Главная / Авторы / Ирина Комогорцева / Любовь в каждом кадре
Любовь в каждом кадре
Как отечественные режиссёры отображают «большое и светлое» на экране


О любви слагают легенды, сочиняют стихи, пишут книги, поют песни, снимают кино. В преддверии Дня семьи, любви и верности мы решили рассказать, какой видят любовь кинодеятели прошлого и настоящего.

Чёрно-белое чувство
Один из первых русских фильмов – «Понизовая вольница» (1908) – так или иначе затронул тему любви. Свою шестиминутную драму кинооператор и режиссёр Александр Дранков снял по фрагменту пьесы Василия Гончарова, которая в свою очередь была написана по мотивам известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень». Сюжет таков: Стенька Разин и его шайка взяли в плен красавицу-персиянку, которую разбойник страстно полюбил. Преследуемые стрельцами преступники бегут в сторону Дона, но из-за княжны вынуждены постоянно останавливаться. В итоге есаулы решаются на заговор против чужестранки. Они опаивают Разина и подкидывают ему поддельное письмо, в котором говорится, что княжна обманывает разбойника с каким-то «принцем Хассаном». В порыве ревности и злобы Стенька кидает «неверную» красавицу в Волгу.

В этом короткометражном чёрно-белом фильме любовь больше похожа на сиюминутную страсть к прекрасной внешности, чем на прекрасное и поистине светлое чувство.

Любовь против долга
Первые художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы, народных песен или иллюстрировали эпизоды отечественной истории. Некоторые кинодеятели в основу своих картин включали биографические факты. Как, например, Яков Протазанов и Елизавета Тиман, которые сняли немой фильм по мотивам свидетельств о последнем периоде жизни Льва Николаевича Толстого под названием «Уход великого старца» (1912). 

Писатель и граф в последний период жизни разрывался между своими убеждениями, согласно которым он и его семья должны отказаться от собственности, и любовью к жене Софье Андреевне, которая требовала, чтобы он не лишал семью средств к существованию. По ходу развития картины зритель видит, как отношения между супругами становятся всё более напряжёнными. В одном из эпизодов даже присутствуют кадры, в которых граф Толстой хочет покончить жизнь самоубийством. В конце киноленты авторы показывают Льва Николаевича на смертном одре. По задумке режиссёров, последние минуты писатель провёл в присутствии Софьи Андреевны (хотя, по некоторым источникам, ни жену, ни ближайших родственников к Льву Николаевичу не пустили).

Российские зрители 20 века этот фильм так и не увидели из-за протестов семьи Толстого. В журнале «Русское Слово» от 4 ноября 1912 даже писали, что сцены воспроизведены совершенно неправдоподобно и в большинстве случаев представлены «в диком и лживом освещении». Картина хоть и показывает «карикатурную» версию последних дней Льва Николаевича, в то же время отражает любовь героя не только к своей семье, но и к простому русскому люду. 

Другие грани чувств
После вступления России в Первую мировую войну некоторые актёры и режиссёры были вынуждены оставить производство фильмов и отправиться на фронт. Однако количество российских кинокартин продолжало расти. Активно в это время развивалось создание патриотических и пропагандистских лент. Но и тут нашлось место любовным чувствам. 

В 1918 году на экраны вышел двухсерийный немой фильм Петра Чардынина «Молчи, грусть… молчи…» (сохранилась только первая часть). В нём рассказывается история скрипача-эквилибриста Лорио и его жены Полы. Во время исполнения сложного номера подвыпивший Лорио упал с большой высоты и прекратил выступать на арене. В итоге семья начала зарабатывать копейки в качестве уличных музыкантов. Однажды приятели циркача встретили пару на улице и воспылали чувствами к красавице Поле. В итоге один из «друзей» начал ухаживать за девушкой и предложил ей бросить нищего Лорио. Поначалу Пола отказывалась, но затем приняла это предложение.

В мелодраме наглядно показано, как беспечность и легкомысленность способны разрушать жизни, а бедственное положение вынуждает «любить» за деньги. В ленте скорее видно отсутствие настоящей любви. Она заменена отношениями из выгоды, а «хозяева жизни» управляют не только капиталами, но и человеческими судьбами.

Война не повод не любить
А вот героям кинокартины Михаила Колотозова «Летят журавли» (1957) помешали не сторонние люди, а противник, которому противостоять практически невозможно. В начале фильма зритель знакомится с парой – Борисом и Вероникой, которые вот-вот должны пожениться. Однако их планы рушит начавшаяся война. Молодой человек, несмотря на возможность получить бронь, добровольцем отправляется на фронт, а его горячо любимая девушка остаётся в Москве под бомбёжкой немецких авиаторов. Несмотря на то, что чувства к ушедшему на фронт Борису не ослабевают, Вероника выходит замуж за его двоюродного брата Марка и мучается мыслями, что предала возлюбленного. 

Советская военная драма, снятая по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые», стала лауреатом «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля 1958 года и осталась единственным советским полнометражным фильмом, который получил на нём главный приз.

От любви до смеха один шаг
В период заката Советского Союза в моду начали входить комедии о любви. В одной из них снялся наш земляк Александр Михайлов. Фильм Владимира Меньшова «Любовь и голуби» (1984) рассказывает о типичном обывателе Василии Кузякине, который работает в леспромхозе, увлекается разведением голубей и живёт с женой Надеждой и тремя детьми, пока не получает путёвку на юг, где встречает разлучницу. Сюжет пересказывать бессмысленно, ибо у нас его знает каждый. 

Советские комедии о влюблённых наполнены искренними чувствами, потому что их герои – обычные люди, которых можно встретить, просто выйдя на улицы. Актёры, снимавшиеся в этих картинах, становились известны на весь Союз, а цитаты персонажей – крылатыми выражениями. Может, эти фильмы имели такую бешеную популярность, потому что люди узнавали в них себя, может, потому, что эти картины дарили людям веру в настоящую любовь, которую можно встретить на работе, на улице, на лестничной площадке…

Променяли чувства на…
В начале 90-х вместе с новой Россией началось и новое кино. С отменой цензуры главным стало «собрать кассу», а не пропагандировать идеалы доброго и светлого. В итоге это десятилетие запомнилось большим количеством фильмов криминальной направленности. 

Ближе к «нулевым» бандитская политика в киноискусстве пошла на убыль. Всё чаще стали появляться комедии и мелодрамы. И если первые пользовались массовой популярностью, то вторые этим похвастаться не могли. В итоге рынок «любовных» фильмов в России прочно заняли западные картины. 

В современности режиссёры пытаются исправить эту ситуацию, смешивая романтику и смех. Однако есть кинодеятели, которые идут ещё дальше и подменяют на экранах «любовь» пошлой близостью. 

Как бы то ни было, почти каждый российский и советский фильм – о любви, и в каждом она выражена по-своему. В одних она безответная, в других – вечная, в третьих – страстная. Одни режиссёры пытались найти формулу, по которой ищется вторая половинка, иные давали этот ответ на блюдечке с голубой каёмочкой. Но все авторы всегда сходились в одном: ради любви стоит жить, рисковать, умирать, сворачивать горы и менять мир. 

Все материалы рубрики "Год кино"
 

Ирина Комогорцева
«Читинское обозрение»
№27 (1407) // 06.07.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net