«Ледокол» – один из самых крупных и высокобюджетных (свыше 633 млн рублей) проектов отечественного кинематографа. Картину уже увидело несколько десятков тысяч читинцев, увидят ещё тысячи. В титрах указано: «Основан на реальных событиях». А как было на самом деле – тогда, в марте-июле 1985 года, в море Росса, на советском судне?
Так в фильме
Вот анонс фильма «Ледокол»: «Навстречу ледоколу движется огромный айсберг. Уходя от столкновения, судно попадает в ледовый плен и оказывается в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды. Экипаж «Михаила Громова», находясь 133 дня во тьме полярной ночи, в атмосфере зловещей тишины и жуткого холода, пытается выбраться из ледовой ловушки. И даже если можно было бы уйти – деваться всё равно некуда… Один неверный манёвр судна может оказаться смертельным для экипажа, и тяжёлые антарктические льды могут раздавить судно…». Фильм фильмом, а реальность была не менее острой.
Так в жизни
Судно «Михаил Громов», на котором герои совершили героический дрейф у побережья Антарктиды, в реальности было научно-экспедиционным, исследовательским дизель-электроходом усиленного ледового класса серии «Амгуэма», а не ледоколом. Его спустили на воду 2 сентября 1975 года, назвав в честь знаменитого полярника и океанолога. «Михаил Сомов» не раз ходил в Антарктиду, выполняя научные миссии, доставляя продукты полярникам.
В декабре 1984-го «Михаил Сомов» вышел из порта приписки (Ленинград) и взял курс на Антарктиду – с немалым опозданием (антарктическое лето короткое). Помимо ряда научно-исследовательских задач судну предстояло доставить снабжение и сменить полярников на антарктических станциях (в т.ч. на станции «Русская»).
Курс: Антарктида
К середине 1980-х шестой континент был хорошо обжит – 59 научно-исследовательских станций и баз различных стран охватили «международную» Антарктиду. В глубине континента действовало ещё две. Главной сложностью в изучении Антарктиды тогда и сейчас остаётся её крайняя удалённость от других материков, сверхсуровый климат с температурами ниже -50-60 градусов, снежными ураганами, туманом и возможность доставлять грузы для станций только морским путём и только летом (декабрь-февраль).
Выполнив ряд задач по обеспечению советских полярных станций, «Михаил Сомов» под командованием опытного капитана Валентина Филипповича Родченко зашёл в середине февраля 1985-го в Веллингтон (Новая Зеландия), пополнил запасы продовольствия, топлива для станций «Русская» и «Ленинградская» и взял курс на Антарктиду. Из-за серьёзной задержки выхода судна в рейс наверстать упущенное время не удалось.
В ледовом плену
В начале осени, 7 марта, «Михаил Сомов» подошёл к береговому припаю Земли Мэри Бэрд тихоокеанского сектора Западной Антарктики, неподалёку от моря Росса. К этому времени все иностранные суда уже уходят из опасного сектора и покидают Антарктику до лета. Судно застопорило двигатели на расстоянии 25 миль, отделяющих его от самой «компактной» советской станции, что ютилась на крутом утёсе. Грузы на станцию перебрасывали двумя бортовыми вертолётами Ми-8. Они же произвели смену полярников-зимовщиков (12 человек).
Погода начала резко портиться – 14 марта пошёл снег и поднялся ураганный ветер свыше 50 м/сек., зашевелился лёд, видимость упала до нуля. Работы прекратились. А на следующий день «Михаил Сомов» был взят в плен льдами толщиной свыше четырёх метров. Если замёрзшую воду до 70 см дизель-электроход мог колоть самостоятельно, то с такими «стражами» ему было не справиться. С 15 марта блокированное льдами судно понесло к айсбергам, сидящим на мели. Капитан Родченко, умело маневрируя, сумел выскользнуть из района скопления айсбергов, но у «Сомова» заклинило винт, он потерял ход и в мрачных сумерках южно-полярной осени начал дрейф со скоростью 6-8 км/сутки. Корабль был отнесён в море Росса.
Держаться до конца
Ураган стих спустя двое суток. Пленённое льдами судно продолжало доставлять оставшиеся грузы на «Русскую». В начале апреля вертолёты летали ещё и на теплоход «Павел Корчагин», стоявший в 400 км у кромки льда со стороны Южного океана, где они могли дозаправиться. Расстояние до соседа с каждым днём увеличивалось.
