Главная / Авторы / Александр Баринов / «Конфликт на КВЖД. Война, которую решили забыть»
«Конфликт на КВЖД. Война, которую решили забыть»


Так называется фундаментальная монография (16+) — более пятисот пятидесяти страниц — историка из Новосибирска Алексея Михайловича Пастухова, изданная в 2022 году в Москве издательством «Пятый Рим». Только недавно в Петербурге мне удалось её приобрести и проштудировать.

Если взглянуть пристальнее интерес подогревал и тот факт, что многие страницы издания были посвящены истории Забайкалья. «Казалось бы, нет уже такой темы, о которой не рассказали бы учёные и писатели, — написал во вступлении автор. И вполне справедливо добавил: «Однако, если взглянуть пристальнее, история этого богатейшего региона нашей страны (он имел ввиду Дальний Восток — авт.) была представлена преимущественно контурами, общими набросками, зачастую больше скрывающими, нежели объясняющими. И, ой, как много в ней оказалось былых пятен!»

Своей книгой историк показал и то, что появились новые возможности для исследователей, а именно — привлечение не только отечественных, но и зарубежных (в данном случае китайских) источников.

Чуть ли не с Адама

Книга состоит из четырёх частей, причём первые две посвящены событиям, происходившим задолго до 1929 года, когда случился вооружённый конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). В первой части — «Как Россия оказалась на Дальнем Востоке» — Алексей Пастухов подробнейшим образом рассказал о том, как шло присоединение огромного региона к России — начиная с казаков-первопроходцев до амурских сплавов Николая Муравьёва-Амурского и строительства Транссибирской железной магистрали. Не обошёл он вниманием ни Нерчинский и Кяхтинский, ни Пекинский и Московский договоры, ни существовавших тогда отношений России с Китаем и Японией, включая Российско-японскую войну 1894–1895 годов.

Так он подвёл читателей к истории КВЖД. «Эта магистраль, — пишет историк, — призванная связать Читу с Южно-Уссурийской железной дорогой, получила предварительное название Китайско-Восточной Железной Дороги, сокращённо — КВЖД».

Вторая часть, носящая название «КВЖД — предприятие с головой дракона…» (к слову, самая большая по объёму), посвящена не только истории этой магистрали, но и важнейшим событиям в отношениях России, Китая и Японии в этом регионе с 1896 по 1928 год.

Личная позиция исследователя изложена в вопросе-названии первой главы этой части «КВЖД — залог русского владычества на Дальнем Востоке или подарок геополитическим конкурентам?»

Сразу скажу, что наши позиции в этом вопросе совпадают. Я не раз писал о том, что строительство (вроде бы, из экономической экономии) КВЖД было стратегической ошибкой со многими негативными последствиями для России, которой после Русско-японской войны 1904–1905 годов пришлось всё равно строить дорогу по территории своей страны — Амурскую магистраль.

То, что КВЖД создала серьёзные проблемы для России в отношениях с Китаем, стало ясно ещё в период восстания ихэтуаней (боксёров), а затем — во время войны с Японией, в период гражданских войн в России и Китае и так далее.

Эта дорога была одним из «камней преткновения» отношений Советской России и ДВР с Китайской Республикой, а потом — и СССР с этой страной. В ещё одном спорном вопросе, а именно — в том, кто же организовал покушение и убийство «хозяина» Маньчжурии, бывшего хунхуза, маршала Чжан Цзолиня, наши позиции совпали. Алексей Пастухов уже не первым доказывает, что за этим терактом стояли не советские, а японские спецслужбы. Много внимания уделяется помощи Советского Союза и его военных специалистов Чан Кайши в борьбе за объединение Китая, тому, как Чан Кайши решил сделать ставку на западных партнёров и пошёл на разрыв отношений с СССР, что, собственно, и привело к конфликту на КВЖД, которая управлялась советскими специалистами.

«Вперёд, Дальневосточная!»

Третья часть так и называется — «Конфликт на КВЖД 1929 г.». В ней Алексей Пастухов опирается не только на советские и китайские источники, но и на результаты исследований современных историков, включая работы читинцев Алексея Владимировича Соловьёва и Александра Петровича Тарасова.

После того как китайцы захватили КВЖД, поместив тысячи советских специалистов в концлагеря, Советский Союз решил рядом превентивных ударов заставить чанкайшистов освободить наших людей и сесть за стол переговоров.

Но сначала была создана Особая Дальневосточная Армия (ОДВА), во главе которой был поставлен бывший военный министр ДВР и советский военный советник в Китаем Василий Блюхер. «Приказом РВС №223 от 6 августа 1929 г., — сообщает Пастухов, — в состав ОДВА были включены все войска, дислоцированные на территории Дальневосточного края (в его состав тогда входили Читинский и Сретенский округа — авт.), Бурят -Монгольской АССР и Иркутского округа, включая Дальневосточную Военную Флотилию и пограничников. Забайкальская и Уссурийская железные дороги также были подчинены командованию ОДВА для оптимизации военных перевозок».

