Главная / Авторы / Денис Приходько / Я учитель, в том и счастье
Я учитель, в том и счастье


Педагоги всего мира 5 октября отмечают свой профессиональный праздник. Накануне мы встретились с Любовью Юрьевной Климовой — учителем истории и обществознания высшей квалификационной категории многопрофильного лицея Забайкальского государственного университета. Этот педагог — яркий, достойный пример для коллег и учеников.

Выбор профессии — на всю жизнь

Любовь Юрьевна родилась и выросла в Чите, окончила городскую школу № 4. Она часто вспоминает свой дружный класс и замечательных учителей, которым безмерно благодарна:

— Представляете, в этом году прямо во время урока позвонил мой одноклассник и поздравил с 50-летием окончания школы. Столько лет прошло, но мы не потерялись, не забыли друг друга. Учителя никогда нас не называли по фамилии, относились, как к родным детям. Спустя годы, уже на собственном опыте, я убедилась, что школа — это очень важный этап в жизни человека, она влияет на его судьбу. Там закладывается фундамент будущего профессионального образования, формируются духовные и нравственные начала.

После школы Люба и её подруга Наташа решили поступать на филологический факультет. Когда об этом узнала Наташина мама, которая работала директором школы № 2, а также преподавала там русский язык и литературу, она со знанием дела сказала: «Девчонки, ни в коем случае, вы за тетрадями, за конспектами белого света видеть не будете!». В итоге девчонки подали документы на исторический факультет. Хорошая школьная подготовка позволила им успешно поступить в Читинский педагогический институт с первого раза.

При пединституте работала вечерняя школа, в которой преподавали студенты. Люба вела уроки истории, набиралась педагогического опыта:

— Я вела уроки в классе, который организовали прямо на предприятии Спецавтохозяйства. Помню забавный случай — одно время мои ученики, многие из которых были значительно старше, заезжали за мной в институт после пар, отвозили на уроки в школу, после занятий — домой. А приезжали они за мной на катафалке, до сих пор вспоминаю удивлённые лица моих одногруппников и преподавателей, когда я садилась в этот автомобиль.

Многие студенты педагогических вузов понимают, что ошиблись с выбором профессии, когда начинается педагогическая практика в школе. Любовь Юрьевна вспоминает этот период своей жизни с улыбкой:

— На третьем курсе нас распределили по школам, меня во вторую отправили, я там с утра до вечера пропадала: вела уроки в шестом классе, готовилась к занятиям. Это была зима, и как-то раз после уроков я со своим классом пошла кататься на санках на Высокогорье. Представляете, мне, девчонке, и классный руководитель, и родители доверили детей! А один мальчишка врезался в дерево, у него на голове моментально появилась большая шишка. Мне было страшно, что меня будут ругать, а возможно — и накажут, но всё обошлось. Первая практика закончилась, однако о своём выборе я не пожалела, наоборот, укрепилась в нём.

В деревне не было скучно

В 1976 году Любовь Юрьевна получила диплом учителя истории, её по распределению отправили работать в среднюю школу села Ковыли Краснокаменского района. «Партия сказала надо, комсомол ответил есть!» — сейчас это просто лозунг из прошлого, а тогда эти слова были руководством к действию. Выпускники учебных заведений понимали, что государство бесплатно дало им образование, профессию, а взамен придётся несколько лет отработать в глубинке.

— Было два места в Забайкальском районе, мы с подругой решили туда поехать, чтобы рядом работать, быть вместе, она выбрала посёлок Степной. Оказалось, что между нами 50 километров бездорожья, транспорта, конечно, не было. Практически только с помощью писем и общались. Спустя полтора года основали Краснокаменский район, куда вошло моё село Ковыли. Папа за меня очень переживал, понимал, что мне, городской, будет непросто жить в деревне, мама отнеслась к этому спокойно. Беспокоились, но отпустили потому, что понятие о долге в нашей семье всегда было на первом месте. Первое время очень скучала, потом привыкла, но понимала, что обязательно вернусь в город.

В Ковылях семерых молодых специалистов, в числе которых была Люба, поселили в одну трёхкомнатную квартиру, благоустроенную, с центральным отоплением от котельной:

— Мы с девчонками друг другу помогали, жили дружно, до сих пор поддерживаем отношения. В бытовом плане было сложно. Все три года зимой и в нашей квартире, и в школе выше плюс десяти температура ни разу не поднималась, как следствие — хронический ларингит и постоянная простуда. Достаточно голодно, в магазинах практически только промышленные товары, все жили своим хозяйством. Сама школа — вполне приличное деревянное здание, со спортивным залом. Жизнь в деревне не была скучной, кипела не меньше, чем в городе: по выходным проводили со школьниками спортивные мероприятия, я была секретарём комсомольской организации учителей, председателем общества «Знание», пропагандистом сети политпросвещения, вела уроки в вечерней школе. Но чаще всего я вспоминаю моих учеников. Сельские дети — открытые, добродушные, доверчивые оставили большой, светлый след в моей душе. Помню, Вовка Чучулин из четвёртого класса сидит, на меня смотрит и спрашивает: «Ну чо, Любовь Юрьевна, каво делать-то будем сёдня?». Я ему отвечаю: «Володя, так говорить неграмотно», а он мне в ответ: «Ну, вы-то городская, а я-то деревенский, мне можно». Не было любимчиков, всех любила.

