Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Кино, прокат и ситуация. Что делать? Часть I
Кино, прокат и ситуация. Что делать? Часть I


Дефицит фильмов на больших экранах: интересных, с захватывающим сюжетом, зрелищных и …чего уж там, кассовых. Верней, даже не дефицит, а острейшая нехватка.

Киноудар под дых

1 марта 2022 года студии-мейджоры Голливуда — основного поставщика кинопродукции в нашу страну (порядка 75-80 % от общего «фильмо-наполнения» в российских кинозалах): Disney, Warner Bros., Sony, Universal, Paramount, а затем и другие, вот так, в одночасье, грубо, жёстко прервали все свои контракты, договоры с российскими прокатчиками и покинули наше «кинопространство». Покинули, «хлопнув дверью». Мировая «фабрика грёз», как и весь оплот западной «демократии» и «справедливости» США и его сателлитов предъявила нашему отечественному кинопрокатному бизнесу, кинотеатрам и конкретно нам — российским зрителям — санкции. По известно какой причине.

Что ж, удар противника, будем смотреть правде в глаза, был коварным, жестоким, мощным и в самый «под дых». Хватая задыхающимся «ртом» воздух, отечественный кинопрокатный бизнес пытался (и пытается) смягчить удар: будем показывать российские фильмы, демонстрировать «золотые шедевры» прошлого, «крутить» картины «независимых» кинокомпаний Европы, тех же США и, главное, Азии: (КНР, Южная Корея, Индия и т.п.). С последними, несмотря на большой поток азиатского кинопродукта на его родине и в окрестностях, к настоящему времени отчего-то так и не вышло. В российских кинотеатрах мы эти фильмы так и не увидели. В Чите, по крайней мере, точно. О причинах сейчас говорить не будем.

Золотое наследие и нерадивые

Демонстрация золотых шедевров отечественного кино (началась весной) тоже обернулась, по существу, фиаско. А вот здесь причина относительно ясная. И, дело, по большому счёту, даже не в конкурентоспособности кино СССР с российским. Здесь приложили своё «умение», мягко говоря, некомпетентные и нерадивые специалисты, вероятно, слабо разбирающиеся в наследии великой кинодержавы. Эти «спецы» вместо зрелищных (и просто интересных), собравших в своё время серьёзную «кассу» и малознакомых при этом современному зрителю (прежде всего, младшего и средних поколений) советских фильмов, умудрились запустить в повторный прокат старые киноленты (практика, успешно действующая во многих странах, включая, кстати, и США)… Да, шедевры. Но! Извините за такое слово, …«засмотренные» и знакомые каждому из нас, друзья, «до последнего кадрика». К примеру, как известные комедии Л. Гайдая или «эстетские» картины (увы, не кассовые, хотя и имеющие своего зрителя) А. Тарковского. Либо как «постперестроечные», особо актуальные в своё время фильмы, такие, как: «Брат» и «Брат 2» и т.д. и т.п.

В общем, безграмотно подобранные для повторных показов киношедевры (и просто хорошие картины) СССР, в подавляющем большинстве без какой-либо дополнительной подготовки молодого зрителя (хотя бы какая-нибудь рекламная кампания — включая специально созданные трейлеры, полиграфическую продукцию, материалы в электронных СМИ и Интернете и т.д.) и по сей октябрьский день терпят вышеупомянутое фиаско.

Кое-что о кинопроизводстве

Ряд высокопоставленных чиновников (и не только) предложили «надёжный» выход из кинокризиса: снимать больше отечественных фильмов. Но в этом предложении есть серьёзный изъян: быстро заполнить рынок действительно качественным, успешным и кассовым отечественным кинопродуктом (по типу фильмов «Движение вверх», «Холоп», трилогии «Последний богатырь») просто физически невыполнимо по ряду причин. К примеру, мало хороших оригинальных сценариев, мало талантливых режиссёров (зато много «звёздных» бездарей, халтурщиков, «распильщиков» бюджета, а то и просто вредителей), а новым путь нередко перекрывает «киномафия»… Странная, вызывающая много вопросов работа Фонда кино, разбрасывающая огромные суммы на поддержку сомнительных с точки зрения финансового (и не только) успеха, проектов и т.д. Так что в «одночасье» заполнить качественными интересными российскими фильмами наши кинотеатры в ближайшие два-три (а то и более) года нереально.

Поток, новинки-«старинки» и WWW

В связи со сложной ситуацией на российском прокатном кинорынке, за нечастым исключением, на экраны наших кинотеатров, воспользовавшись саботажем известных голливудских «контор», хлынули потоки фильмов категории «Б» и ниже — слабо востребованных у себя на Западе, малобюджетных, финансово провальных фильмов, нередко уже устаревших. Часть из картин (порой, вполне солидных) рекламируются, как кинотеатральные новинки, вышедшие несколько позже мировых премьер. Однако на поверку оказывается, что ещё за недели, а то и более до премьеры в нашей стране эти новинки уже успели прочно угнездиться в виде всем доступных торрентов на сайтах-файлообменниках мировой «паутины». Как отразится это на и без того неважной посещаемости кинотеатров, догадаться не сложно… Итак, сам собой возникает извечный «хрестоматийный» вопрос…

Что делать? (три способа)

В такой тяжёлой ситуации в сфере прокатного (и не только) российского кинобизнеса, находящегося под санкционным давлением Запада (в нашем случае, конкретно, Голливуда), в качестве его поддержки, ещё летом в Госдуме депутатом С. Хамзаевым было предложено использовать так называемый параллельный прокат или принудительное лицензирование фильмов зарубежного производителя. Смысл его примерно таков. Допустим, какая-либо кинокартина, которой заинтересовались прокатчики, проходит все обычные соответствующие «формальности», получает прокатное удостоверение и т.д., открывается специальный счёт в российском банке, на который переводятся в рублях деньги за используемый контент. Получить заработанные на контенте (в нашем случае — фильме) деньги с этого счёта правообладатель просто так не сможет — он должен будет получить решение специальной правительственной комиссии. Либо правообладателям предложат направить в Россию счета для последующего получения процента с показа.

Примечание! На момент написания этих строк минкультуры высказался против этого предложения, поскольку это: «…противоречит положениям международных договоров РФ в сфере интеллектуальной собственности». Звучит это несколько странно, при сегодняшней ситуации, когда Запад, по существу, наш противник, в одностороннем порядке вводит всевозможные санкции, а минкульт апеллирует строго нормативными правилами.

…Есть и ещё один способ, №2, вполне (или относительно?) легальный в сложившейся ситуации — покупка фильмов через вторую, а то и третью страну.

И, наконец, №3! Самый «непредсказуемый», опасный с точки зрения современного закона и благородно-«робингудский», «трофейный»… В настоящий момент против России ведёт войну её самый жестокий, циничный, злейший враг — Западный мир во главе с США и Великобританией. Ведёт финансами, техникой, технологиями, вооружениями, боеприпасами, наёмниками, ведёт человеческим ресурсом известной страны. Ведёт войну психологическую, информационную, идеологическую, используя все доступные средства коммуникаций: прессу, радио, ТВ и Интернет. На просторах последнего ведутся бескровные, но не менее ожесточённые бои. Здесь также имеются свои потери, но есть и победы и, соответственно, «трофеи», часть из которых способна воплотиться из неосязаемо-виртуальных в материальные. Есть торренты и сайты торрент — файлообменники с огромнейшим количеством самых разнообразных фильмов на любой вкус, жанр, страну производства и год выпуска (включая новейшие, с профессионально выполненным русским дубляжом). Теоретически, на данный момент любой фильм любого недружественного (вражеского) государства, в принципе может считаться «трофеем», взятым на «поле боя», а затем ещё и применённым против агрессора, пускай даже только в экономическо-финансовом плане. Разумеется, качество контента, выкладываемого в интернете, его объём, в подавляющем своём большинстве теоретически допустим только для небольших кинозалов. Что же касается использования скаченных фильмов в известных целях, то комментировать законность этого пока не имеет смысла. Хотя ещё в начале лета некоторые политики высказывались и за такой способ решения кризиса.

…А теперь вернёмся вновь к отечественному кинопроизводству, конечно же, способному в перспективе заполнить ту 75-80%-ю пустоту — последствие санкционной атаки вражеского государства и его «фабрики грёз», но только через определённый срок. Что же касается настоящего момента, то, если учитывать только количественный поток выходящих в прокат российских фильмов, то здесь можно говорить уже о…

«Малокартинье»

Почему я вспомнил сегодня такой почти забытый термин, рождённый порядка семи десятков лет назад, как «малокартинье»? В РСФСР, в 1970-80 годах ежегодно производилось и выходило на экраны в среднем 180–230 полнометражных художественных фильмов. У наследницы СССР — России в текущем 2022 году отечественного кинопродукта, запланированного к показу (основная часть уже вышла на экраны) лишь …44 фильма! Причём прошлый 2021-й «ковидо-коронный» был даже чуть лучше — 45 (при этом, не забываем, что подавляющая масса российских фильмов даже не окупились). В общем — типичное «малокартинье», с поправкой на современные реалии.

Замечу, что наша страна уже переживала такой нелёгкий, тяжёлый период в своей кинематографической истории. В самый «неурожайный» 1951-й киногод СССР смог выпустить всего 9 полнометражных картин (из них 5 — экранизации спектаклей). Отчего это произошло? Страна сначала громила врага, затем усиленно восстанавливалась после разрушительной войны. Восстанавливалась и начинала процветать в окружении новых врагов — бывших когда-то союзниками. На финансирование кинематографа оставались лишь весьма скромные суммы. И теперь на помощь бывших союзников рассчитывать не приходилось. А советским людям нужны были фильмы. Разные. Люди, измученные войной, отдававшие силы на строительство новой мирной жизни, хотели кино. И вот, однажды…

Впрочем, здесь — стоп! Продолжение необычной истории кинематографического «импортозамещения» в кино СССР и последующей победы великой кинодержавы — в нашей встрече через неделю.

Все материалы рубрики «Синескоп»

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№41 (1733) // 12.10.2022 г.

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net