В прошлом году автолюбители, особенно те из них, кто имеет склонность «пошалить» за рулём, были шокированы изменением, введённым в Уголовный кодекс РФ. Теперь незаконопослушный обладатель авто в ряде случаев может не только на время расстаться с водительским удостоверением, но и в прямом смысле потерять своего железного коня.
Для любого обладателя продукции автопрома лишиться своего средства передвижения сродни страшному сну, особенно при нынешних ценах на авторынке. Тем не менее за прошедший период, а это год с небольшим, решения о конфискации авто уже есть в судебной практике почти всех регионов России. И наш край не стал исключением.
Напомним, федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 258-ФЗ в качестве дополнительной меры в отношении нарушителей, привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьями 264.1, 264.2 и 264.3 УК, их транспортное средство может быть конфисковано в пользу государства. Часть 1 статьи 104.1 УК РФ дополнена пунктом «д», согласно которому транспортные средства, принадлежащие обвиняемому и использованные им при совершении преступления, предусмотренного вышеназванными статьями, будут конфискованы в доход государства в случае вынесения обвинительного приговора. Данная норма уголовного закона действует с 25 июля 2022 года.
Разберёмся, за какие же нарушения водитель может стать фигурантом уголовного дела и лишиться автомобиля безвозвратно.
В группу риска в первую очередь попадают водители, не брезгующие сесть за баранку под хмельком. Статья 264.1 УК РФ предусматривает наказание за повторную езду в нетрезвом виде, если водитель ранее был привлечён к административной ответственности. С июля прошлого года в качестве дополнительной меры наказания в отношении таких водителей используется такая мера, как конфискация автомобиля.
Статья 264.2 УК РФ наказывает за многократные превышения скорости на 60 км/час, на 80 км/час, а также за незаконные выезды на встречную полосу (кроме объезда препятствия) и применяется после третьего грубого нарушения: первый раз водитель получает административный штраф, второй — лишение прав. Если же он попадается на одном из перечисленных манёвров в течение года снова, ему грозит уже уголовная ответственность. Теперь — и с риском конфискации автомобиля.
Рискуют лишиться автомобиля и граждане, считающие, что лишение водительских прав не является основанием стать пешеходами. Статья 264.3 УК карает за многократную езду без прав. Уголовная статья, а также конфискация машины, грозит таким водителям в том случае, если они попались за подобное правонарушение в третий раз.
Предсказуемо, что введение новых мер вызвало волну негодования в среде нерадивых водителей, однако специалисты утверждают, что данная мера является эффективной в деле профилактики преступлений и иных правонарушений на дорогах, лишая виновных лиц средств для их совершения в будущем. Говоря проще — вновь совершить подобное преступление без орудия или средства (коим является автомобиль) невозможно.
Такая устрашающая мера наказания, как конфискация, известна ещё с советских времён и означает принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства имущества, являющегося собственностью лица, в качестве санкции за совершённое им преступление. Важно понять, что эта мера предполагает, что транспортное средство отчуждается у владельца навсегда. Напомним, что в соответствии с законом автомобиль может быть задержан, арестован или изъят.
Так, сотрудники ГИБДД, полиции или иных структур МВД, а также судебные приставы могут попросить водителя передать им транспортное средство. Задержание авто означает его перевоз на специальную стоянку. К примеру, это вправе сделать инспекторы ГИБДД, если у водителя нет прав, он находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, или отказывается от медицинского освидетельствования. Поскольку автомобиль представляет из себя источник повышенной опасности, вполне могут быть задержаны машины, имеющие технические неисправности, например — повреждения тормозной системы или рулевого управления. Спецстоянка может стать временным пристанищем железного коня и в том случае, если у его владельца отсутствуют документы на ТС либо его личность вызывает подозрение. В этом случае автомобиль будут проверять на возможность угона. Как правило, в таких случаях разлука владельца со своим авто оказывается недолгой, и для того, чтобы снова сесть за руль, достаточно всего лишь заплатить штраф.
Более серьёзной мерой является арест авто, когда его описывают, а на владельца накладывается запрет на право распоряжаться транспортным средством. Это, к примеру, могут сделать судебные приставы для дальнейшей реализации автомобиля в счёт погашения долгов его владельца.
Если автомобиль стал участником серьёзной аварии, для выяснения обстоятельств которой требуются разбирательства, или её владелец является виновником другого преступления, полицейские могут изъять транспортное средство. Это могут сделать и судебные приставы — к примеру, если сделка купли–продажи была проведена с нарушениями либо был намеренно продан залоговый автомобиль.
Конфискация транспортного средства происходит исключительно по решению суда и зависит от конкретных обстоятельств дела, в частности — от того, как много раз водитель попадался на одном и том же грубом нарушении.
Тенденцией последнего времени является то, что суды занимают всё более жёсткую позицию в отношении, к примеру, пьяных водителей, немало подобных решений уже вынесено и в нашем крае. Особенно строго закон относится к гражданам, игнорирующим исполнение условий наказания за предыдущие правонарушения.
Не так давно в связи с постановлением Ингодинского районного суда города Читы своей «Тойоты» лишилась гражданка А. Как и следует предполагать, произошло это не сразу, и такому решению суда предшествовал ряд событий.
Весной прошлого года читинка была лишена водительских прав за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ — за оставление места дорожно-транспортного происшествия, участником которого она являлась. Побыть пешеходом или рядовым пассажиром общественного транспорта ей предстояло совсем недолго — всего один год. Однако гражданку А. не устраивало такое положение вещей, и она упорно продолжала садиться за руль своего авто. Всё, казалось бы, шло своим чередом, но однажды фортуна отвернулась от неё, послав на её пути инспекторов ГИБДД. В итоге — ещё одно административное наказание, теперь уже по части 4 статьи 12.7 КоАП РФ — повторное управление транспортным средством лицом, лишённым права управления. Видимо, по принципу, гласящему, что снаряд не попадает в одну воронку дважды, через какое-то время женщина вновь решила сесть за руль своего авто. И цель поездки, казалось бы, была благая — забрать младшего ребёнка из детского садика, однако обстоятельства опять сыграли не в её пользу. На этот раз претензии остановивших гражданку инспекторов заключались в том, что маленький её ребёнок находился на переднем сидении автомобиля без специального удерживающего устройства — нарушение, подпадающее под часть 3 статьи 12.23 КоАП РФ. В ходе разъяснения обстоятельств выяснилось, что водитель уже не раз подвергалась административному наказанию, и в итоге гражданка А. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264.3 УК РФ, и ей было назначено наказание в виде трёхсот часов обязательных работ и лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением автомобиля на полтора года. Её автомобиль был отправлен на спецстоянку как вещественное доказательство по делу, а позже, по решению суда, конфискован в счёт государства.
Новый закон о конфискации транспортных средств был воспринят в обществе неоднозначно — кто-то считает это наказание чересчур суровым, иные поддерживают эти меры. Ясно одно — среди первых наверняка нет людей, пострадавших по вине пьяных водителей, и уж точно родственники погибших по вине пьяных водителей людей не встанут на защиту тех, для кого сесть за руль пьяным — норма.
Для самих фигурантов подобных уголовных дел такое последствие, конечно же, является нежелательным и крайне неприятным. «ДокатИлись!» — говорят в подобных случаях. Или… «докатАлись!».
Все материалы рубрики «Темы»
Екатерина Скороход
По материалам прокуратуры
Ингодинского района города Читы
Фото автора
«Читинское обозрение»
№42 (1786) // 18.10.2023 г.
0 комментариев