Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Кремлёвские кинолюбители
Кремлёвские кинолюбители
Любимый фильмы первых лиц СССР и России


Сегодня поговорим о людях под №1, что боролись за дело революций – сначала «краснознамённой», а затем буржуазно-демократическо-«триколорной», управляли (и управляют) «одной шестой света», любили и любят кино.

Владимир Ленин
До октябрьских событий 1917 года вождь мирового пролетариата не видел в кинематографе каких-либо серьёзных возможностей в деле будущей революции. Владимир Ульянов в то время предпочитал первые весёлые короткометражки молодого Чарльза Спенсера Чаплина и фильмы с участием комика Макса Линдера. Ленину было не до кино: то ссылка, то эмиграция, то революция. После 1917-го Ильич смотрел в основном только хроникально-документальные ленты. Незадолго до ухода из жизни любил смотреть «Красных дьяволят» (1923).

Иосиф Сталин
Кино любил страстно. Личный киномеханик генсека Александр Ганшин рассказывал: «Иосиф Виссарионович любил исторические и военные фильмы. До войны картин заграничных почти не смотрел, но уважал немецкие фильмы с участием Марики Рёкк. Очень не любил голых баб. Помню, Большаков (председатель комитета по делам кинематографии – прим. авт.) привёз картину, иностранную какую-то, а там, в гареме тётки почти голые, так хозяин как стукнет кулаком по столу, как закричит: «Что ты нам привёз, такой-сякой! Ты что, Большаков, содержишь здесь бордель?» и в гневе выскочил из зала».

В одном из любимых своих фильмов «Волге-Волге» Сталина шокировал поцелуй взасос, и он с такой яростью приказал его вырезать, что на некоторое время поцелуи в советских фильмах были запрещены.

Строгий, но справедливый хозяин помимо Марики Рёкк был фанатом советских картин. «Чапаева» смотрел не менее полусотни раз, как и фильм «Юность Максима», а просмотры лент «Весёлые ребята» и «Смелые люди» переваливали за сотню. Трофейные фильмы Сталин тоже смотрел. Он вообще любил остросюжетные картины (сейчас бы их назвали боевиками). Очень нравились вестерны со Спенсером Трейси и Кларком Гейблом, а также с ковбоем, героем-одиночкой в исполнении Джона Уэйна.

Никита Хрущёв
Предпочитал больше книги. Из фильмов смотрел советские и с большим недоверием относился к западным. Терпеть не мог экспериментальное кино. В 1963 году Хрущёву кто-то показал переданную ТАССом ехидную заметку, что в Москве получил премию знаменитый модернистский фильм Федерико Феллини «8 1/2». Никита Сергеевич, не понимая, что такое «модернистский» и полагая, что речь идёт о чём-то страшно антисоветском, вызвал председателя комитета по кинематографии Романова и стал его страшно ругать: мол, сукин ты сын, торпедировал нам пленум по идеологическим вопросам, я тебя вышвырну. Романов был в обмороке. Потом Хрущёв успокоился и сказал: «Ну, ладно. Буду смотреть». Механик запустил крамольную ленту. Реакция генсека была однозначной: через некоторое время после начала просмотра в зале раздался уютный храп.

Хрущёв сладко проспал до самого конца, и через некоторое время его пришлось даже будить. Хорошо отоспавшись, он заметно смягчился. «Если фильм навевает такой крепкий сон на советского человека – значит, ничего особо опасного в нём нет. Пусть идёт».

Леонид Брежнев
С Леонидом Ильичом пришла целая эпоха в кремлёвском «кинопрокате». Очень любил документальные видовые ленты, чтобы птички пели, берёзки шумели, рыбки плавали. Любил и советские фильмы. В своё время спас от «полки» «Кавказскую пленницу», «Бриллиантовую руку», «Белое солнце пустыни», «Белорусский вокзал» и т.д.

Особо впечатлили генсека «Семнадцать мгновений весны». Брежнев каждый вечер сидел у телевизора, не пропуская ни одной серии, после чего звонил председателю Гостелерадио Лапину. Очень переживал из-за происходящего на экране. Случалось, даже плакал. Ходит байка, что однажды расчувствовался, побежал к домашней аптечке, желая выпить сердечных капель, но по ошибке схватил слабительное…

В зарубежных фильмах Леонид Ильич тоже знал толк. В 1969 году он говорил: «…Ежечасно и днём, и ночью, трудовой народ почти всего земного шара подвергается воздействию буржуазной пропаганды. Наёмные идеологи империалистов создали псевдокультуру, рассчитанную на притупление общественного сознания масс. Борьба против её развращающего влияния на трудящихся – важный участок работы коммунистов».

