Кироча – деревня с историей. Удобно устроившись на берегу Онона, в XVIII веке она была неизменным местом содержания табунов Нерчинского Успенского монастыря. Кажется, закроешь глаза – и услышишь топот лошадиных копыт. Ушёл XVIII век, закрыли монастырь, и Кироча осталась обычным рядовым селом.
Так уж получилось, что в наследство от даже не столь далёких XIX – начала XX века нам достаются в основном могилы да иногда полуразрушенные церкви. Так что, если хотите прикоснуться к настоящей истории маленького забайкальского села – ищите местный погост.
О том, что недалеко кладбище, говорят то и дело встречающиеся в траве куски проволоки с обрывками искусственных цветов. Покосившийся забор, кривая калитка, общая разруха – атрибуты почти всех кладбищ маленьких сёл здесь выглядят особенно безнадёжно.
Изучая архивные документы, посвящённые Кироче, сталкиваешься с фамилиями людей, которые жили здесь ещё в XVIII веке. Вот крестьянин Стафеев, сдающий зерно, а вот Туранов, подрядившийся работать табунщиком. Колорит придаёт то, что на местном кладбище на плитах относительно недавних могил мы видим те же фамилии, что и в документах двухсотлетней давности. А значит, потомки тех далёких посельщиков и табунщиков жили здесь целыми поколениями, а, возможно, и живут до сих пор. Вот так вглядишься в лицо современного кирочинца, а там из глубины веков проглядывает суровый мужик – прапрадед нашего современника, который в XVIII веке пас здесь лошадей или пахал землю. Такая вот живая преемственность, в больших городах такое не встретишь, а здесь – пожалуйста.
Заброшенность кирочинского кладбища сочетается с его историчностью. По расположению погребений сразу видно, что первые жители хоронили своих усопших на холме повыше, в дальнейшем спускаясь всё ниже к берегу Онона. Гость погоста обязательно обратит внимание на примечательные полуразрушенные склепы, сложенные из плит песчаника. На одном из них ещё можно увидеть покрытый ржавчиной резной металлический крест с датой и фамилией: обитатель этого склепа почил в 1913 году. Из того же камня возведено сооружение, напоминающее фундамент разрушенной часовни. Упоминания о кирочинской церкви, построенной в конце XIX века, иногда встречаются, а вот о кладбищенской часовне пока ничего неизвестно. Тайну в будущем, возможно, приоткроют архивные документы. Изнутри сооружение густо поросло крапивой и бурьяном в человеческий рост, не прорваться.
Хоронили в старину, как и сейчас, исходя из финансовых возможностей. На старом участке кладбища гордо возвышается памятник из белого камня. Такой могла позволить себя не каждая семья. Недостаток таких памятников в том, что вырезанную на их поверхности надпись сложно прочитать, особенно в ясный день. Приходится смачивать камень водой или прикладывать к поверхности лист бумаги и штриховать его простым карандашом.
Те, у кого не было достаточно средств, довольствовались плитами песчаника, его в окрестностях Кирочи добыть несложно. Песчаник почти не обрабатывался, на его поверхности вырезался крест и имя почившего. Таких плит на кирочинском кладбище очень много, на некоторых кресты и имена совсем затёрлись, а где-то до сих пор можно увидеть чёткие надписи.
Совсем же бедные люди ограничивались деревянными крестами. Такие до наших дней, к сожалению, совсем не дошли. Дерево в условиях забайкальского климата сохраняется крайне плохо. О том, что Кироча – деревня старинная, говорит не только местное кладбище. Гуляя в окрестностях села, внимательный путник не раз наклонится, чтобы поднять фрагмент русской керамики. Такие глиняные горшки наши предки ещё сто лет назад использовали в хозяйстве, а сегодня их венчики и донышки доживают свой век под палящим ононским солнцем.
Кироча и другие подобные ей маленькие старинные забайкальские сёла со своими полузаброшенными погостами, развалинами церквей, веками лежащими в траве коваными гвоздями и керамикой, представляют собой яркий пример непричёсанной дикой истории. Лишённая музейного лоска, табличек с пояснениями и указателями, такая история открывает свои тайны лишь внимательному и вдумчивому исследователю.
Все материалы рубрики "Темы"
Ирина Верещагина
Фото автора
«Читинское обозрение»
№32 (1568) // 07.08.2019 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев