Викентий Вересаев, советский писатель и литературовед, писал, что у каждого писателя «своё характерное духовное лицо, раз увидев которое, вы его уже не смешаете ни с каким другим. Особенность художника сказывается в характере его мыслей, настроений, переживаний, в его слоге, в самом тембре и ритме речи…». Поэтому язык творцов слова уникален. Александр Сергеевич Пушкин не является исключением.
В произведениях «Дубровский» (16+), «Капитанская дочка» (12+), «Евгений Онегин» (12+) тема любви не является ведущей и единственной, но для выражения чувств героев и как показатель их искренности автор использует определённые языковые средства.
В каждом из трёх перечисленных произведений герои говорят о своих избранницах или обращаются к ним со словами «ангел» и «небесное создание», именно так Владимир Дубровский называл Марью Троекурову, а Пётр Гринёв говорил, что у Маши Мироновой «милый и ангельский голос». Татьяна Ларина мечется в сомнениях относительно Евгений Онегина: «…кто ты: мой ангел ли хранитель или коварный искуситель…» Подобная лексика показывает высокую природу переживаемых героями чувств и отражает отношение автора к ним самим и их переживаниям.
Писатель использует лексику, имеющую отношение к способности прощать, настаивая на том, что любовь не терпит гордыни, она приемлет только смирение и прощение. Чувство Татьяны писатель называл «смиренной девочки любовь», эта же героиня открывает душу и говорит Онегину: «Но вас я не виню…». Маша Миронова, желая спасти возлюбленного, «просит милости, а не правосудия». Владимир Дубровский поборол жажду мщения, потому что Марья Троекурова «прошла мимо него, и сердце его смирилось».
Любовь для писателя синонимична слову «блаженство», которое в словарях толкуется как «большое счастье, удовольствие, наслаждение». Эта трактовка применима даже в том случае, если любовь несёт с собой страдания. Владимир Дубровский восклицает: «И когда открывается для меня возможность прижать вас к волнуемому сердцу и сказать: ангел, умрём! Бедный, я должен остерегаться от блаженства, я должен отдалять его всеми силами…» — в этих словах автор с помощью слова «блаженство» демонстрирует важность чувства для героя и себя самого. Евгений Онегин пишет письмо, и для него любовь тоже есть блаженство:
«…Внимать вам долго, понимать
Душой всё ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!»
Пушкин в своих произведениях использовал именно ту лексику, которая наиболее полно отражала его видение чувств и мироощущение. Автор неслучайно использует похожие формулировки, сравнения, одни и те же слова, тем самым он через всё творчество проводит неповторимое отношение к жизни, которое выражает в оттенках лексических значений, эмоционально-стилистической окраске, создании художественных текстов, поражающих глубиной скрытых смыслов и эмоций, которые близки большинству читателей — как обычным людям с их заботами, сомнениями, страхами, симпатиями и волнениями.
Все материалы рубрики «Говорите по-русски»
Дарья Мирошникова,
студентка ИФФ ЗабГУ
Фото: culture.ru
«Читинское обозрение»
№1-2 (1849-1850) // 15.01.2025 г.
0 комментариев