Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Константин Райкин: Своим голосом о важном
Константин Райкин: Своим голосом о важном


«Никакое мастерство не способно застраховать тебя от провала и гарантировать неизменный успех, поскольку сцена — очень коварная «баба», и, как только ты расслабишься или у тебя возникнет нечто, похожее на самоуверенность, она тут же накажет тебя за это», — уверен народный артист России Константин Райкин.

Встреча с одним из самых незаурядных и харизматичных театральных деятелей состоялась в Забайкальском краевом драматическом театре имени Николая Березина.

Художественный руководитель театра «Сатирикон», актёр и режиссёр, профессор Школы-студии МХАТ и основатель Высшей школы сценических искусств приехал в наш город в рамках программы «Большие гастроли» благодаря поддержке министерства культуры РФ. Помимо того, что на сцене обновлённого Забайкальского драматического состоялся показ его спектакля «Константин Райкин. Своим голосом», Константин Аркадьевич провёл предварительный отбор среди забайкальцев, желающих профессионально заниматься режиссурой и актёрским мастерством, на свой авторский курс в Высшую школу сценических искусств.

Кроме того, народный артист участвовал во встрече с журналистами, в ходе которой из уст Константина Райкина прозвучали ответы на извечные и поистине сакраментальные вопросы, касающиеся театрального искусства и не только. О самом главном — в нашем материале.

О визите

— Я преподаю какое-то немыслимое количество лет, даже как-то неловко говорить, сколько. И на протяжении всего этого времени я был художественным руководителем курса, по сути, работая беспрерывно — выпуская один поток студентов и тут же набирая новый. Случилось так, что у меня возник перерыв, и я решил им воспользоваться для того, чтобы к весне-лету следующего года набрать курс, который я решил сделать актёрско-режиссёрским. Я подумал о том, что можно найти толковых творческих людей в вашем крае. Моя жена и, по совместительству, декан актёрского факультета в Высшей школе сценических искусств Елена Ивановна и актриса нашего театра Эльвира Кикеева вызвались помочь мне в прослушивании тех, кто претендует на актёрскую дорогу.

О спектакле

— Постановку «Своим голосом» я смело могу назвать делом всей моей жизни, поскольку играю в нём очень давно, с самой молодости. Другое дело, что с течением времени он видоизменяется, иногда вместе со мной. Порою даже меняет названия. Этот выход к зрителю в одиночку, когда ты один на один со зрительным залом, начался у меня довольно давно, в то время я был ещё совсем молодым артистом. При этом, достаточно популярным. Большего я не скажу — это у моего папы была слава, всенародное обожание, а я был просто узнаваемым. По-моему, это произошло после выхода киноленты «Труффальдино из Бергамо». Если честно, это было так давно, что мне порой кажется, что это происходило не со мной. Просто какой-то меловой период. Так вот, в какой-то момент я понял, что могу выйти к зрительному залу, и ему может быть это интересно. Помнится, у меня тогда уже были некоторые актёрские зарисовки, которыми я веселил зал, кроме того, я читал стихи любимых поэтов. Моё сольное выступление обычно длилось полтора-два часа, и на протяжении всего этого времени зрители буквально вываливались из своих кресел от смеха.

Со временем, поскольку я сам стал меняться и, надеюсь, взрослеть, спектакль стал трансформироваться в нечто иное. Мне прискучило только лишь веселить зрителя и захотелось включить в спектакль побольше стихов, которые мне нравились. Постепенно они заняли всё пространство этого спектакля, и это действо стало превращаться в некую стихотворную историю. Это была не просто декламация чужих стихов, я сам присутствовал там и был активным участником. Александр Сергеевич Пушкин, Давид Самойлов — у меня создалось стойкое ощущение того, что они написали именно про мою жизнь, и поэтому читать, сопровождая всё это своими комментариями, мне было очень легко и приятно. Думаю, зрителю это тоже было интересно, и с этой программой я объездил все континенты. Не был, разве что, в Антарктиде. Я побывал в самых неожиданных странах, где только может звучать русская речь, есть русские диаспоры, выступал, так сказать, в местах, где не ступала нога человека. Конечно же, я объездил всю Россию и даже те точки, где русский язык представлен большей частью на уровне матов, скреплённых междометиями. Могу вас уверить, что даже там хорошая и грамотная речь оказывалась для местных жителей своеобразным открытием и была желанной. В зависимости от того, как складывались мои отношения со зрителем, я на ходу менял и буквально перекраивал свою программу выступления, что, кстати, практикую и сейчас. Уверен, что у хорошего действующего артиста в голове должна быть целая библиотека, и я даже готов сделать предметом спора то количеству текстов, которые я знаю наизусть.

О литературе и не только

— Всегда считал литературу базовым видом культуры, и одна из причин этого кроется в том, что она не имеет наглядности, а соответственно — развивает воображение, поскольку в процессе чтения мы невольно представляем себе картину происходящего. Представители же современной молодёжи в подавляющем большинстве становятся так называемыми жертвами кратких содержаний, они не приучены читать. И воображение у них не развито. Может ли получиться артист из человека, у которого не развито воображение? Ответ очевиден. И даже сделать это за период в четыре года обучения, а именно столько у меня занимаются студенты, невозможно.

