Сотни разноцветных объявлений, словно язвы, покрывают город, захватывая всё новые и новые фасады, столбы, подъезды. Бороться с этой заразой сложно, но можно. Эстетический облик города не менее важен, чем коммерческий успех отдельных предпринимателей.
Не проходите мимо
Сложно представить современный город без уличной рекламы. Это один из традиционных, популярных способов распространения информации и привлечения внимания потенциальных клиентов или покупателей. При грамотном и профессиональном исполнении реклама может даже улучшить внешний вид городских улиц. Например, светящиеся вывески магазинов, различных заведений выгодно подчёркивают уровень развития сервиса, указатели и прочие рекламные конструкции помогают ориентироваться тем же туристам. Но есть и негативные примеры. Например, печатная продукция, которой забиты почтовые ящики в подъездах. Или листовки, которыми завалены улицы, особенно в центральной части города. Объявления, которыми обклеены фасады зданий, подъезды домов, столбы освещения и прочие малопригодные для этого места.
Проблема усугубляется тем, что многим читинцам уровень воспитания, к сожалению, не позволяет донести после прочтения рекламный буклет до урны и выбросить. Часть жильцов многоквартирных домов по привычке выгребает содержимое своих ящиков прямо на лестничную клетку. Мусор в подъездах – головная боль управляющих компаний, листовки с улиц ежедневно убирают дворники. А вот бумажные «бороды» объявлений, украшающие интерьеры города, не так часто привлекают внимание коммунальщиков.
А что мне за это будет?!
Сторонники дешёвой рекламы, размещая свои объявления в не предназначенных для этого местах, не только засоряют город, но и нарушают закон. Правила благоустройства территории городского округа «Город Чита» гласят: «Не допускается размещение объявлений информационного характера в неустановленных местах. Места размещения объявлений определяются муниципальными нормативными актами. Организация удаления объявлений информационного характера возлагается на лиц, разместивших их, собственников объектов либо лиц, осуществляющих эксплуатацию данных объектов. Юридические, физические, должностные лица и индивидуальные предприниматели обязаны доводить до лиц, непосредственно осуществляющих расклеивание и вывешивание материала, информацию о недопустимости расклейки и вывешивания указанного материала в местах, не предназначенных для этих целей».
Ответственность за нарушение законодательства предусмотрена статьёй 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ и законом об административных правонарушениях Забайкальского края (в частности, статья 18 пункт 1.2 закона). Нарушение правил благоустройства влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 2500 рублей; на должностных лиц – от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на юридических лиц – от 10 тысяч до 50 тысяч рублей.
Предусмотрено также привлечение к ответственности за повторное правонарушение.
Главное – поймать за руку
Однако существует объективная проблема с привлечением к ответственности. Правонарушитель должен быть пойман непосредственно во время расклейки рекламных материалов. Если попытаться найти заказчика по той информации, которая размещена в объявлении, то он может просто заявить, что не заказывал расклейку.
Вину заказчика можно доказать только в том случае, если факт заказа подтверждён документально. В основном же это делается безо всякого договора. В противном случае как доказать наличие причинно-следственной связи между содержащимися в рекламном материале контактными сведениями и фактом расклейки именно этими лицами (с их ведома, по их поручению)? Пример: одно лицо может злонамеренно расклеивать рекламные объявления с корыстной целью привлечения другого к административной ответственности.
Куда пойти поклеить
Стараниями расклейщиков любой свежевыкрашенный фасад превращается в несанкционированную рекламную тумбу. Однако запретить этот вид рекламы тоже нельзя. Возможно, минимизировать негативные последствия можно через увеличение количества санкционированных мест для подобного рода объявлений и рекламы, которых в Чите пока довольно мало. Городским властям не мешало бы установить дополнительные рекламные тумбы в местах максимального скопления горожан, развесить доски у подъездов и на остановках общественного транспорта.
Заместитель начальника городской контрольной инспекции Вадим Завора согласен с тем, что столбы и фасады домов, обклеенные объявлениями, сильно портят внешний вид краевой столицы:
– Расклейкой в неположенных местах занимаются как частные лица, так и предприниматели. Есть специально предназначенные для этого места – так называемые «доски объявлений». Расклейка в других местах – это противозаконное действие. Есть добросовестные рекламные компании, заключающие договоры с управляющими компаниями, которые вешают свои доски на подъездах и на них расклеивают свои объявления, при этом содержат доски в надлежащем состоянии.
Привлечь к ответственности нарушителей сложно, такие случаи, по словам Заворы, бывают не очень часто. Проблема в том, что не всегда удаётся доказать виновность лица, совершившего правонарушение, не всегда удаётся поймать правонарушителя на месте.
– Полноценно бороться с этим явлением мешают пробелы в законодательстве различных уровней, в частности, нельзя привлекать заказчика, то есть того, чьи реквизиты указаны в объявлении, – рассказывает Вадим Завора. – В нашем городе практикуется два способа борьбы с этой напастью: ручная очистка и наказание расклейщиков.
А как у них
В других городах России с любителями столбовых объявлений борются не только при помощи штрафных санкций, но и альтернативными способами. Например, столбы и фасады зданий обрабатываются раствором типа «антиклей», который препятствует прилипанию объявлений к поверхности. Где-то столбы затягивают защитной сеткой типа «рабица». Самый интересный способ применили в Туле. Система «call-офис» организовывает автоматический обзвон незаконных расклейщиков. Робот звонит каждые три минуты на указанный в объявлении телефонный номер, сообщает о незаконности расклейки, о том, что объявления необходимо снять, а также заплатить штраф. В итоге потенциальный покупатель по указанному в объявлении номеру дозвониться не может, и польза от такого вида рекламы нулевая. Правда, власти нашего города вряд ли смогут изыскать в дефицитном городском бюджете дополнительные финансы на подобные методы борьбы.
А пока большинство расклейщиков несанкционированной рекламы остаются без наказания, хотя наносят немалый ущерб не только городу, но и собственникам различных зданий и сооружений.
Все материалы рубрики "Темы"
Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№31 (1463) // 02.08.2017 г.
0 комментариев