Борьбой Леонид Ильич поручил заниматься своему гигантскому идеологическому аппарату, а сам, «с чувством глубокого удовлетворения», не покладая очков, смотрел (и не по одному разу) «Крёстного отца», «Челюсти», «Грязного Гарри», «Рокки», «Эммануэль», «Охотника на оленей», «Таксиста», «Ребёнка Розмари» и т.п.

Что касается политбюро того времени, то члены его в большинстве своём не отличались изысканностью вкуса. Один только Суслов всегда заказывал эстетские и диссидентские картины. Смотрел Бергмана, Хичкока, Феллини, Пазолини. Видимо, чтобы знать, что запрещать.

Юрий Андропов
Строгий товарищ Андропов чрезвычайно любил детективы и шпионские похождения. Специфика прежней должности Юрия Владимировича – председателя КГБ – определяла вкус. Часто просил повторить: из наших – «Дело пёстрых», из не наших – «Крёстного отца» и все вышедшие на тот момент серии с агентом 007 Джеймсом Бондом.

Константин Черненко
О нём особый отдел Госкино не сохранил каких-либо ярко выраженных воспоминаний. Говорят, что смотрел всё подряд, причём в основном отечественного производства.

Михаил Горбачёв
Первый и последний президент СССР смотрел очень много хроники. Перед поездкой за рубеж Горбачёв всегда заказывал самые «хитовые» фильмы страны, в которую ехал. Смотрел не только детективы, хотя и предпочитал их, вообще всё новое, что появлялось на кинорынке. Часто заказывал шедевры мирового кинематографа. Судя по заявкам, особо любил «Серенаду Солнечной долины» и «Мост Ватерлоо». В послепрезидентский период – «Гладиатора» и «Игры разума».

Но самое удивительное превращение с первым и последним президентом СССР случилось позднее: любителя кино Михаила Горбачёва прельстили на лавры Рональда Рейгана, и он стал… актёром. Правда, в большинстве случаев Михаил Сергеевич играл самого себя – преимущественно в рекламе и в зарубежных фильмах, среди которых «Оружейный барон» с участием Н. Кейджа, «Шакал» с участием Брюса Уиллиса, «Небо над Берлином — 2», «Обман в Панаме», «Так далеко, так близко».

Борис Ельцин
Борис Николаевич фильмы смотрел не часто – вероятно, некогда было, боролся за демократию. А когда, утомившись от борьбы, всё же расслаблялся (особенно после баньки и водочки), то смотрел в основном «штатовские» боевики. Как смотрел? Минут через пять начинал… храпеть. Однако стоило сделать звук тише, тут же просыпался. Удивительно, но отечественные картины никогда не смотрел! Как-то уговорили его глянуть «Белое солнце пустыни». Очень понравилось, да так, что всю съёмочную группу он распорядился немедленно наградить (фильм Е. Мотыля вышел в 1970 г.). В 1998-м всех, включая исполнителя главной роли красноармейца Сухова – актёра Анатолия Кузнецова, наградили Государственной премией России (спустя 28 лет после премьеры «Солнца»).

Владимир Путин
Одним из самых «загадочных» руководителей России, с точки зрения личных кинопристрастий, оказался президент Путин. Может, сказалась его прошлая профессия? Тем не менее, Владимир Владимирович всё же время от времени «кололся»: любит французский кинематограф, картину М. Формана «Полёт над гнездом кукушки». Из импортных актёров – Джека Николсона и актрису Роми Шнайдер. Из отечественных выделяет «шпионские» «Щит и меч» и «Мёртвый сезон», лирический «Осенний марафон», из современных: «Звезда» и «В августе 44-го», «Брестская крепость». В своё время тепло отозвался о «Ночном дозоре». Из относительно последних одобрил «Легенду №17» и «Время первых». Один из любимых актёров Путина – Ростислав Янович Плятт.

Дмитрий Медведев
Больше «рокер», нежели «киношник». В свободное время помимо чтения книг и путешествий по Интернету предпочитает предаваться прослушиванию джаза и классических рок-команд: Deep Purple, Black Sabbath и Led Zeppelin. В кино ходит редко, вначале смотрел на DVD, теперь – в Интернете. Если позволяет время, смотрит российские и европейские фильмы, серьёзные, хотя иногда поглядывает и голливудские комедии.

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№46 (1478) // 15.11.2017 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net