Вообще, с молодым поколением я имею дело, можно сказать, ежедневно и могу выводить из этого какие-то умозаключения. Как правило, студенты, которые приходят ко мне сразу после школы, не знают ничего. Они не приучены читать, они слабо ориентируются в истории своей страны. К сожалению, наша школа на сегодняшний день не даёт почти ничего — вчерашние школьники не знают даже того, чего, как говорится, нельзя не знать. Учитывая гигантский конкурс — не менее ста человек на место, марафон в пять отборочных туров, несложно догадаться, что ко мне в итоге приходят одарённые личности. Тем не менее большинство из них совершенно невежественные люди, ставшие рабами замечательного и просто великого изобретения современности — смартфона. По сути, каждое изобретение, внедряемое в нашу жизнь, несёт с собой и массу проблем, и человек с развитием цивилизации приобретает их всё больше и больше. В итоге ему становится настолько удобно и комфортно, что к малейшему неудобству он относится как к катастрофе. Зачем ходить в библиотеку, когда под рукой есть телефон? Порою мне кажется, что у современной молодёжи четыре пальца руки уже сложены в своеобразную лопаточку, а пятый, хоботок, выделывает такие фортели по экрану гаджета, что просто диву даёшься. Они не привыкли утрудняться, они получают ответ на любой возникший вопрос сразу же, не отходя от телефона.

О волевых качествах

Очевидно, что каждый условный отрезок времени существования нашего общества имеет свою специфику и выдвигает перед нами новые проблемы. При этом у современной молодёжи безусловно найдутся какие-то завидные качества — например, они гораздо более раскованы и свободны, чем были в их возрасте мы. Они смелые, я бы даже сказал, бесстрашные. И это хорошо. Опять же, они не привыкли утрудняться, а значит, их волевые качества, увы, находятся в спящем состоянии. А актёр — это очень волевая профессия, и, могу уверить вас, что всякие представления об артистах, ведущих исключительно богемный образ жизни, которые обыватель черпает из телевидения, не соответствуют действительности. Я сейчас говорю о тех, кто попадает ко мне, удерживается там. Я не работаю с лентяями и безвольными, и любители богемной жизни вылетают у меня как намыленные, я их попросту нещадно выгоняю. По моему опыту, даже у очень одарённого, но со слабой волей человека, ничего не получится, и только сочетание таланта с волевыми качествами может дать результат. Мои студенты занимаются буквально с утра до позднего вечера, и ни о какой студенческой разгульной жизни и речи быть не может, как говорится, до койки бы доползти. В своё время я сам так занимался и учу этому других. Столь тяжелейший график выдерживают далеко не все, и эти представления о разгульной театральной студенческой жизни являются абсолютной легендой и не имеют под собой никаких серьёзных оснований. Зато мои студенты выходят профессионалами, могут работать с любыми режиссёрами, а также сами заниматься режиссурой и преподаванием.

О «театральном микробе»

Всегда был убеждён в том, что театр — это великое дело. Ко всему прочему, театр прекрасен и тем, что он заставляет людей объединяться. В каких бы отношениях ни пребывали артисты в жизни, перед тем, как им сыграть в одном спектакле, они должны помириться. Оставить перед началом действа позади все дрязги, претензии и размолвки, потому что на глазах врага творить нельзя. Требуется хотя бы временная, но совершенно неоспоримая гармония. Именно с этим связаны существующие ритуалы клятвы верности на время спектакля. Причём каждая постановка имеет свою клятву — актёры либо пожимают друг другу руки, либо обнимаются, либо вообще соприкасаются носами. Со стороны, конечно, выглядит довольно забавно, но могу уверить вас, что это совсем не смешно, это ритуал для взрослых людей, в котором нет никакой лжи и лицемерия. От этого зависит сила духа, которая порой поважнее физической силы будет. Наглядный пример — наша футбольная сборная, у членов которой высокие зарплаты, хорошая физическая подготовка, но нет самого главного — силы духа. Отсюда и результат. А в хорошем театре эта самая сила духа есть, и она объединяет актёров во время спектакля, идёт в зрительный зал, создавая там такое же настроение. Вот почему театр — это очень сильный «микроб». Ведь что такое театральный зал по сравнению, скажем, с телевидением и интернетом? Это маленький камешек, но от которого расходятся круги по всей воде нашей культуры.

Мне приходится часто ездить по регионам России, и я всегда на спор могу сказать, не зная заранее, есть ли в городе, в котором я выступаю, драматический театр. Это понятно по публике — там, где есть хоть плохенький, но театр, в котором идут классические пьесы, звучит качественная и правильная русская речь, со сложноподчинёнными предложениями, с причастными оборотами, зритель другой. И пусть в этот театр ходит совсем немного народу, но потом эти люди невольно где-то употребляют эти обороты, это кругами расходится среди населения, которое не ходит в театр, и эта в положительном смысле «зараза» распространяется.

