Главная / Авторы / Александр Баринов / «Когда подступает отчаянье…»
«Когда подступает отчаянье…»
13 апреля 1902 года были проведены испытания первого в России троллейбуса


13 апреля (31 марта по старому стилю) в 1902 году в Санкт-Петербурге были проведены испытания первого в России троллейбуса, изготовленного фирмой Петра Фрезе

Но прежде напомню: Пётр Александрович Фрезе (1844-1918) – российский изобретатель, один из конструкторов первого российского автомобиля и основоположник отечественного автомобилестроения.

А теперь собственно о событии, заметку о котором в 1902 году опубликовал журнал «Автомобиль»:
«В воскресенье, 31 марта, в три часа дня, на дворе завода «Фрезе и К» (Эртелев пер., 10, здесь в 1896 году был собран первый русский автомобиль) в присутствии г. министра путей сообщения кн. М.И. Хилкова и членов комиссии по вопросу о применении электрической тяги на железных дорогах, шоссейных и водных путях, был демонстрирован автомобиль, питаемый током от центральной станции, при помощи особой тележки, катящейся по проводам и собирающей с них ток. Тележка, соединённая с автомобилем двойным проводом, передвигается самим автомобилем…

Автомобиль, весящий 50 пудов, был нагружен 50-ю пудами и показал средний расход тока в 7 ампер при 110 вольтах. При опытах автомобиль легко уклонялся от прямого направления, давал задний ход и поворачивался».

И вскоре троллейбусы стали непременным атрибутом крупных городов.
В Чите вопрос о создании новой системы общественного транспорта был поднят только в 60-х годах ХХ века, когда было начато строительство Читинской ГРЭС. В строй первая очередь вступила в 1969 году, и появилось достаточное количество электроэнергии для такого вида транспорта.

Но работы, понятно, начались загодя. Уже в 1967-1968 годах под руководством Евгения Барковского строительное управление треста «Читапромстрой» вело строительство троллейбусных линий и создание инфраструктуры пассажирского электротранспорта. В апреле 1970 года создали троллейбусное управление, которое и возглавил Евгений Иванович. 19 декабря была произведена первая обкатка троллейбуса, а 30 декабря 1970 года в Чите наконец-то состоялось открытие троллейбусного движения. Троллейбусы пошли по маршруту №1 от депо до вокзала станции Чита-2. И мы вслед за жителями других крупных городов страны могли запеть как о своём песню Булата Окуджавы:

Когда мне невмочь
пересилить беду,
Когда подступает отчаянье,
Я в синий троллейбус
сажусь на ходу,
В последний, случайный…

На линию были выпущены первые 15 новеньких машин. В 1971 году первый маршрут продлили до городской больницы и открыли маршрут №2 (от депо до ТРЗ). В 1972 году этот маршрут изменили, и троллейбусы по нему стали ходить от стадиона ЗабВО. В 1973 году появился маршрут №3, который сначала ходил только до нынешнего театра кукол (тогда здесь был дом культуры), а с 1975 года – до Соснового Бора. Потом появились маршруты №4 (в 2001 году его закрыли), №5 и №6.

В 70-х годах (я тогда учился в старших классах и на истфаке пединститута и ездил на учёбу в центр от улицы Красной Звезды) в час пик народу в троллейбусы набивалось столько, что мои легковесные сверстники могли поджимать ноги и висеть не падая. Так плотно со всех сторон их зажимали пассажиры.

Сегодня такого, конечно, нет, но пустыми эти машины не бывают. Хотя пассажиров для рентабельной работы явно не хватает. Именно поэтому недавно руководитель городской администрации Владимир Забелин заявил, что будет пересмотрена схема движения городского пассажирского транспорта, с учётом приоритетов именно троллейбусов. Ведь «Троллейбусное управление» в отличие от маршруток является муниципальным, а не частным, предприятием. На прошедшем 5 апреля заседании комитета по развитию производительных сил, инфраструктуры и инновациям Законодательного собрания края Владимир Забелин вновь подтвердил и то, что несмотря на все финансовые трудности текущего года, городские власти не отказались от идеи продолжить троллейбусную линию от депо до Каштакского кольца. Так что наши пусть теперь не синие, а раскрашенные различной рекламой, троллейбусы осваивают новые направления, радуя молодёжь и пенсионеров и огорчая автомобилистов, не долюбливающих «вагоны с рогами», без которых Чита многое бы потеряла. Так что и читинцы должны быть благодарны петербуржцу Петру Фрезе.

Все материалы рубрики "Этот день в истории"
 

Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№15 (1395) // 13.04.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net