлов), его сосед дядя Митя (С. Юрский) лихо глушили родимую сорокоградусную. Героини-женщины также браво опрокидывали рюмочки беленькой. А одна из них – баба Саша, в сцене «На причале», где появилась внезапно вместо дяди Мити, помимо водочки на глазах перепуганного Васи с удовольствием осушила трёхлитровую банку пива (за три дубля – все девять литров). И всё было бы, может, и ничего, кабы до киночиновников и блюстителей морали не дошли слухи, что актёры «квасили» по-настоящему! В кадре пили самую что ни на есть взаправдашнюю водку и прочие алкогольные напитки! Скандалище на «Мосфильме» был жуткий, и даже хотели уволить режиссёра, но, в конце концов, как это нередко случалось, «дело» спустили на тормозах – фильм всё-таки вышел на экраны и стал классикой. Сам же актёр, исполнивший главную роль в картине, нет-нет да и вспомнит с удовольствием, как в эпизоде «Речное свидание с женой» открывал пробку чекушки с более чем реальным содержимым, выпивал его и плакал пьяненькими жалостливыми слезами.
Закусываем…
Самая вкусно-феноменально-криминальная
Все мы отлично знаем и помним одну из самых вкуснейших, возбуждающе-аппетитных сцен за всю историю отечественного кинематографа – сцену царского пира из комедии Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Ещё до съёмок фильма была составлена расходная смета, и оказалось, что для неё дешевле приобрести настоящие продукты, а не бутафорию. Повара-мастера приготовили здоровенное блюдо с осётром, зажарили поросят с яблоками, наготовили много всяческих яств по высшему «царскому разряду». Гайдай распорядился поставить «салатницы» с красной, чёрной и «заморской» икрой. В общей сложности царский стол обошёлся свыше трёхсот (настоящих советских!) рублей! Съёмки планировались на 2 января. Но тут произошло ЧП: когда киношники явились в съёмочный павильон, то увидели …пустые столы и посуду. Кто встретил Новый год за счёт государства, так и осталось загадкой. Не помогла и собака с милицией. Забавно, но заготовленная банка «икры заморской» осталось нетронутой. В итоге все продукты Гайдаю пришлось закупать за свой счёт, а кулинарам готовить всё заново.
По другой версии, сцену «Царская трапеза» пришлось переснимать потому, что во время просмотра проявленной плёнки обнаружилось, что в кадр монаршего «банкета» от XVI века попала бутылка… «Боржоми» от века XX-го.
Выпиваем…
Кому «жить, как говорится…» нехорошо
На втором месте после водочки, изредка натурально «работающей» в кадре, особой любовью в кинематографе пользуется пивко. Чаще – настоящее. Впрочем, бывали случаи, когда актёры на дух не переносили этого пенного напитка. Так, 10 июля 1967 года в Алуште Гайдай снимал знаменитый эпизод «Кавказской пленницы» «Троица у пивной бочки», где Трус произносит своё сакраментальное: «Жить, как говорится, хорошо!». Перед съёмкой Вицин, который принципиально не потреблял горячительного во всех видах, сразу отрезал: «Пиво пить не буду». Решили налить актёру вместо пенного напитка отвар шиповника. Отсняли несколько дублей – вроде бы всё отлично. Пока Бывалый-Моргунов, великий ценитель ячменного хмельного, вдруг не рявкнул: «А чего это у Гошки пивьё не пенится?». «Пиво пить всё равно не буду. Ну вас, к бесу!», – опять упёрся актёр. Кто-то предложил в кружку с отваром накидать ваты – вроде как пена. Этот вариант Вицину тоже не понравился. В итоге непьющему актёру Гайдай в приказном порядке велел хлебать настоящее пиво. К счастью, справились за один дубль. Впрочем, этого хватило, чтобы Вицин маялся животом почти неделю. «Всё это от вашего дурацкого пива», – в сердцах говорил Георгий Михайлович.
Закусываем…
…Роботом и… звездолётом!
Настоящие мастера-кулинары способны сделать из продуктов совершенно невероятные вещи, которые зритель принимает за неудобоваримые: съедобные микрофоны, шляпы, ботинки (вспомните «Золотую лихорадку» Чаплина) и т.д. Но всё это было сугубо «земным». В 1979 году «еда» вырвалась в космос! Ныне мало кому известно, но в одной из знаменитых сцен фантастического триллера «Чужой» Ридли Скотта, где из надреза сустава инопланетной твари потекла сильнейшая кислота и начала разъедать и прожигать металлическое покрытие палуб космического корабля «Ностромо», использовались крупные… кондитерские изделия! Металлический пол был изготовлен из… вафель! На них текла подкрашенная газировка и они эффектно разъедались.
Продукты использовались и в известной сцене, где у коварного Эша отлетала голова, и становилось ясным, что он робот, вместо крови которого белая «технологическая» жидкость. Актёр Йен Хольм щедро лил изо рта молоко. На протяжении съёмок эпизода ему пришлось употребить более 12 его литров. Зритель даже не подозревает о таких гастрономических «спецэффектах» – так муляж головы Эша был нашпигован кроме пластмассовых трубок… варёными спагетти и кольцами репчатого лука!
