Пролог: Недружественный Голливуд
Идёт четвёртая неделя войны против России и её граждан. Невероятно злобной, ожесточённой… И здесь речь не о военной спецоперации в соседней стране, целью которой является демилитаризация и денацификация. Здесь разговор идёт о войне санкций, которую Запад ведёт уже не первый год, и особо активизировавшейся с началом этой операции. Санкций политических, дипломатических, финансово-экономических, технологических, а теперь ещё и спортивных, культурных. И если до относительно недавнего времени нас, простых граждан, это почти не касалось, а затрагивало большой бизнес, а также олигархов, политическую элиту, высокопоставленных чиновников и тому подобных слуг народа, то с 1 марта это коснулось и непосредственно нас с вами, друзья. Поскольку на этой странице «Читинского обозрения», что вы сейчас читаете, речь шла большей частью непосредственно о кинематографе во всех его проявлениях и без границ, то разговор и сегодня пойдёт именно о нём, причём в свете событий не только сегодняшних.
И здесь дело не только в том, что студии-мейджоры Голливуда: Disney, Warner Bros., Sony и присоединившиеся к ним позже Universal, Paramount не только по своей инициативе, но и под явным давлением Вашингтона и его, как когда-то говорили, «ястребов», а также из-за боязни возможности отключения глобальной финансово-платёжной системы SWIFT, поскольку без оной кинодельцы мировой «фабрики грёз» не смогут получать деньги от российских прокатчиков, остановили на неизвестный срок прокат-продажу своего товара — блокбастеров в России. Сколько продлится эта киноблокада — пока неизвестно, но «Бэтмена», «Морбиуса», «Доктора Стрэнджа», очередного «Тора» и прочих, извините, «дурилок кардонных» супергеройских на больших экранах мы пока не увидим. Возможно, это и к лучшему. Впрочем, эта отдельная тема разговора, как и та, в которой США и его один из главных идеологов — Голливуд ведут уже не одно десятилетие идеологическую войну против СССР, а затем и России. К последней, острой и актуальной, особенно в свете последних международных событий, я вернусь в одном из выпусков «Синескопа». Сегодня же речь пойдёт о… Однако давайте по порядку…
Сиквело-ремейковое наступление
(Представим, что киносанкций Голливуда нет, и всё идёт своим чередом…) «Соник в кино 2», «Топ Ган: Мэверик» (сиквел «Топ Гана» от 1986 года), «Мир юрского периода: Господство» (третий фильм — «динозаврового» режиссёра Коллина Тревррроу — «Мир юрского периода», 2015, «Мир юрского периода-2», 2018), являющего собой «перепевку» знаменитой трилогии «Юрский парк», начатой ещё С. Спилбергом, «Фантастические твари: Тайны Дамблдора» (третий фильм цикла «Фантастические твари», эксплуатирующий интерес подросших фанатов Гарри Поттера и восьми экранизаций романа Д. Роулинг), «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» (вторая часть «супергеройского» техно-фэнтези-блокбастера от 2020 года), «Джиперс Криперс: Возрождённый» (четвёртая часть франшизы о зловещем маньяке-людоеде)… Это даже не все сиквелы первой половины 2022 года.
Во втором полугодии: «Неудержимые-4», «Кот в сапогах-2: Последнее желание», «Чёрная пантера: Ваканда навсегда» («Чёрная пантера-2»), «Человек-паук: Через вселенные-2», «Аквамен-2», «Аватар-2»…
В следующем, 2023-м: «Стражи галактики. Часть 3», «Джон Уик-4», «Форсаж-10», «Шазам-2: Ярость богов», «Индиана Джонс-5», «Миссия невыполнима-7», «Дюна-2» и т.д. и т.п… И это ещё не затрагивая бесконечных ремейков-пересъёмок-перезапусков-переэкранизаций, популярных в прошлом (порой совсем не далёком) кинокартин. Серьёзных, «продвинутых» любителей кино уже раздражает это обилие сиквелов-продолжений и всё меньшее количество оригинальных картин. Давайте попытаемся разобраться в этой ситуации и не только.
Большой Голливуд: На пороге катастрофы
…Я не открою Америки, заявив, что фильмы этой самой Америки, прежде всего — мировой «фабрики грёз» — Голливуда, захватили львиную долю кинопроката кинотеатров нашего города, России (до 80% валового сбора) и подавляющего большинства остальных стран мира. С каждым годом Голливуд выпускает всё более и более дорогие фильмы-блокбастеры. Суммы, затраченные на производство «сверхзрелищных» картин в 100, 200, 250 миллионов долларов, уже никого не удивляют. Компьютерные спецэффекты становятся всё реальнее и изощрённей. Доходы магнатов «фабрики грёз» вновь взлетели, несмотря на мировые пандемические «выкрутасы», до астрономических высот — за один только прошлый год сумма составила свыше 10 миллиардов долларов (включая наши читинские рубли)! Казалось, вот он — невероятный расцвет Голливуда! Однако реальность… прямо противоположна! Суперуспешный Голливуд сегодня стоит, вероятно, на пороге величайшей катастрофы! И дело здесь даже не во всепланетной «коронной» пандемии, которая ставит палки в колёса кинобизнесу, и киносанкционной войны с Россией.
Мрачный прогноз
То, что происходит на самом деле там, в закулисье «фабрики грёз», может повергнуть любителя кино, да ещё следящего за его новинками, если не в шок, то в состояние депрессии.
«Здесь хаос, полная неразбериха», — так описывал (и остаётся по-прежнему того же мнения) происходящее в «изнанке» Голливуда известный отец великой киносаги «Звёздные войны» Джордж Лукас.