ОДВА были проведены несколько операций. Первой стала Сунгарийская, потом последовало сражение за Фугдин, битва за Мишань, в которой участвовали 1-й Читинский, 2-й Нерчинский и 3-й Верхнеудинский полки 1-й Тихоокеанской стрелковой дивизии. Но главная операция досталась Забайкальской группе войск ОДВА.

Этому посвящена едва ли не самая большая глава книги, названная автором скорее по-журналистски, чем по- исследовательски: «По диким степям Забайкалья, или Первый советский «блицкриг». В ней подробнейшим образом рассказывается о ситуации на границе с Забайкальем, о китайской группе войск, окопавшейся в укреплённых районах станций Маньчжурия, Чжалайнор, Хайлар.

18 ноября 1929 года Реввоенсовет ОДВА принял директиву о преобразовании 18-го корпуса, дислоцировавшегося в нашем крае, в Забайкальскую группу войск ОДВ, командующим которой был назначен комкор, герой гражданской войны (в том числе и в ДВР) Степан Вострецов.

«Для усиления, — отмечал Пастухов, — корпусу были приданы 21-я Пермская стрелковая дивизия, Отдельный Бурят-Монгольский кавалерийский дивизион и авиагруппа в составе 26-й эскадрильи, 6-го и 25-го авиаотрядов. В состав группы вошло новейшее вооружение РККА — рота танков МС-1 в количестве 10 штук».

Командование ОДВА во главе с Василием Блюхером разместилось на станции Даурия, а командование Забайкальской группы — в станице Абагайтуевской. 17 ноября 1929 года войска ОДВА перешли границу.

В то время появилась песня в которой были такие слова: «Вперёд, Особая Дальневосточная, / На звуки вражеской пальбы, / И банды белые / Гони настойчиво / За пограничные столбы!»

Главная операция той войны

Маньчжуро-Чжалайнорскую операцию Алексей Пастухов вполне обосновано считает самой известной операцией того конфликта. Автор обстоятельно исследует военный потенциал — как забайкальской группы войск, так и противостоящих ей китайских войск. И, надо сказать, что китайцы в созданным ими укрепрайонах сражались весьма упорно. Соотношение сил было не таким уж большим для советских войск. Этот рейд советских войск не был увеселительной прогулкой. Тем весомее была победа.

«Преодолеть эти весьма серьёзные препятствия, — подчёркивал исследователь, — было решено в кратчайшие сроки: на всю операцию отводилось два, максимум три дня — нельзя было допустить долговременного пребывания советских солдат в обдуваемой ветрами зимней степи».

И далее идёт подробнейшее описание всех состоявшихся тогда боев и сражений.

Поставленная непростая задача была выполнена. Причём занявшие китайские населённые пункты советские войска тут же приступали к наведению порядка — «были выставлены караулы, налажена охрана важных объектов, собраны и изолированы военнопленные. Командование ОДВА практически сразу же оказало помощь рабочим-китайцам, выдав им муку и керосин с захваченных складов, поддержало деятельность созданного местными жителями Общественного комитета — этим была достигнута столь необходимая малочисленными частями Красной Армии лояльность местного населения».

В результате этой операции Маньчжурско-Чжалайнорская группировка китайских войск, бывшая одной из самых боеспособных в Маньчжурии, практически полностью была уничтожена и перестала существовать.

Отдельно автор, со ссылкой на исследования известного историка из Красноярска Владимира Дацышена, рассказал о судьбе китайских военнопленных, большая часть которых была размещена в Песчанке, близь Читы. Потери советских войск составили сто двадцать три человека убитыми и шестьсот пять ранеными.

Все войны заканчиваются миром

Так автор назвал четвёртую, последнюю и самую небольшую часть книги, добавив при этом в название вопрос: «Но кто же победил?»

Уже 20 ноября были получены первые предложения от китайской стороны о начале мирных переговоров, которые начались 1 декабря в Никольск-Уссурийске. 22 декабря был подписан протокол об урегулировании конфликта на КВЖД. Советские специалисты были освобождены, КВЖД вновь стала управляться Советским Союзом, наши войска выведены, а китайские пленные возвращены домой.

«Самым же интересным фактом является то, — отмечает Алексей Михайлович, — что в результате военных действий осени 1929 года СССР фактически расчистил путь японской агрессии, в результате которой в 1935-м КВЖД была за бесценок уступлена Маньчжоу Диго». В Маньчжурии обосновалась союзница гитлеровской Германии — милитаристская Япония, начавшая в 1937 году крупномасштабную войну против Китая.

Но можно ли, как это делает автор книги, считать понесённые потери напрасными? Думается, нет. Ведь в конечном итоге Япония была разгромлена, Китай стал могучим государством, а в настоящее время — и стратегическим партнёром России. Коль уж начали из века XVII, в первой половине века ХХ точку ставить рано.

В целом же книга содействует заполнению целого ряда «белых пятен» в истории российского Дальнего Востока в целом и Забайкалья в частности.

Все материалы рубрики «Читаем»

 

 

 

 

Александр Баринов
Фото автора
«Читинское обозрение»
№35 (1831) // 28.08.2024 г.

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net