Главная / Авторы / Людмила Полетаева / Красок звонкие ступени
Красок звонкие ступени
О презентации выставки Галины Свердловой


Наша малая родина – Забайкалье так же духовно богата, как и сама Россия. И сегодня, имея за плечами немалый опыт, без всякой провинциальной гордыни можно сказать о том, что люди, создающие её культуру и заботящиеся о будущем края, являются самой большой ценностью этого уголка нашей необъятной страны. Их дела и поступки – отнюдь не провинциальные, плодотворная энергия их вливается в общегосударственную и становится значимой.

Так, накануне летней сессии, когда студенчество озабочено «подтягиванием хвостов» перед экзаменами, случилось мне побывать на художественной выставке бывшей студентки китайского отделения педагогического института, моей сокурсницы – выпускницы 1966 года Галины Свердловой, в девичестве Греченко. Персональная выставка предвещала серьёзный подход к такому искусству, как живопись. С волнением и трепетом вошла я в зал городской картинной галереи, наполненный разновозрастной публикой, взирающей на яркие картины многожанрового характера. Просветлённые лица, букеты цветов, музыка – всё выдавало праздничное настроение; поздравления звучали со стороны представителей разных организаций, к которым Галина Свердлова имеет прямое отношение.

В обращении к собравшимся директора картинной галереи Галины Степановны Акопян прозвучала мысль о том, что картины Галины Владимировны выставляются не в первый раз, но сегодня ими заполнилось всё пространство, все залы украсили большие и малые полотна, глядя на которые, удивляешься не только количеству, но и качеству написанного. Художница Марина Мелёхина, знаток данного искусства, отметила реалистичность и красоту изображения: птицы и вода предстают живыми на её картинах. Вспомнив, что по окончании института она более 40 лет прослужила офицером административной службы, уволившись в звании подполковника, Галину Владимировну Свердлову поздравляют бывшие сослуживцы, называя её неутомимым службистом, талантливым организатором. Слово берут дачники, за ними – члены клуба «Цветы Забайкалья», доходит очередь и до сокурсников, в числе которых Светлана Лескова, Алла Лебедева. С радостным чувством гордости за свою креативную современницу дарят ей цветы, вспоминают ту далёкую пору юности, студенческую группу, где было немало интересных девушек, выдержавших большой конкурс при поступлении на модное тогда китайское отделение. Вместе с виновницей торжества исполняют песню на китайском языке, когда-то выученную для смотра художественной самодеятельности. Долгие годы Галину связывает дружба с одним из интереснейших людей Забайкалья, почётным гражданином Читинской области Алексеем Владимировичем Соловьёвым, ставшим для неё наставником и другом. Бурными аплодисментами встречают его присутствующие на этом празднике, он показывает пример мудрости и стойкости духа – 21 июня ему исполнилось 90 лет. Думая о прожитых годах, наполненных учёбой, встречами, воспитанием сына, поисками смысла жизни, Галина всякий раз устремляется к новым высотам, покорять которые научилась с детства. Об её неуёмной творческой натуре и энергии говорила сестра Татьяна, подчеркнув такую черту характера, как умение всё доводить до завершения. Одна из её картин украшает и моё жилище, она была подарена мне на недавний юбилей.

