Главная / Авторы / Сергей Балахнин / «Ленин в Октябре»
«Ленин в Октябре»
Часть II


Часть I

Революция свершилась, товарищи! А посему продолжаем рассказ об истории появления легендарной картины Михаила Ромма «Ленин в Октябре», которому в эти дни исполнилось 80 лет.

Сталин, Дзержинский, Василий, Керенский и компания
Кроме Ленина в фильме хватало и других реальных исторических персонажей. Дзержинский – актёр В. Покровский – «Падение Берлина», 1949; «Баллада о солдате», 1959; «Меченый атом», 1972. Сталин – актёр Кировского театра, дебютант в кино Семён Гольдштаб. Главой Временного правительства стал Александр Ковалевский (образ Керенского в фильме получился ярким, эффектным и максимально приближенным к «первоисточнику»), роль министра Родзянко была поручена актёру Николаю Соколову. Кроме реальных исторических лиц и Ленина в фильме М. Ромма присутствовал ещё один центральный персонаж – связной Ильича и его телохранитель Василий. На эту роль был утверждён актёр театра и кино Николай Охлопков («Александр Невский», 1938; «Кутузов», 1943; «Повесть о настоящем человеке», 1948). Образ Василия был собирательным.

Питер в Москве
Съёмки начались 17 августа 1937 года. Сдача картины «под ключ» должна была состояться 6 ноября. Нереально-сверхскоростной, ответственный и даже опасный «кинозабег» стартовал. Чтобы не терять времени на киноэкспедиции в Петроград, мосфильмовцы построили город-колыбель революции в Москве. В самых больших павильонах своей студии, объём которых мог вместить даже здания высотой до девяти этажей, были построены Смольный со всей его территорией, здания, часть петроградских улиц и т.д.

И никаких дублей!
Съёмки велись невиданными и даже рискованными темпами. Все сцены с участием Ленина снимались без единого дубля. Такого мировая практика художественного кинематографа не знала и не знает по сей день. Это был страшный риск – малейшая ошибка в освещении, в игре актёров, малейший сбой кинокамеры, звукозаписывающей аппаратуры (тогда ещё не слишком совершенной), малейший брак киноплёнки, ничтожный брак в лаборатории проявки – и всё, картине пришёл бы конец. Но режиссёр Михаил Ромм верил в удачу и в свою команду и продолжал творить.

Министр – актёр и «контра» 
Для съёмок важной сцены «Заседание Временного правительства» Ромм долго осматривал актёров, приглашённых для этой работы. Всё вроде удовлетворяло режиссёра, пока его взгляд не натолкнулся на кого-то мужчину с огромной бородой. Ещё во время предсъёмочной подготовки сцены этого дядечку мосфильмовцы окрестили Черномором. Ромм, впервые его увидев, раздражённо прорычал: «Какого чёрта вы приклеили сюда это помело?!». Черномор спокойно и обстоятельно пояснил, что борода настоящая, не приклеенная. Режиссёр проверил. Борода оказалась настоящей. 

Через несколько минут в группе возник вопрос, сколько понадобится адъютантов для Керенского и какие он носил ордена. «Не носил он никаких орденов, – вдруг кто-то подал голос из актёров «временного правительства»: «…Александр Фёдорович носил только свой университетский значок, а адъютантов у него было два». Оказалось это говорит Черномор. Режиссёр удивился: «А вы-то откуда знаете?». И тут выяснилось, что актёр Черномор – бывший министр Временного правительства Малянтович!

В конечном итоге бывший министр стал главным консультантом всех сцен, связанных с «временным правительством», и сыграл в фильме роль «камео», то есть самого себя. 

К сожалению, судьба Малянтовича сложилась трагично. Вскоре после выхода фильма бывший министр был узнан особо ретивыми чекистами, арестован по доносу и расстрелян.

«Волк» в «Октябре»
«Ленин в Октябре» стал фильмом, где впервые появился на экране будущий «герой» знаменитого мультика «Ну, погоди!» – великий актёр Анатолий Папанов. В титрах фильма его фамилии не было, но именно он исполнил маленькую эпизодическую роль «суетливого юноши» в сцене «Чтение статьи Ленина в завкоме фабрики». Толе Папанову было на тот момент всего 15 лет.

Вредители на съёмках
Зная об исторической, политической, идеологической, культурной важности фильма, на съёмочной площадке орудовали… реальные вредители. Неизвестные недоброжелатели разбили очень дорогой объектив американского производства для камеры. Кто-то не единожды засвечивал или похищал плёнку с отснятым материалом. Разбивал лампы осветительных приборов и рубил силовые кабели. В звукозаписывающее оборудование однажды кто-то вылил машинное масло. Дошло до того, что однажды в павильоне неизвестный подпилил стойку тяжёлой осветительной установки весом свыше полутора центнеров, расположенной над местом, где отдыхали Михаил Ромм и актёр Борис Щукин. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал.

Фильм за 82 дня 
6 ноября 1937 картина «Ленин в Октябре» была полностью готова. Рекорд в быстроте создания полнометражного фильма – два месяца и 20 дней (от подготовки первого съёмочного дня до монтажа и озвучания) до сих пор никем не превзойдён. Группа и режиссёр работали на износ, порой круглосуточно. Вечером того же дня картину смотрел её «куратор» Иосиф Сталин. Фильм генсеку почти понравился. Впрочем, это «почти» аукнулось режиссёру Ромму уже через 72 часа.

