Этими словами 180 лет назад Виссарион Белинский пытался раскрыть притягательную силу сценического искусства. Гуманистическое значение театра как искусства массового, а тем более детского, и сейчас актуально. Вот уже 25 лет в стенах школы №5 Читы живёт театр: готовит спектакли, участвует в конкурсах, олимпиадах, выезжает на театральные смотры в другие города, возвращается с наградами, дипломами, грамотами. И всё это благодаря руководителю театра – Марии Владимировне Скрябиной, режиссёру, педагогу, члену Союза театральных деятелей.
Вся жизнь связана с театром
Именно так сложилась судьба этой женщины. Родилась в Ереване, там же пошла в школу. Рано потеряла мать. Заканчивать 10 класс пришлось в Баку. Подошло время выбирать профессию. Друзья и подруги задумывались, рассуждали, советовались, куда поступать, а Маша не тратила времени на душещипательные беседы. Она уже давно, раз и навсегда, решила: только театральный!
Поступить в институт не довелось: не пустила мачеха. «Ну что же, поработаю, накоплю денег на поездку», – решила девушка. Устроилась в заводскую лабораторию, откладывая понемногу часть зарплаты. Через три года, собрав достаточную сумму, поехала в Ленинградский институт культуры. Успешно сдала экзамены, выбрала только что открывшееся отделение режиссёрской специальности.
Студенчество – счастливая, наполненная событиями пора. На практике в летние каникулы работала со школьниками. Навыки общения с детьми разных возрастов здорово пригодились в будущей деятельности.
В те годы развернулась работа по развитию народных театров в России, созданию по всей стране театральных студий, актёрских школ и полноценных детских театров. Не хватало профессиональных педагогов. Выручили театралы-энтузиасты, фанаты своего дела. Как раз из этой плеяды – Мария Владимировна.
Здравствуй, Чита!
Диплом об окончании института на руках, а вместе с ним – направление на работу в далёкую и незнакомую Читу. Забайкалье выбрала сама, оно манило чем-то загадочным, суровым и непредсказуемым.
Сентябрь 1964 года. Поезд в Читу пришёл вечером. Переночевать попросилась на вокзале в детскую комнату. Утром вышла на Ленинградскую. От названия улицы повеяло чем-то знакомым, потеплело на душе, потом случайно услышала разговор двух мужчин на родном армянском – стало и вовсе хорошо.
В управлении культуры молодого специалиста встретили доброжелательно, дали ключи от комнаты в общежитии. Через два месяца выделили однокомнатную квартиру, вскоре переселилась в «двушку» в новом доме по улице Анохина. Соседями по лестничной клетке были журналист Алёшкин, художник Форов.
С жильём вопрос решился, а вот с работой – проблемы. Ехала в театр, а «приехала на ноль».
Театр, в который направили Марию, раньше был городским домом культуры. ДК закрыли, открыли ТЮЗ, а в нём – пустой зал и три электрические лампочки. Выдали 500 рублей, по тем временам приличная сумма. Поехала на базу, закупила самое необходимое, на такси привезла в театр. Как могла, привела в порядок помещения. Так начинался театр юного зрителя в Чите.
Сама набирала труппу из школьников, подростков, ставила спектакли, вскоре стала выезжать на гастроли по области.
Театр быстро набирал известность, актёры – мастерство. Незаметно прошло десять лет. О Скрябиной заговорили как о хорошем режиссёре, предложили перейти на работу в культпросветучилище. И следующие 30 лет она отдала училищу культуры.
Когда цветёт багульник
На сборах, совещаниях в разных городах России часто говорили, сравнивали ленинградскую и московскую школу театрального искусства. Какая разница между ними, что общего? Эти мысли не покидали молодого режиссёра, и она решила заочно поступить в один из театральных институтов Москвы. Отправила документы в «Щуку». На собеседовании для приёмной комиссии читала стихи Ростислава Филиппова о Чите. К тому времени, прожив в столице Забайкалья десять лет, успела «прикипеть» к ней так крепко, что говорила искренне, с любовью. Это подкупало. Кто-то из комиссии заметил: «Вы так красиво говорите о Чите!», на что абитуриентка ответила: «А вы приезжайте к нам весной, когда цветёт багульник!».
Отдать себя детям
Занятия в училище, выезды на семинары знаменитого Карагоцкого – известного театрального педагога, автора многих пособий, учёба во втором по значимости театральном вузе. Но и этого казалось мало. В 70-е пришла работать в народный театр при Доме офицеров под крыло знаменитой Ирины Александровны Волоховой, позже заменив её на режиссёрском поприще. С этим коллективом поставила выпускной спектакль «Птицы нашей молодости» по И. Друце. В годы перестройки народный театр, ставший к тому времени лауреатом многих конкурсов, к сожалению, был расформирован. До сих пор бывшие его актёры ежегодно собираются 5 мая, в день рождения Ирины Александровны, и вспоминают те замечательные, памятные для каждого годы.
