Главная / Авторы / Сергей Балахнин / «Космический рейс»
«Космический рейс»


К.Э. Циолковский: «Человек не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет всё околосолнечное пространство». «Робость» человека закончилась в 1935 году – русские высадились на Луне! Факт, с которым не поспоришь… За 36 лет до полёта Юрия Гагарина советский космический корабль с экипажем из трёх человек совершил посадку на поверхность Луны. Ровно 80 лет назад. Правда, то был «Космический рейс» – рейс особый, кинокосмический…

80 лет?! Полёт нормальный!
Первая в мире по-настоящему научно-фантастическая полнометражная картина на тему космических путешествий знакома целому ряду зрителей старшего поколения. Особенно тем, кому за 80. Великолепные макеты, декорации космических кораблей, костюмов и скафандров астронавтов (по сценарию фильма именно астронавтов, а не космонавтов), невесомости, космоса и поверхности Луны… Многое смотрится до сих пор впечатляюще и натурально. Возможно, ещё и потому, что картину «Космический рейс» консультировал сам основоположник всей современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский. Но начнём по порядку…

Межпланетная революция
В далёком 1923 году в газете «Кино» появилось следующее сообщение: «Госкино приобрело сюжет студента государственного кинотехникума тов. Журавлёва «Завоевание Луны мистером Фоксом и мистером Троттом» для большой кинофильмы, постановка которой предположена в конце 1924 года. В ближайшее время Госкино выпускает политический шарж на такую тему. Шарж будет сделан по способу мультипликаторской съёмки». Увы, «большая космическая фильма» не состоялась в связи с технической невозможностью и отсутствием каких-либо технологий комбинированных съёмок и спецэффектов, а также несовершенством сценария юного студента Васи Журавлёва. А вот шарж был сделан – один из первых советских мультипликационных фильмов – «Межпланетная революция».

Молодая страна Советов творила чудеса. Индустриализация. Первая научно-техническая революция. Покорение Арктики и завоевание стратосферы, сквозь тёмную синеву которой уже виднелся звёздный космический океан. «Мы в СССР должны снять научно-фантастический фильм о жизни в нашей стране через 6-10 пятилеток», – писал уже в 1932 году журнал «Советское кино». В этот же год ЦК комсомола поставил перед работниками советской кинематографии задачу – создать как можно больше фильмов на самые разнообразные темы, в том числе и научно-фантастические. Повзрослевший, но по-прежнему бредящий космическими путешествиями и приключениями молодой режиссёр «Мосфильма» Василий Николаевич Журавлёв и его друг – сценарист Александр Филимонов буквально уцепились за такой великолепный шанс. На вопрос руководства в лице прославленного Сергея Эйзенштейна, что бы они хотели поставить, Журавлёв ответил коротко и ёмко: «Фильм о полёте человека на Луну».

Экипаж
Знаменитый режиссёр немедленно поддержал замысел молодого энтузиаста. Благодаря этому проект «Космический рейс» без проволочек был запущен в производство на самой мощнейшей в тот момент кинофабрике Европы – «Мосфильме».

Недалёкое будущее. Столица СССР 1946 года. В Московском институте межпланетных сообщений проводятся первые эксперименты по подготовке полёта на Луну. С академиком Седых, создателем гигантского космического ракетоплана «СССР-1. Иосиф Сталин», летят аспирантка Марина и пробравшийся на корабль «космический заяц» – юный изобретатель Андрюша. Путешественники прилуняются на обратной стороне Луны. Исследовав спутник Земли и водрузив советский флаг, астронавты благополучно возвращаются на Землю.

Астро-? Космо-?
«А почему, собственно, астронавты?» – поинтересуется дотошный читатель. Ныне мало кому известно, но до 1935 года слова «космонавт» не существовало. Как и «космонавтики», «космодрома»… Вместо них использовались: «астронавт», «астронавтика», «ракетодром»… Первым ввёл более точную терминологию учёный Ари Абрамович Штернфельд в своём труде под названием «Введение в космонавтику» (Польша, 1933), который был посвящён вопросам межпланетных путешествий. Работа была переиздана в 1937 году в СССР, куда переехал в 1935-м Штернфельд. Но и тогда термины «космонавт», «космодром» и т.п. воспринимались как чересчур экзотические! 

