Раннее детство отца «Кавказской пленницы» прошло в Чите
30 января исполнилось сто лет со дня рождения Леонида Гайдая — одного из самых популярных советских кинорежиссёров. Среди читателей нашей газеты вряд ли найдётся тот, кто по много раз не пересматривал его культовые комедии: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!». Однако мало кто знает, что раннее детство Леонида Гайдая прошло в нашем городе.
В феврале 1942 года Леонида Гайдая призвали в армию.
Много лет спустя, накануне своего 60-летия, по просьбе старшего брата-журналиста он сообщил: «Повезли нас на восток и высадили на станции Ага (где это находится — ты знаешь)… По приезде мы стали строить конюшни и коновязи. За 15 км пешком, естественно, уходили после завтрака в лес. Рубили берёзы и на своих плечах тащили их в часть. В день — один рейс. Тяжело было, некоторые не выдерживали.
Может, ты помнишь о Б. (забыл его имя). Он вначале прикидывался припадочным (а может, не прикидывался). Падал в снег, изо рта пена, дёргался. Его отправили в Борзю на обследование. Там его признали здоровым и вернули в Агу. Сойдя с поезда в Аге, он поставил ногу под колёса идущего поезда. Его опять отправили в госпиталь в Борзю. Подлечили и привезли обратно в часть. Состоялся суд (или трибунал в присутствии всей части), и он был приговорён к расстрелу. Длинного, худого, опирающегося на костыли, Б. увели…
Я тебе рассказываю, конечно, не для печати. Просто вспоминаю. А уже наступила весна, на сопках появился лук-мангыр, существенная добавка к нашему скудному пайку. И тут пригнали табун диких лошадей из Монголии.
В кратчайший срок окончил полковое училище, стал сержантом, был назначен командиром отделения. Задача наша была такая: из диких лошадок сделать более или менее послушных. Ловили их арканом (особенно это удавалось бурятам, которые были в нашей части), приучали к недоуздку, потом к узде, затем к седлу, объезжали. После этого прирученных лошадей отправляли на фронт…
В июне 1942 года я проштрафился и был посажен на гауптвахту на 10 суток. Был дежурным по конюшне и вместо того, чтобы дежурить, отправился спать в чужой эскадрон. А ночью случилось ЧП. Выпал снег. В июне! Снег! А ты помнишь такие случаи в том районе? Нужно было дать команду накрывать лошадей попонами, а дневальные оказались лопухами. Появился командир полка, стали искать меня и нашли в чужом эскадроне. После отсидки с ближайшей командой был отправлен на запад…».
Леонид Гайдай не случайно спрашивал брата, помнит ли он о забайкальских погодных аномалиях. Он прекрасно знал, что Александр тоже служил в Забайкалье. Перед войной он совмещал занятия на физико-математическом факультете Иркутского университета с работой в газете «Восточно-Сибирская правда», а в 1941-м после кратковременной учёбы в военно-инженерном училище по рекомендации писателя Георгия Маркова, будущего дважды Героя Социалистического Труда и председателя правления Союза писателей СССР, был направлен в Читу, в политотдел Забайкальского военного округа, и зачислен военкором в газету 36-й армии «Вперёд, к победе!».
«Даурская степная сторона.
Стык трёх границ у выжженных высот.
Вода в озёрах синих солона,
Но солонее наш солдатский пот…».
Так писал журналист и поэт Александр Гайдай. Во время войны с милитаристской Японией он вместе с передовой моторизованной группой штурмовал отроги Большого Хингана. В 1947 году в Читинском книжном издательстве вышел первый сборник его стихов. Из армии майор Гайдай демобилизовался в 1953 году и много лет работал корреспондентом ТАСС по Иркутской области.
К слову сказать, с племянницей режиссёра Верой Гайдай, приёмной дочерью Александра Иовича и его супруги Ларисы Васильевны, тоже известной иркутской журналистки, автору этих строк в конце 1970-х годов довелось пять лет учиться на одном курсе отделения журналистики Иркутского госуниверситета имени А.А. Жданова.
Для будущего режиссёра фронтовые будни начались в ноябре 1942-го. Он был зачислен во взвод пешей разведки рядовым 1263-го стрелкового полка 381-й стрелковой дивизии 3-й ударной армии Калининского фронта. Спустя много лет в письме к брату, которое мы уже цитировали, он сообщил: «В декабре 1942 г. награждён медалью «За боевые заслуги» и был принят в кандидаты ВКП(б). 20 марта 1943 г. был тяжело ранен под Новосокольниками. Госпитали: Великие Луки, Калинин, Иваново. В январе 1944 г. признан инвалидом второй группы. Приехал в родной Иркутск. В феврале 1944 г. был принят в театральную студию при Иркутском областном драматическом театре. А в августе 1947 г. закончил её и был принят в основной состав театра».
Затем была учёба в Москве на режиссёрском факультете Всесоюзного государственного института кинематографии, в мастерской мэтра Григория Александрова, постановщика и сценариста «Весёлых ребят», «Цирка» и «Волги-Волги», где блистала его жена Любовь Орлова.
В 1956-м Леонид Гайдай вместе со своим земляком, бывшим актёром Иркутского театра Валентином Невзоровым дебютировал фильмом «Долгий путь» по мотивам двух сибирских рассказов Владимира Короленко. В 1958-м последовала сатирическая комедия «Жених с того света». Цензура вырезала из неё немало смелых эпизодов с критикой советской бюрократии, что едва не прервало режиссёрскую карьеру Гайдая. По протекции директора «Мосфильма» Ивана Пырьева, автора знаменитых картин «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», он реабилитировался историко-революционной киноповестью «Трижды воскресший» по пьесе Александра Галича. Вспоминать о ней Гайдай не любил.
В 1961-м режиссёр закрепил успех выпуском короткометражки «Пёс Барбос и необычный кросс». В ней впервые появилась троица — Трус, Балбес и Бывалый, проявившая себя и в следующих картинах: «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
Отдельно хотелось бы упомянуть комедию 1962 года «Деловые люди», снятую по рассказам О. Генри, любимого писателя Гайдая. Главная роль Акулы Додсона в одной из трёх киноновелл стала первым крупным появлением на экране 34-летнего уроженца Читы, актёра московского театра «Современник» Владимира Паулуса. После этой роли он обратил на себя внимание многих режиссёров. Они видели в нём сплав юмора и драматизма, жёсткости и силы.
Фильмы Гайдая шестидесятых годов завершились блистательной в прямом и переносном смысле «Бриллиантовой рукой».
Создавать шедевры смеха он продолжил и в первой половине семидесятых годов: «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!». Комедии, снятые в более поздний период — «Инкогнито из Петербурга», «За спичками», «Спортлото-82», «Опасно для жизни!», «Частный детектив, или Операция «Кооперация», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» — пользовались меньшим зрительским успехом, чем ранние вещи, ставшие классикой комедийного жанра.
Возможно, времена изменились. Возможно, сказалась определённая режиссёрская усталость. Однако знаменитый комедиограф не зря говорил: «У меня конкурентов нет и, надеюсь, не будет». Не подлежит сомнению то, что четыре комедии Леонида Гайдая вошли в двадцатку абсолютных лидеров советского кинопроката и остаются в числе любимых фильмов наших современников.
70-летний лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, народный артист СССР Леонид Иович Гайдай скончался 19 ноября 1993 г. и похоронен на московском Кунцевском кладбище. В нынешнем году — 100 лет со дня его рождения и 30 лет с момента его ухода из жизни.
Все материалы рубрики «Золотой фонд» земли Даурской»
Сергей Забелин
«Читинское обозрение»
№6 (1750) // 08.02.2023 г.
0 комментариев