«Будет страшный обвал, — вторил и продолжает вторить ему живая легенда Голливуда, его самый успешный режиссёр Стивен Спилберг (цикл «Индиана Джонс», «Война миров», «Спасти рядового Райана». «Парк Юрского периода», «Список Шиндлера», «Инопланетянин», «Челюсти», «Первому игроку приготовиться» и т.д.), — Обвал, сопровождаемый серией мощных подрывов…».
И, судя, по опасениям киномэтров, «фитили-запалы» этих «подрывных зарядов», заложенных под тем прокатным кинематографом, к которому мы, зрители, уже давно привыкли, уже дымятся и горят….
Мрачный, апокалипсический прогноз Лукаса и Спилберга кажется неожиданным, если учесть, что в прошлом году, несмотря на потери, связанные с пандемией, американская киноиндустрия поставила вышеупомянутый очередной рекорд по доходам. И всё же к глубоко пессимистическим словам этих известных всему миру киномастеров стоит прислушаться, поскольку они видят происходящее изнутри. Тем более, в отличие от других американских кинодеятелей и их зарубежных коллег «по цеху», они не жалуются на пиратство, торренты, Интернет, хотя и констатируют тот факт, что современные технологии медленно, но верно убивают киноиндустрию, а роль пиратства в этом не так уж и велика.
В своё время состоялась конференция в университете Южной Калифорнии с участием представителей иностранной прессы, где Лукас и Спилберг делились своими прогнозами о ближайшем будущем Голливуда и тем, что вообще ждёт не только кинематограф, но и его зрителей. Несмотря на то, что сия встреча была несколько лет назад, ситуация с большим голливудским (и не только) мировым кинематографом движется медленно, но верно именно по этому пути, прогнозируемом мэтрами Голливуда. Думаю, вам, уважаемые друзья, будут небезынтересны мнения этих двух известных режиссёров, продюсеров, сценаристов, поскольку они хотя бы отчасти расставят некоторые точки над «i» в сложившейся ситуации. Итак, вот что они в своё время поведали…
Главная причина
По мнению Спилберга, фундаментальная причина грядущих перемен в киноиндустрии — возросшая конкуренция с развлечениями, которые стали популярны лишь относительно недавно. Вместо того, чтобы направиться в кинотеатр или купить фильм на DVD-диске (они, как ни странно, на Западе ещё в ходу, впрочем, к этой теме мы ещё вернёмся), потенциальные зрители тратят время на компьютерные игры, сидят в Интернете, там же смотрят кино на стриминговых платных (за скромные суммы) платформах и на специализированных сайтах, а также тот контент, что массово, свободно и порой ежесекундно появляется в YouTube или просто болтают в социальных сетях.
Игроки
Согласно данным статистики, владельцы игровых приставок с трёхлетним стажем на 50% реже ходят в кино и на 47% реже смотрят телевизор. Неудивительно, что игровая индустрия переросла Голливуд.
Билеты и сборы
Здесь цифры говорят сами за себя. Растущие кассовые сборы — лишь половина истории. Другая половина — количество проданных билетов, из которых составлены эти сборы. Оно достигло пика в 2002 году и с тех пор неуклонно падает. В 2016 году этот показатель дотянул лишь до уровня середины девяностых — «всего» 1,3 миллиарда штук. В прошлом, 2021-м, этот показатель упал ещё и составил 498,6 млн штук (данные на 18.01.2022). И дело здесь не только в пандемической «авантюре»…
Почему же сборы растут, а не падают?
Во-первых, США стали выпускать больше фильмов. Если в 1980-90 годы количество фильмов колебалось между 350 и 400 (примерно, как и в СССР), то в 2007-м количество превысило 600, а в 2012-м появилась рекордная цифра — в прокат вышло 660 лент. В 2015-м цифра американского кинопродукта добралась почти до 700… Непосредственно самые крупные студии — так называемые «мейджоры» Голливуда (Universal, Warner Bros., Paramount, The Walt Disney и т.д.) выпускают в среднем порядка 100-120 кинокартин в год.
Во-вторых, билеты существенно подорожали. Цена билета на «Индиану Джонса», вышедшего 40 с лишним лет назад, была ниже 3 долларов. «Парк Юрского периода» в 1993 году можно было посмотреть за 4,14 доллара. К тому времени, когда вышла первая «Матрица», средняя цена билетов перевалила за 5 долларов, а билет «Мстителей» от 2012 года стоил уже от 8 до 10 долларов (порядка 300-350 рублей по курсу того времени). На 2021 год средняя цена билета на киносеанс в США составила 12$…
Если знать это, то можно понять «энтузиазм», с каким Голливуд «агрессивно» продолжает «проталкивать» зрелищный и дорогой формат IMAX. Даже если его «гигантизм» не вернёт в кинотеатры ушедшую публику, она, по крайней мере, позволяет продавать билеты втридорога, не вызывая при этом слишком больших протестов и недовольства…
Однако, кассовые сборы — далеко не единственный источник прибыли киноиндустрии. С середины 1990-х доходы Голливуда бурно росли за счёт выручки, которая шла с продаж…
Впрочем, здесь пока, как говорится по-киношному, «Стоп-мотор!»…
…Мировой шабаш сиквела, ремейка, ребута… Закат DVD!? Алчность бюджета. Неизбежная «ядерная» катастрофа «большого» Голливуда. Кино-апокалипсис: кто выживет? По ту сторону кинематографа, или Пристанище беженцев с «фабрики грёз». Финал и… советское кино России. Об этом — в следующей нашей встрече.
Все материалы рубрики "Синсекоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№11 (1703) // 16.03.2022 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев