Главная / Авторы / Александр Баринов / «Крылья будущего — 2»
«Крылья будущего — 2»
Или Большой праздник для театральной Читы


Помните, герой фильма «Москва слезам не верит» заявлял: «Скоро ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет, одно сплошное телевидение»? Позже нечто подобное стали говорить, когда появился Интернет. Но время показало – театр остался и, более того, получил новые импульсы развития. Ведь у него есть то, чего нет и не будет у телевидения – живой контакт артиста и зрителя. И прошедший в Чите с 4 по 9 сентября Второй (первый был в 2015 году) межрегиональный фестиваль спектаклей для детей и молодёжи «Крылья будущего» стал тому подтверждением. Три тысячи читинцев побывали в эти дни на 10 спектаклях, которые представили три местных коллектива, а также труппы четырёх театров из Брянска, Улан-Удэ и Хабаровска.

Фестиваль не был конкурсным. Все участники получили дипломы лауреатов. Номинаций не было, а, значит, нет победителей. Нет наград. Но мы как члены жюри (и в первую очередь читинские зрители) хотим назвать тех, кто, в случае конкурса, был бы достоин «приза зрительских симпатий».

Классика
Своего рода «классическую рамку» фестиваля создали два спектакля. Пьеса Николая Гоголя «Игроки», представленная Брянским театром драмы имени Алексея Толстого, и пьеса Александра Грибоедова «Горе от ума», поставленная Забайкальским драматическим театром. Классика, как известно, потому и классика, что поднятые в ней десятилетия, а то и столетия назад темы не потеряли своей актуальности и сегодня. И всё же режиссёры попытались ввести какие-то современные способы «прочтения». У гостей, на наш взгляд, «современный элемент» получился более деликатным и органичным.

В ряд с этими профессиональными коллективами уверенно встал новичок в театральном искусстве, но при этом высокопрофессиональный коллектив Театра национальных культур «Забайкальские узоры». Да, показанный ими мюзикл – это современное произведение. Но вот его основа – пушкинский «Дубровский» – бесспорная классика. И для наших «Забузоров» это новый уровень, новаторство и настоящая победа. Победа над собой, над своим привычным репертуаром, над народно-хороводной «оскоминой». Хорошие голоса, интересные костюмы, отличная хореография, а главное – новый, и для коллектива, и для вообще театральной читинской жизни, жанр мюзикла. И потому «главный приз зрительских симпатий» в этот раз был бы присуждён именно «Дубровскому», а брянский спектакль «Игроки» мог бы стать победителем среди постановок пьес русских классиков.

Моноспектакли
У успеха театра много составляющих, начиная с пресловутой «вешалки». Но всё же главное – это талантливый актёр. Он может «вытянуть» самую провальную пьесу самого бездарного режиссёра. Талантливый актёр может держать внимание зала, не имея ни реквизита, ни костюма. Своим талантом он может наполнить и сцену различными персонажами, и зал погрузить в океан эмоций. Но поэтому и решиться на моноспектакль может далеко не каждый.

На этот раз читинцам были представлены два моноспектакля. Во-первых, драма «Последняя лента Крэппа» по пьесе Сэмюэля Беккета, поставленная Брянским театром драмы. В этом году в Перми, на международном фестивале-конкурсе «МОНОfest» режи-сёр-постановщик Евгений Кочетков за этот спектакль стал лауреатом в номинации «Лучший режиссёр», а в номинации «Лучший актёр» – Михаил Кривоносов. История пожилого человека, его последняя попытка уцепиться за уходящую жизнь, конечно, улыбки не вызывает, но моноспектакль – это всё же необычно и очень интересно.

Но свой личный «приз зрительских симпатий» мы решили отдать Олесе Македонской, исполнившей главную роль в пьесе «Валентина, брависсимо!» и рассказавшей непростую историю нашей современницы, отправившейся на заработки в Италию. Спектакль шёл 50 минут, которые актриса «до седьмого пота» работала, что называется, на разрыв аорты. Олеся была в роли вся – до каждого пальчика, до каждой жилочки. И не одна, она сумела «показать» несколько других персонажей. Это было просто чудо перевоплощения. 50 минут текста, песен, движений. 50 минут жизни героини. Очень круто.