Сталин недоволен «Сталиным»
Актёр Семён Гольдштаб живому «прототипу» поглянулся не особо – уж больно будущий глава страны был простоват и скромен, да и фамилия актёра была слишком «специфической». В конечном итоге фамилию Гольдштаба совсем убрали из титров, а во второй части ленинианы – «Ленин в 1918 году» роль Сталина исполнял Михаил Геловани, ставший впоследствии «вечным» киноСталиным.

Новая картина «Ленин в Октябре» была показана с большим успехом в день 20-летия революции в зале Большого театра. Лента была встречена с восторгом первыми зрителями, треть которых были участниками тех великих событий. Тем более на экране был энергичный, деятельный и главное – живой любимый вождь!

Далее произошло непонятное – фильм был снят с проката через два дня по распоряжению Сталина. 

Сталин предлагает – Ромм падает
Иосиф Виссарионович вызвал в кабинет режиссёра фильма. Ромм явился, едва держась на ногах от волнения и страха. «Товарищ Ромм, я тут посмотрел ваш фильм ещё два раза… Понимаю, спешка. Желание показать советским людям нашу революцию в её юбилей… – Сталин внимательно посмотрел в глаза бледному режиссёру. –  Предлагаю доделать картину в добавочные 20 дней – доснять штурм Зимнего дворца и арест Временного правительства… Эти сцены, я думаю, украсят фильм и сделают его более правдивым в историческом плане и в плане зрелищности…». Последние слова Михаил Ромм не расслышал, поскольку в первый и в последний раз режиссёр от нервного напряжения и усталости упал в обморок.

«Цирк» в Зимнем 
10 ноября студия «Мосфильм» гудела, словно растревоженный улей. По коридорам носились художники, костюмеры, декораторы, реквизиторы, грузчики, рабочие съёмочных площадок. В самом большом павильоне срочно строился Зимний дворец. В натуральную величину! В других павильонах сооружались интерьеры дворца. В ход пошёл мосфильмовский реквизит. Помните, как в фильме «Ленин в Октябре» рабочие, матросы и солдаты, штурмующие Зимний бегут, по огромной лестнице? Эта лестница фигурировала в другом известном фильме – картине Г. Александрова «Цирк».

Полная трёхэтажная декорация Зимнего дворца была возведена всего за две недели. Перед Зимним были установлены арки Главного штаба, Александровская колонна и настоящая (!), выкованная на одном из московских металлургических заводов, чугунная решётка с воротами, способными выдерживать вес почти полусотни человек.

Нижнее пространство перед Зимним было вымощено брусчаткой размером более половины квадратного километра. 

«Ленин в Октябре» – документальный?!
Картина была доснята в срок, и 1 декабря отпечатанная в 900 копиях начала своё победное шествие по стране. Фильм был закуплен десятками стран мира. В 1938 году состоялась международная премьера ленты.

У зрителей и кинематографистов вызывал вызывало восторг не только художественное, но и техническое качество фильма – особый реализм съёмок. В конечном итоге сцена со штурмом сотен матросов, солдат, рабочих сначала дворцовой площади, затем решётчатых ворот, за которыми Зимний дворец, многими была воспринята как документальная. Некоторые кинодеятели в дальнем зарубежье начали говорить о том, что художественный фильм Ромма документальный больше чем наполовину.Хотя всё это целиком постановочные кадры, снятые оператором Борисом Волчеком.

Интересно и то, что в целом ряде зарубежных историко-документальных фильмах, где упоминается Октябрьской революция 1917-го, авторы используют для иллюстрации «хронику» из фильма «Ленин в Октябре».

В 1941 году режиссёр М. Ромм за картину «Ленин в Октябре» получил Сталинскую премию I-й степени (размер премии – 100 000 рублей). Исполнитель главной роли В.И. Ленина актёр Б. Щукин также стал обладателем этой премии (посмертно).

Фильм в трёх версиях
Картина Ромма «Ленин в Октябре» вошла в «золотую сотню» шедевров мирового кинематографа. Однако в СССР фильм «лихорадило» – спустя 19 лет после её рождения его переделывали. Дважды. После смерти И.В. Сталина, в 1956-м, во время критики «культа личности» Михаил Ромм под давлением свыше был вынужден изъять сцены, где Сталин был одним из главных действующих лиц. Были изменены некоторые пояснительные титры. К примеру, о «продолжавшейся четыре часа беседе Ленина и Сталина».

В 1963 году, во время «восстановления» и без того уже сокращённой версии в картину были внесены дополнительны «исправления». При помощи различных трюковых и оптических специальных «эффектах» Иосиф Виссарионович был полностью удалён из фильма. Его изображения перекрывались специально доснятыми (!) силуэтами «актёров» перед экраном и даже закрывались настольной лампой. Сцены, где упоминания о Сталине не подлежали изъятию, либо вырезали совсем, либо полностью переозвучивали.

Именно урезано-зарезанная «восстановленная» третья версия картины от 1963 года и демонстрировалась по телевидению в оставшиеся десятилетия СССР и всех социалистических стран. 

Лишь в начале 1990-х россияне смогли увидеть картину М. Ромма в полной версии, вначале изданной на видеокассетах, а затем на DVD. 14 мая 2012 года на канале «Культура» десятки миллионов зрителей смогли увидеть Великую Октябрьскую революцию и Ленина в картине Михаила Ромма «Ленин в Октябре».

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№45 (1477) // 08.11.2017 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net