Поскольку мы обращаемся не столько к биографии мастера, с которой можно ознакомиться в статье Людмилы Арзамасцевой «Жизнь – удивительная штука», опубликованной в «Читинском обозрении» за 14 ноября 2016 года, сколько пытаемся оценить её дарование, поговорим о тематике и художественных особенностях её творений, большинство из которых связано с Китаем и малой родиной – Забайкальем. Следуя правилу: «Лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать», мы тем не менее возьмём на себя смелость рассказать об увиденном нашим читателям. Во-первых, обращают на себя внимание уже названия картин, излучающие свет, тепло и радость, они нередко символичны, как и содержание; чувствуется гуманистическая их направленность: «Весеннее настроение», «Пробуждение», «Лунное притяжение», «Уточки-мандаринки», «Белеет парус одинокий», «Пейзаж», «Девочка с телёнком – «символ года» и др. Большинство зарисовок выполнено в стиле гохуа, считающимся традиционным и уникальным культурным явлением, обращённым к восторженному чувству красоты природы, становящейся объектом наблюдения и культа. Закономерно поклонение духам священных гор, рек, дождя, ветра, Солнца, Луны; природа воспринимается как космос, в котором человек – песчинка, и его жизнь зависит от стихий. Основные жанры китайской живописи – «горы и воды» шань-шуй; «цветы и птицы» хуа-няо; портретная живопись жэнь-у; жанровая живопись жэнь-цзы. Следует отметить, что эстетика и философия в Китае развивались в духе поэтического пантеизма, предопределившего популярность пейзажных жанров и повлиявшего на выразительность форм. В картинах Галины Свердловой используется характерный для данного стиля символико-ассоциативный метод передачи человеческих чувств, поиск гармонии мира и человека; традиционность сюжетов и образов, декоративность. Зритель улавливает лирическое отношение к природе, виртуозную гибкость линий, уважение к художественным канонам, которые начинали разрабатываться ещё в средневековом Китае (3–9 вв.), когда учёные и художники составляли теоретические правила, касающиеся эстетической значимости живописи. Зная, что современное изобразительное искусство наполнено новаторскими поисками, синтезом разных традиций, мы, однако, помним, что традиционные формы его по-прежнему служат выражением этнического своеобразия и богатства древней китайской культуры, вызывающей уважение многих народов планеты. В современном Китае традиционная живопись сохраняет свою востребованность, она нередко является базисом анимации и коммерческим брэндом. Отмечая эту особенность при осмотре полотен, автор останавливает наше внимание и на том, как дополняют друг друга в картине живописное изображение и каллиграфически исполненное поэтическое изречение. Мне вдруг вспомнилось несколько странное приглашение на выставку картин в китайском городе Даляне, где я преподавала русскую литературу в далёкие 90-е гг. Мечтая насладиться красотой величественной природы Китая на полотнах мастеров, я увидела исписанные иероглифами бумажные свитки, один красивее другого. Моему удивлению не было конца, я была просто потрясена богатством и красотой каллиграфически точного воспроизведения знаков. Это было настоящее искусство, выставленное в особом пространстве и несущее какую-то загадочность, таинственность. С тех пор я на себе испытала то, что у нас вписано в строку: «Восток – дело тонкое».

Прекрасны свердловские зарисовки на русские мотивы, среди которых также особое место занимают пейзажи – это забайкальские лесные просторы, полевые и домашние цветы, разные представители флоры и фауны, с любовью написанные художницей. Сколько ассоциаций вызывают они у посетителей, на какие добрые мысли наталкивают, возбуждают чувства, рождают эмоции, одним словом – приглашают к разговору о прекрасном. Совсем неожиданно появляется автопортрет, он тоже загадка, вызывающая споры, но самой Галине он нравится. Вот и думается, глядя на всё это богатство, как много затрачено душевных сил, знаний и умений, какая огромная сила любви к жизни, к творчеству, к человеческому общению сопровождает эту встречу с прекрасным! Незаметно проходит три часа, а расходиться не хочется: благоприятная обстановка в галерее, где работают, вернее – служат Искусству за небольшие деньги, замечательные женщины, способствует развитию духовности, движению высокой мысли, уходу от мещанских разговоров о нарядах и доходах. Вот только уж больно в неприглядном месте находится наша уютная картинная галерея, и сколько бы ни писали об этом, а «воз и ныне там». Помечтаем, однако, о лучших временах, когда найдётся в центре столицы Забайкалья достойное место для достойного изобразительного искусства, и будут к нам привозить полотна великих мастеров мировой живописи.

Все материалы рубрики "Люди родного города"
 

Людмила Полетаева
Фото из архива
Галины Свердловой

«Читинское обозрение»
№27 (1667) // 30.06.2021 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net