Выпиваем… и … не закусываем! Поскольку…
…Закуски огнеопасные
На студию «Казахфильм» в 1970 году после окончания ВГИКа был направлен режисёр-дебютант Юрий Андреевич Шиллер. Вскоре он приступил к съёмкам своего первого полнометражного художественного фильма. Картина была весьма среднебюджетной, но в ней присутствовали массовки, причём с застольями. Молодой режиссёр решил прибегнуть к реализму и распорядился использовать в кадре настоящие закуски и различные вкуснотищи в виде гусей с яблоками, чёрно-красной икры, крабов, дорогих салатов, колбас, ветчины и прочих вкусностей. Массовка с превеликим удовольствием употребляла съёмочно-кулинарный «реквизит», да так, что после каждого дубля на столах почти ничего не оставалось (даже для главных героев картины). После трёх дублей режиссёр понял, что бюджет картины начинает шататься. Шиллер серьёзно задумался и… Далее было снято ещё несколько дублей застольных сцен без каких-либо продуктовых потерь. Думаете, массовка устала и наелась смачных деликатесов? Ничего подобного. Просто молодой режиссёр проявил находчивость. К четвёртому дублю весь вкусный реквизит он опрыскал …из пульверизатора …керосином! Все яства мгновенно стали несъедобными (за исключением тех, которые употреблялись на крупных планах), но визуально смотрелись отлично. Сцены застолий были сняты, а режиссёр-дебютант получил благодарность от руководства студии за работу. Недовольна осталась только массовка.
Выпиваем… и однозначно – закусываем
Безалкогольно-мучительную H2O
Именно от воды пришлось принять, наверное, больше всех мучений в истории отечественного кино актёру Михаилу Кокшенову, причём сцены эти были сугубо… «сухопутными». Так, в 1961 году, впервые в жизни попав в кинокадр в комедии «Девчата» 25-летний Миша, несмотря на крошечную роль, запомнил эти съёмки на всю жизнь. Режиссёр Чулюкин заставил малознакомого статиста выпить залпом из графина всю воду. Остановил съёмку, только когда парень начал подозрительно булькать горлом. Даже вода пошла из носа. Потом был ещё дубль, а потом ещё… Парень почти тонул, находясь в сухом помещении. После этого киногруппа долго не могла отыскать Кокшенова. Было только слышно, что где-то за декорацией в какую-то ёмкость потоком хлестала вода, сопровождаемая сдавленным рычанием. С того славного денёчка Михаил до сих пор не может смотреть на полные графины с водой без ненависти.
Закусываем…
Чёрненькая многодублевая
В начале 1970-х паюсная икра была дефицитом «умеренным», зато стоила весьма неумеренно, поэтому большинство киношников старалось разными путями сократить расходы на эту роскошную чёрную съедобную «актрису», если она была «занята» в фильме. Шли на разные ухищрения и хитрости, дабы «обмануть» зрителя. Своеобразный рекорд «хитрости» поставила знаменитая картина А. Мкртчана «Земля Санникова». 15 июня 1972 съёмочная группа работала в павильоне «Ленфильма», где была построена декорация «Ресторация». Здесь Ильин (Дворжецкий) знакомился с авантюристом Крестовским (О. Даль). Заведение было обставлено с полным шиком. Столы ломились от шикарной закуски и, в первую очередь, от чёрной икры. Зрители фильма и по сей день не догадываются, что баснословно дорогой продукт… нет, он был не бутафорским и даже частично съёдобным. Чёрная икра была сварена реквизитором группы из… перловой каши, которую затем подкрасили чёрной тушью! А единственный бутерброд с настоящей икрой был только на тарелке у Владислава Дворжецкого. Надкусывая его, актёр умудрился растянуть деликатес на восемь дублей!
И ещё закусываем (экзотично)…
Каша «по-джентльменски»
Привычные съедобные продукты, как я уже отмечал, на экране могут «исполнять роли» абсолютно несъедобных вещей и даже жидкостей. В любимых «Джентльменах удачи» еда приняла не менее неожиданный, неузнаваемый вид, чем в вышеупомянутом импортном «Чужом». Доцент, Хмырь, Косой и Василий Алибабаевич бегут из тюрьмы в цистернах, наполненных раствором цемента, но погружать знаменитых артистов в настоящий стройматериал режиссёр А. Серый побоялся. И тогда цементом стала подкрашенная… манная каша. Но она была хороша только в горячем виде, а, когда остывала, превращалась в комки. Поэтому консультанты картины придумали новый состав и смешали кашу с мукой и пивом. Получившийся «цемент» смотрелся как настоящий. Актёры спокойно в нём искупались, за исключением Савелия Крамарова — его долго уговаривали, поскольку он категорически отказывался залезать в цистерну из-за клаустрофобии.
Выпиваем (на посошок)…
В киношной среде упорно ходил (и ходит поныне) слух о том, что режиссёр Гайдай платил за каждый придуманный смешной гэг или трюк по бутылке «Шампанского». Оказалась, что это якобы чистая выдумка. Но! Бывалый – Евгений Моргунов всю жизнь это оспаривал. «Для Гайдая было главное, чтобы мы придумывали трюки. За каждый он предлагал нам по одной «противотанковой» с «шипучкой», – любил с удовольствием вспоминать Евгений Александрович. – Никулин заработал в «Кавказской пленнице» 24 штуки. Я – 18. А Вицин заработал лишь один «пузырь». Потому что он страшно не любил шампанское, как и пиво, и винцо, и водяру. Гоша любил сдавать посуду…».
На том наш вояж по экранно-питейно-продуктовым аппетитностям я… не заканчиваю! В ближайших «Синескопах» мы начинаем наш традиционный ежегодный зимний кинообзор по самым ожидаемым и наиболее «вкусным» кинопроектам первой половины 2019 года!
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№3 (1539) // 16.01.2019 г.
0 комментариев