Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Советское, легендарное, стремительное, разящее и… без оружия
Советское, легендарное, стремительное, разящее и… без оружия


Английский бокс, французский бокс, поединки в доспехах, муай-тай (тайский бокс), бокатор, дамбе, силат, ушу, кунг-фу, китайский бокс, ки-хаб, хапкидо, тхэквондо, ёрои-кумиути, джиу-джитсу (дзю-дзюцу), дзюдо, айкидо, каратэ и т.д.

Всё это комплекс самых разнообразных динамичных видов телодвижений верхних и нижних конечностей человека, населяющего планету Земля, в целях защитить себя почти безо всякого оружия и вывести из строя противника, нередко с нанесением оному ущерба (от физического до морального) или атаковать его (летальный исход не исключается). А ещё есть немало видов самобытных и не менее эффективных (и зрелищных) видов национальной борьбы в соседних республиках бывшего Советского Союза и на территории современной России. Однако главный герой нашей сегодняшней встречи — единоборство, рождённое в великой, могучей державе людей Серпа и Молота — стремительное, жёсткое, разящее и самое, пожалуй, знаменитое.

Сегодня в «Синескопе», накануне премьеры фильма, что состоится 16 ноября во всех кинозалах страны и кинотеатрах Забайкальской государственной кинокомпании — легендарное САМБО и его основатели! Традиционно начнём с истории…

О забавах молодецких

Надо сразу заметить — где, когда и как появились в Древней Руси боевые искусства и как они развивались, доподлинно никому не известно, летописи об этом ничего не говорят. Что и дошло до нас, потомков, — это разве что описания в ряде былин (особенно новгородских) кулачных боёв. Причём не возбранялось в этих боях, кроме кулаков, использование небольших дубинок, кистеней, аршинных посохов (эдакие шесты-деревяшки длиной до метра и более), изредка — коротких ножиков.

Бравы новгородские молодцы да мужики «единоборствовали» так увлечённо и с таким энтузиазмом, что в 1478 году, когда Новгород был присоединён к Московской Руси, патриарх Никон немедленно приказал спалить всё дубьё для кулачных боёв. Особо рьяным фанатам «единоборств», которые допускали и приветствовали поединки до «смертоубойства», публично и официально пригрозил проклятьем и преданию анафеме. Разумеется, подлинно молодецкая потеха, несмотря на угрозы патриарха, не уменьшила своей популярности — не только в Новгороде, но и по всей стране. В подобных боях никаких правил и запретов особо не было, причём дрались не «стенка на стенку», а «толпным методом» — то есть каждый бился сам за себя и против всех.

Наконец в XVIII веке документально появились первые описания «стеновых» кулачных боёв, причём таких жестоких, что в 1726 году даже вышел полицейский указ, где среди прочего значились таких строки: «… чтобы увечного в бою не было б, и кто упадёт, лежащих никого не били б».

…В конце просвещённого XIХ века в Россию пришёл английский и французский бокс, греко-римская борьба (до середины 1940-х в нашей стране она называлась французской), в начале ХХ века — японское джиу-джитсу. Однако школ каких-либо боевых искусств — единоборств в нашей стране не было. Даже в армии они не изучались. Ситуация резко изменилась вскоре после Октябрьской революции — в начале 1920-х солдаты спецподразделений Красной армии начали обучаться мастерству рукопашного боя. И, наконец, ровно 100 лет назад, в 1923 году, в Москве открылась первая секция нового в истории единоборств вида — самбо.

Трое воинов-основателей

Отцы-основатели, пионеры, горячие энтузиасты нового спортивного и боевого единоборства, рождённого в СССР…

Первый — Виктор Афанасьевич Спиридонов 1882 года рождения, из мещан Вятской губернии, ветеран русско-японской войны 1905 года, участник Первой мировой войны, боевой офицер-фронтовик и «изобретатель» искусства рукопашного боя на основе ряда приёмов джиу-джитсу, который назвал поначалу как «самоз» — самозащиты (а где надо — и нападения) без оружия. А к 1923 году Виктор Афанасьевич окрестил своё, ещё более усовершенствованное, детище по-новому – САМБО (самозащита без оружия).

Второй — Василий Сергеевич Ощепков 1892 года рождения с Сахалина. Родители — каторжане и ссыльнопоселенцы. Надо заметить, что биография второго отца-основателя самбо, а также и родоначальника советского дзюдо, настолько экзотична, что только она уже могла послужить отдельным сценарием захватывающего приключенческого фильма.