Спустя три года учительствования в сельской школе Любовь Юрьевна, как и планировала, вернулась в Читу. Её подруга Наталья вышла замуж и переехала в Забайкальск. Первым делом наша героиня отправилась в городской комитет образования устраиваться на работу. Однако в городских школах на тот момент вакансий учителей истории не нашлось.

— Сначала устроилась инструктором в обком комсомола, затем перешла во Дворец пионеров методистом по работе со старшеклассниками, потом — в городской комитет образования. На партийной и кабинетной работе с бумагами два года продержалась — не моё это! Буквально сбежала в 46-ю школу, учить детей истории. С 1998 года работаю в многопрофильном лицее Забайкальского государственного университета.

О секретах профессионального мастерства

Учителям и всем, кто работает в системе образования, часто задают один и тот же вопрос — зачем вы постоянно готовитесь к занятиям, ведь из года в год рассказываете ученикам одно и то же, можно было бы уже всё запомнить? Любовь Юрьевна отвечает так:

— Во-первых, любой учитель должен постоянно над собой работать, расширять кругозор и знания. Когда желание к саморазвитию, профессиональному совершенствованию пропадает, наверное, лучше задуматься о новом месте работы. Во-вторых, история — это очень динамичная наука, постоянно появляются новые факты, сведения, что-то пересматривается, обновляются учебники и учебные программы. Нужно быть в курсе всего нового.

Не секрет, что школьники часто скучают на уроках. Как же учителю заинтересовать их, увлечь своим предметом?

— Универсального рецепта нет. В первую очередь, необходимо показать значимость своего предмета, актуальность на сегодняшний день. История — это практико-ориентированная наука. Если поразмыслить в государственном масштабе, то станет очевидно, что именно из-за незнания истории мы всё время наступаем на одни и те же грабли, совершаем одни и те же ошибки. Естественно, что совершенно необходимо использовать различные формы подачи учебного материала. Следует учитывать, что, если тебе неинтересно то, о чём ты рассказываешь, то и других, в данном случае своих учеников, ты не сможешь заинтересовать. Поэтому среди учителей нет случайных людей, в школе невозможно работать без любви к своей профессии, без любви к детям. Школа в принципе не то место, где реально трудиться без желания.

На каждое новое поколение традиционно возлагаются большие надежды. Однако существует мнение, что современные школьники этих надежд не оправдывают. Любовь Юрьевна считает, что это неверно, даже в одном поколении дети всегда разные по характеру, по своему отношению к жизни, к окружающим:

— Дети всегда любознательны и талантливы, задача взрослых— дать им возможность раскрыться, реализовать свой потенциал. Они формируются в семье, школе и обществе, в котором живут, поэтому они такие, какими мы их воспитываем. Всё, что в них заложено, — это результат усилий мамы и папы, школы и социума. Причём семья в этом списке на первом месте, например, уважение к учителю закладывается именно в семье, а в школе это только проявляется. Положительного результата можно добиться, только объединив усилия. Естественно, что слова нужно подкреплять делом. Если мама, например, говорит ребёнку, что учитель хороший, но при этом в разговоре с отцом ругает того же педагога за двойки сына, то это непорядок. Нельзя отлучать детей от физического труда, всё за них делать, воспитывать потребителей готового. В нашем социуме поменялась система ценностей, и дети её воспринимают, стремятся вести себя как взрослые. Что касается учителя, то он всегда и во всём должен быть примером для своих учеников, соответствовать тому, что от них требует.

Бывает, что после окончания школы, спустя какое-то время, ученики приходят к своим учителям. Говорят, что так делают только те, с кем сложились тёплые и дружеские отношения:

— Для меня самая большая радость, когда мои бывшие ученики хотят встретиться со мной, рассказать о том, как сложилась их жизнь. Когда звонят, пишут мне, интересуются моими делами. Конечно, так поступают далеко не все, есть и такие, кто мимо пройдёт и даже не поздоровается. Пользуясь случаем, хочу ко всем обратиться и сказать: «Помните своих учителей, по возможности навещайте их».

Все материалы рубрики «Люди родного города»

 

Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№40 (1732) // 05.10.2022 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net