Когда я говорю с залом, то всегда вижу, понимают ли люди меня с той скоростью, с которой это требуется, и почти всегда, как говорится, «не догоняет» именно зритель, живущий в населённых пунктах, где нет театра. Наверняка этот зритель ещё и не читающий. Между прочим, то, о чём я сейчас говорю, можно наблюдать и в Москве, потому что там уже не город, а целая страна — там есть так называемые спальные районы, а вообще, по сути, спящие. Там очень много провинции, а она, как известно, находится не на карте, а в мозгах.

Именно поэтому театр — безусловно важная вещь в уровне культурного образования народонаселения. При всём при этом, по статистике, туда ходит меньше девяти процентов населения любого города мира. Причём, если человек, будучи ещё школьником, попал с классом в театр, даже если его привели насильно, то он уже входит, условно говоря, в эти девять процентов. Печально, однако нужно отдавать себе трезвый отчёт в том, что люди так устроены. Мне довольно трудно быть оптимистом, потому что я хорошо информирован, но всё-таки я оптимист, хоть и горестный, и понимаю, что для того, чтобы не разочаровываться в людях, не нужно в них очаровываться. Зато я счастливый человек, и отчасти считаю себя таковым потому, что я почти каждый вечер имею дело с лучшей частью населения — людьми, которые ходят в театр. Ведь сам приход туда свидетельствует об определённой потребности души.

О кризисе в театре или его отсутствии

Театр, наряду с литературой, является базовым видом искусства, а, как показывает история, ни один из базовых видов искусства не умирает. Некоторые критики на протяжении уже долгого периода времени говорят о кризисе театрального искусства, показывая такое, немного брезгливое, отношение ко всем этим спектаклям и всему, что связано с театром. Понимаете, они как бы сидят на берегу и наблюдают за этим со стороны. Я же, как говорится, барахтаюсь в этом потоке — кризис или нет, я существую внутри этого процесса. Могу сказать, что всё то время, пока они говорят об этом, у нас есть ради кого работать, есть зритель, есть стимул.

Конечно, во времена Советского Союза театр занимал несколько иное место в жизни общества, поскольку вариантов досуга было гораздо меньше. С массовым распространением телевидения и, тем более, появлением интернета театр включился в эту конкурентную борьбу, и ему, безусловно, стало сложнее.

Не стоит забывать и о том, что в России существует очень мощная театральная традиция, так исторически сложилось, что наша театральная школа очень сильная и является объектом поклонения актёров и режиссёров из многих стран. Не говоря уже о том, что здесь родились Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Систему Станиславского многие признают самой лучшей и точной для обучения артиста. Это своеобразная актёрская Библия, если хотите, некое оправдание лицедейства. К примеру, в Америке её просто боготворят, там существуют очень сильные актёрские школы, основанные в первую очередь на системе Станиславского. Несомненно, Россия является одной из передовых стан по части театральной культуры, и этот вид искусства нужно беречь, неважно, кризис у него или нет. Вообще, мне, честно, говоря, всё равно. Театр — смысл моей жизни.

Об учениках

— Могу с уверенностью сказать, что я горжусь своими учениками, хотя, к сожалению, бывают и такие, за которых потом становится стыдно. Глядя же на других, невольно испытываешь чувство гордости. К примеру, один из моих любимых артистов, ведущий молодой актёр «Сатирикона» Даня Пугаёв родом из Читы. Наша встреча когда-то стала для меня и, надеюсь, для него счастливой случайностью. Я тогда устраивал первый и второй туры вступительных экзаменов в Краснодаре, где Даня был проездом. Так получилось, что молодой талантливый юноша стал учиться у меня, а потом попал в «Сатирикон». Сейчас он много играет, снимается в кино, пробует заниматься режиссурой, и я уверен, что у него всё получится. Для меня Даня — очень ценный кадр и в творческом, и в человеческом отношениях. Немногословный, очень глубокий и умный парень, при этом удивительно волевой, с потрясающе сильным характером. Любые его замечания и высказывания про жизнь я всегда слышу и обращаю на них особое внимание.

О Забайкалье

— Не могу пока назвать впечатления о вашем крае полными, богатыми и исчерпывающими. Скажу, что ко мне здесь уже приходили несколько толковых людей, причём разного возраста, мечтающих освоить актёрское и режиссёрское мастерство. Я всерьёз рассматриваю Читу как некоторый источник творческих кадров, вероятно, что мы ещё кого-нибудь отсюда «наудим», так сказать. Меня это очень интересует и обнадёживает. Вообще, я в основном воспринимаю то или иное место не по архитектуре, а по зрителям, и из этого тоже складывается определённый образ. Человек устроен так, что всегда какие-то свои ощущения персонифицирует в ком-то, и для меня лично в некий суммарный образ Забайкалья входит мой замечательный коллега и партнёр Даня Пугаёв. Я бы хотел, чтобы такое позитивное впечатление сохранилось.

Все материалы рубрики «Гости нашего города»

 

Екатерина Скороход
Фото Дениса Приходько
«Читинское обозрение»
№46 (1738) // 16.11.2022 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net