В поисках нового
Фестиваль – для молодёжи. А кто мог поговорить об её проблемах лучше, чем молодые актёры и режиссёры. И, посмотрев спектакль «Вдох-выдох», представленный молодыми актёрами Русского драматического театра имени Николая Бестужева из Улан-Удэ, мы хотели именно его назвать победителем в номинации «Эксперимент». История яркой и незаурядной девочки не могла не тронуть.

Но потом были две встречи с молодыми творцами (в самом хорошем смысле этого слова). Представленная Хабаровским театром юного зрителя «Мама» и «Чика-Чита», поставленная хабаровским режиссёром Виталием Фёдоровым и юными читинскими артистами – это эксперимент, в основе которого поиск ответа на вопрос «Как родиться человеком и не облажаться?». Задача не из лёгких. Режиссёр Виталий Фёдоров – юн, умён, пытлив. И вместе с ним молодые актёры экпериментируют, пытаются найти новые дороги к зрительским сердцам и, главное, заставляют молодых думать при выборе выхода из сложной ситуации. Эмоции тут буквально зашкаливали. Людям старшего поколения в какой-то момент явно хотелось закрыть глаза и уши. Правда, звучавшая на сцене, выворачивала душу. Это и был современный театр о непростых, но реальных современных проблемах молодых. Наш «зрительский гран-при» – этим работам!

Такие разные куклы
Три спектакля, которые довелось увидеть на сцене Забайкальского театра кукол «Тридевятое царство», показали, что наши представления о кукольных театрах устарели. Надо приводить на такие спектакли не только внуков, но и взрослых детей.

Грустная сказка «для детей младше 120 (!) лет» (так указано в программе) «Соловей и Роза», которую представил наш театр кукол «Тридевятое царство» – это философская притча, которую стоит смотреть подросткам и их родителям, и людям самого преклонного возраста. Она, написанная Оскаром Уайльдом, рассказывает об отчаянной любви, жертвенности и чёрной неблагодарности. Писателя сыграл актёр Сергей Калинников. Мастерски сыграл. И стол на сцене вдруг превратился в сад. Вешалка со шляпой – в дуб и гнездо соловья. Люстра стала луной, штора – небом. Пасквильная газета – двойником писателя, главным критиком и обвинителем. Технически сложная и очень интересная работа.

Понравился и спектакль наших «кукольников» «Иван Царевич и Серый волк». После него мы напросились в святая святых – за экран, туда, где сказка совершалась, и увидели, как происходило это чудо – удивительное переплетение древних китайских традиций театра пёстрых теней, русских народных промыслов и современных световых эффектов. Потрясающе.

А вот о том, что не взяли с собой внуков, пожалели, когда смотрели «Бабушкин домик», представленный Хабаровским театром кукол. Это своего рода новое переложение «Теремка», действие которого происходит в современном городе. Самое подходящее определение – прелестная работа. В каком возрасте смотреть? От года и дальше. Этот театр в ноябре приедет в Читу на гастроли, так что будет ещё возможность получить удовольствие.

Все три работы такие разные по исполнению и возрастным критериям, что выделить победителя трудно. Но всё же наш «приз зрительских симпатий» – спектаклю «Соловей и Роза»!

Фестиваль завершился. Критики, профессиональные члены жюри высказали свои замечания и предложения. Актёры и режиссёры получили новый «толчок» для своего творчества, а любители театра увидели, что огромное древо Театра продолжает жить и давать новые ростки. Для артистов нашего драматического театра, дом которых на длительном капитальном ремонте, наступило нелёгкое время, но мы уверены, что у них много сил для новых работ и новых гастролей.

Праздник завершился. «Крылья будущего» не сложены. Они расправляются. И есть надежда, что фестиваль под таким названием станет в Чите традиционным.

Все материалы рубрики "Темы"
 

Александр и Ирина Бариновы
Фото представлены
организаторами фестиваля

«Читинское обозрение»
№37 (1573) // 11.09.2019 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net