СССР первый высадил людей на Луну! За 34 года до лунных шагов Нила Армстронга. Экипаж из троих человек ступил на грунт естественного спутника Земли 80 лет назад – 15 апреля 1935 года. Сегодня мы продолжаем разговор об истории успешной советской лунной миссии, незаслуженно умалчиваемой, неизвестной отчасти среднему и полностью — молодому поколению русских. Истории первого в мире полнометражного научно-фантастического кинополёта «Космический рейс» под руководством Василия Журавлёва.
Земля-Луна-Земля
Старт космического корабля (по совету главного консультанта картины – великого учёного, основоположника мировой космонавтики К.Э. Циолковского) должен был осуществляться со специальной эстакады, горизонтальной, затем плавно устремляющейся вверх, а посадка на Луну – при помощи ракетных двигателей (практикуется в реальности и по сей день). Возвращение ракетоплана «СССР-1. Иосиф Сталин» тоже было продумано – спуск на Землю происходил при помощи парашютной системы (реальные возвращаемые космические аппараты используют парашюты). Пригодилась и кукла, которую прихватили с собой по просьбе учёного кинематографисты, прибыв в Калугу к Циолковскому. На симпатичном пупсе Константин Эдуардович показал Журавлёву и его коллегам, как будет передвигаться по Луне человек, где тяготение в шесть раз ниже земного: не всегда обычным шагом, но «прыжками по-воробьиному»…
«Лёгкий» сценарий и «тяжёлая» реальность
Подготовка сложнейших декораций и реквизита к съёмкам фильма, не имевшего аналогов в мире, началась осенью 1932 года и длилась в течение двух лет.
В сценарии Александра Филимонова всё было просто, увлекательно, динамично. Трое бесстрашных астронавтов: академик Седых, аспирантка Таня и «космический заяц» – пионер Андрей стартуют с Земли, летят через космическую бездну, паря в невесомости, исследуют с приключениями Луну и возвращаются на родную планету.
Технари «Мосфильма» поначалу восприняли сценарий «Космического рейса» с энтузиазмом, но позже едва не взвыли: как всё это сделать? Ни в Голливуде, ни в Европе не делали ничего подобного. Как сотворить невесомость? Откуда и как будет стартовать ракетоплан? Каким образом снять немигающие звёзды (Циолковский особо подчёркивал в сценарии, что звёзды в космосе светят ровным светом)? Где взять огромный ангар, где собираются ракетопланы?
Особо сложная работа досталась главному художнику Юрию Швецу. Ему пришлось придумывать внутренний и внешние виды космических кораблей, скафандров, стартовых сооружений в то время, когда даже прототипов этих устройств в мире не существовало.
Сверхангар и сверхкосмодром
На помощь пришли специалисты различных профессий: инженеры и архитекторы, астрономы и лётчики, медики и физики. Начали с ангара, где собирались ракетопланы. Реальный размер каждого – 100 м! По сценарию было два корабля: «СССР-1. Иосиф Сталин» улетал к Луне, «СССР-2. Клим Ворошилов» дублировал лунную миссию первого. Длина ангара – не менее 400-450 м, ширина – 250 м. Вес ракетоплана перед стартом – примерно 100 тонн. По весу можно судить о конструкции эстакады-«трамплина», с которой он должен был стартовать в космос. Художники проекта нарисовали эскиз декорации, проконсультировались с инженерами. Режиссёр комбинированных съёмок Фёдор Красный, которому предстояла съёмка ангара, рассчитал, что минимальный размер куколки, которая может заменить человека при съёмке в макете, равен 7 см. Куколка в 25 раз меньше человека, значит, ангар и ракетоплан можно уменьшить в 25 раз. Кинематографические размеры ангара должны быть 18 на 10 м.
Стройка звёзд, Луны…
Рядом с декорацией «Ангар» строился с учётом пожеланий Циолковского «Космос». На громадном, размером 20 х 20 метров, полотнище из чёрного бархата (этот материал не отражает света), натянутом на деревянную раму, монтировали немигающие «звёзды». Двухвольтные (те, что от карманного фонарика), автомобильные шестивольтные и 20-40-ваттные лампочки – всего 2500 штук! Электрик по команде поднимал рубильник и «космос» сиял ровным светом.
Возле «космоса» воздвигались странные, в две сотни кв. метров, деревянные конструкции. В течение месяца их закрывали кусками материи, покрывали камнями, песком и цементом, подсвечивали прожекторами под разными углами. То была удивительно натуральная поверхность Луны.