Круглого, с восьми лет, сироту Васятку русская православная миссия вывезла с оккупированного с 1905 года японцами Южного Сахалина и в сентябре 1907-го отправила на учёбу в семинарию в Киото. Далее — увлечение дзюдо, без отрыва от семинарии, поступление в престижный, почти закрытый для иностранцев, Кодокан — токийский институт дзюдо, получение первой мастерской степени — сёдан (первый дан). Окончание семинарии, отказ от карьеры священника. Возвращение в Россию, работа переводчиком (японский, английский языки) в русской контрразведке Харбина, затем — Владивостока. Вновь выезд в Токио. Получение второго дана по дзюдо. В 1919-м — работа на… колчаковцев и японцев в Управлении военных сообщений, где он вышел на связь с группой подпольщиков-большевиков. В 1921-м Ощепков купил кинопроектор и стал делать… кинопрокатный бизнес на оккупированном японцами Южном Сахалине, эффективно, с блеском добывая информацию для советской разведки. Вскоре перебрался в Токио, где создал широкую сеть разведагентуры. В 1926-м его вернули в Россию. Вскоре он был переведён в Новосибирск уже как военнослужащий Красной армии. Именно там, в Новосибирске, в кружке Осоавиахима при штабе Сибирского военного округа, Василий выступил с рассказом о дзюдо и демонстрацией его возможностей. Да так, что руководство решило немедленно организовать для сотрудников обучение приёмам самозащиты и нападения. Информация об эффективном виде боевого искусства дошла до центра, и в сентябре 1929 года он был в Москве, где открыл двухмесячные курсы. В этот же год Ощепков стал преподавать в Государственном центральном институте физической культуры. Здесь, ознакомившись с видами борьбы народов СССР и проанализировав ряд восточных единоборств, а также технику штыкового боя и «смешав» всю эту «гремучую» боевую «смесь» на основе дзюдо, создал ещё более совершенное, если требовалось, то и смертоносное для врага, единоборство – То Самое Самбо.

Факт о самбо. 16 ноября 1938 года самбо было официально внесено в число официальных видов спорта СССР.

 

Два самбо

Здесь надо пояснить, что существовало (и существует) два вида самбо — классическое (оно же спортивное) и боевое. Первое — это оборона (бывший «самоз» и «самболь»), бросковая техника и болевые приёмы, второе — ещё и атака, лишение противника возможности к сопротивлению. Здесь применяются удары и руками, и локтями, и ногами, и коленями, а также удушающие приёмы. В классическом варианте они запрещены. Боевое самбо — более зрелищно, эффектно, динамично, довольно близко к «боям без правил» (ММА) и, понятное дело, более опасное.

…Итак — защита и нападение. Спиридонов и Ощепков… Два отца-основателя самбо — два вечных конкурента, если не сказать — врага. Два непримиримых соперника за право «первородства» самбо + третий — верный ученик Ощепкова — Анатолий Харлампиев. Впоследствии — заслуженный мастер спорта СССР и тренер, в 1930-х годах приложивший немало усилий для объединения двух конкурирующих школ самбо в одну, внедрения нового боевого рукопашного искусства среди не только военнослужащих, сотрудников НКВД и милиции, но и распространения его как нового вида спортивной борьбы среди молодёжи СССР.

Кино «Легенда о …»

Вся эта удивительная, жёсткая, если не сказать острей, история появления самбо, с её былью и небылью, просто не могла пройти мимо такого самобытного режиссёра, как Андрей Богатырёв. Он снискал известность у зрителей в первую очередь картиной (приключенческим боевиком-истерном) с элементами фантастики «Красный призрак» (2021) о советском народном почти супергерое-мстителе, борце с немецко-фашистскими захватчиками. И вот — «Легенда о самбо» (12+) — необычный, «адреналиновый» и с повышенной остротой сюжета новый фильм Богатырёва выходит на всех киноплощадках страны, соответственно — Читы и во всех краевых кинотеатрах Забайкальской госкинокомпании уже 16 ноября.

Факт о фильме. Внимание! «Легенда о самбо» (по заявлению его создателей) не является полностью историко-биографическим фильмом, а представляет собой «комикс, сделанный в духе советского конструктивизма».

Сюжет: СССР. Москва. 1936 год. Канун Спартакиады. Бывший белый офицер, а ныне сотрудник НКВД, мастер боевых искусств Виктор Спиридонов (Дмитрий Павленко«Не послать ли нам… гонца?», 1998; «Дыхание», 2023) знакомится с опальным агентом советской разведки Василием Ощепковым (австрийский актёр Вольфганг Черни«Миссия невыполнима: Племя изгоев», 2015; «Красный призрак», 2020), который долгое время обучался дзюдо в Японии. Поначалу они находят общий язык, потому что одержимы идеей создания национального искусства самообороны. Но совместная работа вскоре оборачивается непримиримым противостоянием. Напряжение боёв, интрига соревнований, схватка с противниками из нацистской Германии, великая эпоха открытий и надежд — всё это переплетается с судьбами двух великих создателей самбо и их ученика — Анатолия Харлампиева (Антон Вохмин — дебют в «большом» кино), стоящего на пути сложного морального выбора между двумя школами нового единоборства и двумя соперниками…

…Актёры, исполнившие главные роли в фильме, прошли двухмесячные курсы самбо, хотя для Вольфганга Черни они дались проще — он ещё до съёмок увлекался боксом и капоэйрой.

Для ряда боевых сцен «Легенды» иногда приходилось делать по пятнадцать дублей, причём ни один из актёров (включая женщин) не пользовался услугами каскадёров.

P.S. Факт о самбо. 20 июля 2021 года, уже во время запуска проекта «Легенда о самбо», Международный олимпийский комитет впервые признал самбо олимпийским видом спорта.

 

Все материалы рубрики «Синескоп»

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№46 (1790) // 15.11.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net