Руководствуясь радиограммой из Москвы, Родченко 17 апреля отдал приказ о частичной эвакуации с дрейфующего дизель-электрохода. Первыми отправили на «Корчагин» полярников со станции «Русская» и сменщиков «Ленинградской», до которой дизель-электроход так и не смог дойти. С экипажем «Михаила Сомова» были проблемы: никто не хотел покидать терпящее бедствие судно. Родченко в приказном порядке велел покинуть борт 77 членам команды. И вовремя – менее чем через сутки ухудшающаяся ледовая обстановка заставила «Павла Корчагина» отойти на недосягаемое вертолётами расстояние. «Михаил Сомов» с 53 членами команды во главе с капитаном осталась в одиночестве в такой точке планеты, о которой было почти ничего неизвестно – за тысячи километров от цивилизации, среди тьмы, холода и льда, в самое опасное время года – антарктическую зиму.
Ледовая атака и «спокойный» SOS
Никто не впадал в отчаяние – не верили, что с судном последней четверти XX века может произойти что-то нехорошее. Но чернеющий день сменяла чёрная ночь, а на помощь приходить никто не торопился. Капитан был спокоен: может, судно отнесёт в чистые ото льдов воды? Но 26 мая в мёртвой полярной тишине дважды раздался жуткий грохот – рвались металлические стыки судна и шпангоуты. В течение двух суток «Сомова» давили льды. Огромные льдины запрыгивали на палубу судна… Двое суток работала машина, чтобы не заклинило винт рулевой группы. Быстро уходило топливо. Родченко сделал радиозапрос о помощи, а экипаж стал готовить всё для высадки на лёд в случае аварийной ситуации. Дрейф продолжался уже белее двух с половиной месяцев.
«Эй, рашн, «Сомофф!»
На расстоянии порядка 300 миль к границе дрейфующих льдов подошёл «близнец» «Михаила Сомова» – электроход «Пенжина», попробовал опасную для винта ледяную кашу и толстые льды «на зуб» и решил не искушать судьбу.
Велись радиопереговоры. И тут на границе дрейфующих льдов нарисовалась серьёзная «посудина» – ледокол из состава вспомогательных сил ВМС США! 1985 год. Холодная война достигала апогея, грозя перейти в «горячую». Янки предложили «Михаилу Сомову»: «Эй, рашн, «Сомофф», давайте мы подгребём и выколем вас изо льда». Родченко посоветовался с Москвой, и от русского капитана ушёл «привет» примерно: «Советское судно выполняет заранее запланированную программу научно-исследовательских работ. В помощи не нуждаемся. Обращаем ваше внимание, что вы нарушаете пункт международного договора об Антарктиде и её водах». Понимая, что военное судно вторглось в демилитаризованную зону, американцы поспешили убраться восвояси.
Ледокол – на помощь!
Радиопереговоры «Сомова» перехватили не только американцы – скоро весь мир заговорил о терпящем бедствие советском дизель-электроходе. Мировые информагентства атаковали Москву, и тогда СССР поведал миру, что случилось.
5 июня совет министров СССР принял решение организовать первую в мире антарктическую спасательную экспедицию в самое гибельное в южно-полярную зимнюю пору море Росса. Миссия легла на руководителя экспедиции Артура Чилингарова, капитана Геннадия Анохина, команду ледокола «Владивосток» (в фильме "Ледокол" — "Новороссийск") и группу вертолётов палубного базирования под командованием Бориса Лялина. 10 июня дизельный ледокол вышел из порта приписки (Владивосток).
Вопрос: почему на помощь «Сомову» не отправили атомный ледокол – мощное и скоростное судно? Ответ: Антарктида – безъядерная зона, вход в её воды атомоходам запрещён.
После сотого дня
В конце июня герои «Михаила Сомова» пережили сотый день дрейфа. Ресурсы таяли. Был сокращён расход электроэнергии, пара, пресной воды. Пришлось отказаться от обогрева ряда помещений. Кончались продукты. Санитарный день устраивали только два раза в месяц. А за бортом ниже 25. Начались полярные сумерки. Окружающие судно торосы поднялись на высоту верхней палубы…
На 36-й день плавания «Владивосток» с большим риском прорвался через 40-50-е широты, славящиеся особо бешеными штормами, и пересёк границу южного полярного круга. На расстоянии 600 миль до «Сомова» в зоне тяжёлых льдов «Владивосток» несколько раз попадал в ловушку. В последней пробыл 19 часов и чудом сумел вырваться. Полярная тьма сгущалась…
Только 22 июля к «Сомову» и его команде вылетел с «Владивостока» вертолёт спасателей, а 26 июля к многострадальному кораблю сумел подойти ледокол, обколол льды вокруг «Сомова» и лёг на обратный курс. «Михаил Сомов» последовал за ним. После 133-дневного героического плена он был свободен!
За беспрецедентный дрейф и спасательную миссию Валентину Родченко, Артуру Чилингарову, Борису Лялину было присвоено звание Героев Советского Союза. Остальные участники дрейфа и спасатели были представлены к различным правительственным наградам.
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№43 (1413) // 26.10.2016 г.
0 комментариев