В словарях слово «космонавтика» впервые было зафиксировано в 1958 году, обретя официальный статус, как и его производные слова.

И ещё одна мелочь – до ноября 1960 во всех советских документах, связанных с программой подготовки полёта первого человека в космос, значилось: «пилот-астронавт», а в приказах ВВС СССР в 1959 году писалось: «произвести отбор астронавтов». Но 12 апреля 1961 в космос отправился «лётчик-космонавт».

Рейс в космос и кукла
Вернёмся к фильму. Интересно, что художественный сюжет кинопроекта «Космический рейс» был намеренно упрощён, поскольку авторов, в отличие от «Аэлиты» Якова Протазанова (1924), более интересовала «научно-техническая правда» и достоверность, а не борьба социальных систем и любовно-бытовых страстей, которыми изрядно грешила «марсианская» картина. В связи с этим Журавлёв решил привлечь в качестве консультантов известных специалистов и учёных страны: авиаконструкторов, ракетчиков, лётчиков, инженеров. Главным консультантом «Рейса» должен был стать сам Циолковский. Великий основоположник звездоплавания в ответ пригласил режиссёра с его коллегами к себе в Калугу и попросил захватить какую-нибудь… куклу.

Не без трепета Журавлёв, сценарист Филимонов, художник Юрий Швец и оператор Александр Гальперин ступили на порог дома Циолковского. Как встретит? Может, будет слишком серьёзен? Захочет ли работать с «несерьёзными» киношниками? Или будет требовать чистого научного фильма?

«Это вы на Луну собрались?»
– весело спросил бородатый седой старик, пожимая руки киношникам. Через полчаса за чаем они уже вели горячее обсуждение захватывающего кинематографического полёта на Луну. Юрий Швец показал Циолковскому эскизы космических кораблей: интерьеры и внешний вид ракетопланов. Сделав ряд замечаний и правок, Константин Эдуардович настоял, чтобы в кадре фигурировали оригинальные инженерные устройства, позволяющие астронавтам переносить космические перегрузки, – специальные, герметичные ванны, наполненные жидкостью (особым маслом). Для чего? Циолковский показал простейший опыт: бросил куриное яйцо с высоты. Оно разбилось. Учёный поместил яйцо в кружку с водой. Жидкость приняла «перегрузочный» удар на себя. Яйцо осталось целёхоньким. Швец тут же сделал наброски примерного вида противоперегрузочных ёмкостей.

Оригинальная идея Циолковского пока не нашла применения в практической космонавтике, поскольку с огромными ускорениями экипажам «Востоков», «Союзов», импортных «Меркуриев», «Джемини», «Аполлонов» и прочих шаттлов (в силу естественной ограниченности мощности ракет на химическом топливе) пока не приходилось иметь дела. Другое дело – в кино. Во многих современных фантастических фильмах космонавты будущего переносят в состоянии анабиоза перипетии дальних звёздных дорог именно в таких «ваннах» Циолковского («Сквозь горизонт», «Пандорум», «Затерянные в космосе», «Груз», «Прометей» и т.д.).

Старт корабля великий учёный предложил осуществить со специальной эстакады, горизонтальной, а затем плавно устремляющейся вверх. Ныне такие проекты запуска ракет (как более экономичные) находятся в стадии инженерных разработок. С подобной эстакады, напрямую заимствованной у Циолковского и советских «косморейсовых» творцов, в 1951 году американец Р. Мате в фильме «Когда сталкиваются миры» «отправил в космос» корабль с беженцами, избранными землянами.

Посадка на Луну по совету Циолковского должна была происходить при помощи ракетных двигателей (практикуется в реальности по сей день). Ракетоплан «СССР-1. Иосиф Сталин» должен был возвратиться на Землю при помощи парашютной системы (все реальные возвращаемые космические аппараты используют парашюты)…

Мёртвые звёзды и обратная сторона Луны. Трёхструнный астронавт. Строительство космоса и победа «рояльной» невесомости. «Иосиф Сталин» рулит! Трагедия космического «зайца». Лунный кот. Сверхкосмодром. Впереди Венера?.. Об этом во второй части нашего синескоп-космического рейса.

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№14 (1342) // 08.04.2015 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net