Наш город в разные эпохи посещали знаменитые люди и замечательные личности. Среди них — известные на весь мир путешественники, художники, писатели, артисты, политические лидеры, государственные деятели и даже главы иностранных государств. А вот глава первого в мире социалистического государства Владимир Ильич Ленин в городе за Байкалом никогда не бывал и, по всей вероятности, его посетить не планировал.
Удостаивали своим посещением Читу правители и руководители нашей страны, к примеру, в 1891 — будущий император России, цесаревич Николай Романов, в 1978 — глава страны Леонид Брежнев, а в 2000-х годах не единожды — президент Владимир Путин.
И всё же Владимир Ленин с Читой был тесно связан многие годы, хотя и опосредованно. Ульянов-Ленин неоднократно упоминал наш город в статьях, выступлениях и письмах, вёл переписку с забайкальскими корреспондентами, среди которых были и социал-демократы, и польские ссыльные, именно Ленину Чита обязана столичным статусом и годами Дальневосточной республики. На заре Советской власти статьи и речи вождя активно печатали забайкальские газеты. Край жил и работал по ленинским заветам, под знаменем Ленина, а в 1957 году был награждён орденом Ленина и свято хранил память об Ильиче, воспевая его в стихах, песнях, художественных полотнах и многочисленных памятниках.
«Учиться, бороться и жить, как жил и боролся Ильич» — по сей день торжественно сияет надпись на художественном панно Дворца пионеров. Светлый образ Ленина присутствовал все годы Советской власти на улицах Читы и вдохновлял строителей коммунизма на трудовые подвиги. Скульптуры, монументы и бюсты в бетоне, в камне, в бронзе и даже чугуне стояли у промышленных предприятий, учреждений, во дворах школ и техникумов, в парках и скверах. Такое же социальное явление наблюдалось во всех городах и весях страны Советов.
Но прежде, чем окунуться в этот потерянный, но загадочный мир, напомним, а большинство нынешних россиян, родившихся в Советском Союзе, знает наверняка, что Ленин был не просто вождём, он был нашим знаменем и мечтой о светлом будущем, десятилетиями гревшими души каждого советского человека. «Ленин в твоей весне, в каждом счастливом дне, Ленин в тебе и во мне!», — пели ученики в школьном хоре во время смотров художественной самодеятельности. Транспаранты и знамёна с его обликом на парадах и демонстрациях были не просто большими, а громадными. Народ любил вождя искренне, самозабвенно и бескорыстно, такой любви, наверное, не удостаивался ни один из сильных мира сего. Запятнать имя Ленина неосторожной фразой было не только опасно, но и кощунственно в любой социальной среде: от бригады сантехников жэка до учёных авторитетного НИИ. Правда, как сам Ильич, а заодно и его супруга и верный друг Надежда Константиновна Крупская всё же не могли избежать анекдотов в свою честь, поскольку в нашей стране анекдот являлся одним из проявлений свободомыслия и символом своеобразного протеста. В то же время в отношении большевистской четы эти анекдоты, как правило, были не злобными, безболезненными и звучали на бытовом уровне, где роль отрицательного персонажа играл кто-то другой: к примеру: Феликс Дзержинский, Никита Хрущёв, а на заре смены общественно-экономической формации — Леонид Брежнев.
В то же время, в годы окончания Гражданской войны, так же, как по всей стране, одеяло популярности в советском обществе было перетянуто теоретиком социалистической революции Львом Троцким. В Чите, как и в других городах, активно и повсеместно звучали его революционные идеи. Об этом говорят старые документы, безусловный интерес из них представляет свидетельство сибирских фольклористов, записанное и опубликованное в сборнике «Сибирская живая старина» (Иркутск, 1925) выдающимся сибирским учёным Марком Азадовским. Устный рассказ малограмотных девушек, игравших роль плакальщиц, подкупает своей самобытностью и искренностью. Зимой на святках, узнав от местных комсомольцев, что умер Ленин, а также кто он такой, в духе народных традиций на «посиденках» они сочинили плачи («вои»), собрали «похароны», сделали гробик и «выли па ем», надев на себя всё чёрное:
«Ой ишо Владимир та да всё Ильич толька,
ой да на кого жа ты да распрогневалса,
ой да на кого жа ты да рассердилса-та.
Ой ишо хто у нас будит заведавать,
ой ишо хто у нас да испалнять будит,
ой исполнять будит дела тижолыя.
Ой што адин только да Леф Давыдавич», — распевным голосом причитали они.
Последнее говорит о том, что председатель Реввоенсовета СССР был не только известен в крестьянской молодёжной среде, но и пользовался популярностью. Но после смерти Ленина персона Льва Троцкого потеряла как популярность, так и известность среди читинского социума. Он стал лидером внутрипартийной левой оппозиции («Новый курс») по отношению к политическому курсу Иосифа Сталина. Троцкого лишают гражданства и высылают в Турцию. К этому времени имя Ленина вознесено на щит. Еще 27 января 1924 года в Чите прошла траурная манифестация, растянувшаяся на несколько кварталов улицы Большой (впоследствии названной именем вождя), в ней приняло участие, предположительно, до двух тысяч человек. Траурные митинги прошли по всему краю, чему активно способствовало бюро ячеек профсоюзов. Самыми многочисленными они были на читинском кожзаводе и местной радиостанции. Вскоре благодаря массированной и перехлёстывающей все каноны жанра пропаганде образ Ленина вошёл в сердце каждого.
Уже в феврале 1924 года читинцы начали собирать деньги на памятник Ильичу. Особенное усердие проявили крестьяне местных сёл. Каким был или мог быть этот памятник — мы уже не узнаем. Но зато мы знаем, что на протяжении прошлого века в Чите стояли десятки памятников В.И. Ленину. В нашем распоряжении — старые фотодокументы, сохранённые в домашних альбомах, а затем частично выложенные в интернет внуками и правнуками фотографов-любителей, снимавших в своё время объекты с образом Владимира Ильича. В кадре вождь обычно запечатлён целенаправленно, но мог попасть в него и случайно — в качестве антуража. В любом случае, перед нами фактурный и достоверный фотоматериал.
Большинство из скульптур почило в бозе, но некоторые сохранились в разных местах краевого центра и являются полноправными членами городской среды (или почти полноправными). Везде волевой разворот головы, прямой и строгий взгляд, устремлённость фигуры вперёд. В основном активна правая рука. Здесь она высоко поднята и зовёт вперёд, здесь Ленин вытянул её в дружеском приветствии и хочет поздороваться лично с тобой, а может быть, старается убедить нас следовать за ним в коммунистическое будущее. Левая рука часто самоотверженно сжимает кепку, придерживает лацкан пиджака или элегантно засунута в карман брюк. Одет наш Ильич по-разному — где-то в пальто, где-то в плащ, а то и просто в пиджак или короткий френч с неизменной жилеткой.
Все материалы рубрики «Страницы истории»
Ирина Куренная
Фото из архива автора
«Читинское обозрение»
№42 (1786) // 18.10.2023 г.
0 комментариев