В 1978 году родилась вторая дочь Катя. Училась в школе №5. Бывшая в то время директор школы Л.Ф. Межанская как-то обратилась с просьбой: «Не можете ли вы поработать со школьниками, подготовить их к смотру художественной самодеятельности?». Согласилась. Следующая директор О.П. Сущих предложила: «Почему бы вам не сделать школьный театр?». На том и порешили. Это случилось ровно 25 лет назад.
– Как-то получилось само собой: перестала я получать удовольствие от прежней работы в училище культуры, – вспоминает Мария Владимировна. – С детьми заниматься мне показалось интереснее.
Вот так возник в средней школе №5 свой театр.
И дали ему имя «Школяр»
Первыми актёрами в России были дети. Они выступали в постановках придворных театров. Вельможи с радостью отдавали своих отпрысков на обучение к европейским актёрам, понимая, какую пользу это может принести ребёнку. Даже в уличных труппах, путешествующих по городам, играли дети, потому что только ребёнок способен реалистично и эмоционально передать чувства своего героя.
Далеко не каждый из ребят станет актёром, но театральную студию запомнит на всю жизнь. Ведь это настоящая школа, возможность формировать творческий потенциал, обретать навыки правильно говорить и выражать свои мысли, уметь общаться, обогащать внутренний мир и словарный запас, освобождаться от скованности, зажатости. Поэтому приобщиться к искусству сцены дают возможность всем желающим: и талантливым, и менее способным.
Первый успех
Первый спектакль поставили вместе с десятиклассниками из литературного клуба «Забайкальцы» и их руководителем В.К. Путинцевой. Выбрали сказку П. Ершова «Конёк-горбунок». Причём зрителей посадили слева и справа, а пространство между ними использовалось как сцена. Первый успех окрылил, воодушевил на дальнейшую работу. Детей, желающих играть, разделили на две группы: старшую и младшую. Подготовили постановку по книге Л. Гурченко «Моё взрослое детство». Стали лауреатами. Далее – работа «Сестра моя – русалочка» по Л. Разумовской. Наиболее интересным автором для детских спектаклей Мария Владимировна считает Ирину Пивоварову. По её рассказам сделали спектакль «Подружки». За роль Люси Синицыной из него Даше Гаврияшиной присвоили звание лауреата городского конкурса «Театральное созвездие».
– Иногда учителя просят нас разыграть какой-нибудь эпизод, например, по Толстому. Соглашаемся. Конечно, для школьников важна классика. Но для классики нужны костюмы, декорации. А на это денег никто не даёт. Дети приносят ненужные вещи: одежду, скатерти, шторы. Вот из этого что-то лепим. К юбилею репетируем пьесу – сказку Л. Титовой и А. Староторжской «Королевская корова».
Пушкин, Крылов, Чехов, Бажов, Распутин, Драгунский, Приставкин, русские и китайские народные сказки… Каких только авторов нет в репертуаре «Школяра»! Кроме спектаклей и инсценировок театр обыгрывает общешкольные события: слёты хорошистов и отличников, конкурсы чтецов, новогодние ёлки, посвящение в читатели (когда первоклассников приглашают записаться в библиотеку).
Важные вехи
В декабре 2001 года студии «Школяр» было присвоено звание «Образцовый детский театральный коллектив».
Но самое интересное, ответственное, приносящее особую радость – участие в конкурсах, смотрах, фестивалях. Конкурсы детского театрального творчества «Океанские подмостки» (Владивосток), краевые фестивали «Театральные каникулы», городские смотры «Театральное созвездие», встречи в «Театральном калейдоскопе». И дипломы, грамоты, благодарственные письма… 2015-й год был особенно «урожайным» на награды и призы. Ведь это был год 70-летия Победы и Год литературы.
Со спектаклем «Подружки» театр выиграл районный, городской, краевой смотры и был награждён поездкой во Всероссийский детский центр «Океан». В труппе появились свои «звёзды»: Даша Гаврияшина, Настя Боброва, Саша Якимов, Илья Чепыгин, Стелла Саакян, Алиса Оганесян, Полина Сурикова… Настя Дерюгина на «Кремлёвской ёлке» в Москве декламировала стихи М. Цветаевой «Мой Пушкин». Ездили в «Орлёнок» дипломанты краевого конкурса чтецов Кристина Марченко и Паша Путрик. Последний успешно оканчивает театральный институт в Екатеринбурге. С группой российских студентов побывал в Германии по программе обмена опытом.
25 лет служения делу
Какими качествами должен обладать наставник, чтобы дети тянулись к нему, к театру, с удовольствием ходили на репетиции? Активная жизненная позиция, педагогический такт, любовь к детям, широкий кругозор, доброе сердце – всё это помогает Марии Владимировне добиваться успехов в деятельности театральной студии. Потому и живёт театр вот уже 25 лет, учит добру, умению сопереживать, любви к литературе, к искусству и человеческим ценностям.
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Людмила Арзамасцева
Фото из архива М.В. Скрябиной
«Читинское обозрение»
№12 (1392) // 23.03.2016 г.
0 комментариев