Кабина ракетоплана с его противоперегрузочными отсеками, иллюминаторами, рабочими местами астронавтов и пультами управления выглядит правдоподобно и для зрителя XXI века. Вся аппаратура космического аппарата первой половины 1930-х соответствует современным требованиям космических экспедиций, пожалуй, за исключением двух деталей.
Трубы и… «баранка»
Первая – обилие системы сложных трубопроводов жизнеобеспечения корабля (ручная очистка воздуха, подачи кислорода и т.п.). В то время об электронике понятия не имели. Царствовала механика. И вторая – настоящая «баранка» для космического «шофёра» – руль ракетоплана. Одним из консультантов фильма был авиаконстркутор Михаил Громов. Авиатор в прямом смысле воспринял понятие Циолковского «руль ракеты». Калужский гений имел в виду пластины, погружённые в реактивную струю сопла ракеты, поворачивая которые с пульта управления системой рычажков (прототипы «джойстиков» современных космических кораблей), можно управлять полётом. Циолковский, увидев отснятый материал, только всплеснул руками. Переделывать было поздно. Так и осталась в кадре эта «космическая баранка».
Экипаж «СССР-1»
Командиром лунной миссии «СССР-1. Иосиф Сталин» академиком Седых стал заслуженный артист РСФСР Сергей Комаров («Щорс», «Молодая гвардия»), роль аспирантки Марины досталась актрисе Ксении Москаленко, а юным 12-летним астронавтом Андрюшей стал московский школьник Витя Гапоненко.
Съёмки начались в августе 1934 года. Основная часть времени была затрачена на уникальные комбинированные съёмки. Институт межпланетных сообщений – здание-небоскрёб. Рядом ангар и стартовая эстакада-космодром. Вокруг института аллеи деревьев, широкие улицы, заполненные транспортом и людьми, монорельсовая дорога. Всё это движется, шумит, живёт. Огромный макет, сооружённый на полу размером в 200 кв. м, раскинулся в одном из павильонов «Мосфильма». Аниматоры миллиметр за миллиметром оживляли сотни фигурок авто и людей с таким качеством, что зрители по сей день не подозревают о мультипликации. Однако самой трудно решаемой задачей на пути создания фильма стала невесомость.
Верёвки не годились – бросались в глаза. Выручил изобретатель, будущий академик и авиаконструктор Александр Микулин. Он предложил использовать струны от рояля.
Наши на Луне
Не менее сложно было снять перемещение астронавтов по поверхности Луны. На каждом актёре был тяжёлый скафандр с кислородными приборами (прототип первых реальных разработок). Стёкла гермошлемов не запотевали от дыхания. (В знаменитой картине «Чужой» Р. Скотта астронавты в половине сцен ходят с мутными от конденсата стёклами). Дело в том, что в скафандрах команда Журавлёва применяла… вентиляцию! Это одно из обязательных устройств любого костюма астронавта.
Все исполнители, включая юного Витю Гапоненко, наотрез отказались от предложения использовать на общих планах дублёров-циркачей. Они стоически переносили нагрузку, жару от прожекторов, и бесконечное число раз прыгали со скалы на скалу, водружали знамя СССР, перетаскивали тюки с горючей массой для подачи сигнала на Землю.
После опасных лунных приключений в финале фильма ракетоплан «СССР-1. Иосиф Сталин» благополучно приземлился, использовав систему парашютов (что делается до сих пор при возвращении на Землю).
Триумф
Первый показ фильма состоялся в Кремле в октябре 1935 года и был горячо одобрен главным кинолюбителем СССР – И.В. Сталиным, а в январе 1936-го лента вышла на экраны. Кино уже начинало «говорить», но первая серьёзная полнометражная картина вышла в немой версии в сопровождении произведений Бетховена, Листа, Мендельсона. Беспрецедентное космическое путешествие русских произвело фурор в мире. Раскупленная десятками стран лента собрала миллионы восторженных зрителей. Известные конструкторы будущих космических кораблей Глушко, Кондратюк, Королёв и немец Вернер фон Браун (гитлеровский ракетчик, а затем основатель лунных программ США) черпали вдохновение в картине, где гениальные идеи Циолковского были так ярко проиллюстрированы.
Пока весь мир 1935 года с замиранием сердцем следил за советской космической мечтой, никто не догадывался, что в это время по Земле уже учился ходить годовалый малыш по имени Юра Гагарин…
Начало читать здесь:
«Космический рейс». 80 лет назад совершён первый кинокосмический рейс на Луну
Сергей Балахнин
«Читинское обозрение»
№15 (1343) // 15.04.2015 г.
0 комментариев