Главная / Авторы / Александр Баринов / Магистраль Забайкальская
Магистраль Забайкальская
1 июля 1900 года в эксплуатацию были приняты Забайкальская железная дорога и Читинские железнодорожные мастерские


1 (13) июля 1900 года в постоянную эксплуатацию были приняты Забайкальская железная дорога и Читинские главные железнодорожные мастерские. До прихода Транссибирской магистрали Чита, хоть и считалась столицей огромной Забайкальской области (в её состав входили территории современного Забайкальского края, Республики Бурятия и части Амурской области), была большой деревянной и пыльной деревней.

Достаточно сказать, что её население тогда было около 10 тысяч человек, а уже к 1913 году оно превышало 65 тысяч. В начале ХХ века началось строительство больших каменных зданий, которые и сегодня украшают наш город. Дорога оказывала и продолжает оказывать огромное влияние на жизнь и облик столицы Забайкалья.

Основные вехи
Первоначально дорога была одноколейной, её границы — станция Мысовая на берегу Байкала и Сретенск на Шилке. Управление дороги долгие годы располагалось в Иркутске. Лишь в 1920 году, когда Иркутск заняли красные, решением атамана Григория Семёнова управление Читинской железной дороги разместилось в Чите. В 1925 году его чуть было не перевели в другой город, но благодаря секретарю Дальбюро ЦК ВКП(б) Николаю Кубяку, центром Забайкальской железной дороги осталась Чита. Неспроста в конце 20-х годов улица Большая стала называться Кубяковской. После того, как Николай Афанасьевич пал жертвой репрессий 30-х годов, эта центральная улица Читы получила имя Ленина.

И, неслучайно, когда в начале 1941 года Чита в административном отношении была разделена на три района, один из них заслуженно получил название Железнодорожного.

В 1930-е годы была построена вторая линия, в 1936 году границами дороги стали на западе — Петровский Завод, на востоке — станция Ксеньевская. С 1936 года до 1943 года наша магистраль называлась «Дорога им. В.М. Молотова, ну а затем стала вновь Забайкальской. В 1959 году под этим названием она объединилась с Амурской железной дорогой и по сей день проходит по территории двух субъектов Российской Федерации: от Петровска-Забайкальского на западе, до Архары на востоке. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны на смену паровозам пришли тепловозы, а в конце ХХ века (электрификация магистрали завершилась в 1994 году) — электровозы.

Забайкальская железная дорога была и остаётся одним из ведущих предприятий Забайкалья, крупнейшим налогоплательщиком. На этом её вклад никогда не ограничивался.

Украшая город
В 1903 году было торжественно открыто здание Читинского вокзала (вокзала станции Чита II), в 1905 году к нему был пристроен зал ожидания для пассажиров. В наше время именно эта часть признана объектом культурного наследия народов России и охраняется государством. Железнодорожники внесли серьезный вклад в дальнейшее расширение вокзала и привокзальной территории, включая участие в строительстве кафедрального собора Казанской иконы Божьей Матери.

Есть планы дальнейшего развития нашего главного вокзала, и однажды они будут реализованы.

В 1947 году в квартале улиц Ленина, Ленинградской и Лермонтова было построено одно из самых величественных зданий Читы — Управление Забайкальской железной дороги, сразу ставшее одним из символов города.

Дорога строила много и разнообразно, а потому было ясно, что без профессиональных архитекторов и проектировщиков обойтись нельзя. Потому уже в 1939 году была создана своя проектная организация — Желдорпроект. С 70-х годов — это филиал Новосибирского проектного института, а с 1984 года — самостоятельный институт — «Забайкалжелдорпроект», специалистами которого спроектирована масса современных объектов. Своего рода их визитными карточками ХХI века стали Инженерный и Молодёжный центры ЗабЖД в Чите.

По их же проектам построены и новые многоэтажные жилые здания в Чите. Вообще же жилищное строительство для железнодорожников стартовало ещё в самом начале ХХ века. Сначала это были микрорайоны из деревянных, а затем и каменных двухэтажных зданий, затем им на смену пришли пятиэтажки, а уже в наше время 9, 10-этажные и более высокие здания.

Социальный вклад
Стоит подчеркнуть и то, что ещё до 1917 года создатели Транссибирской магистрали предусмотрели и социальную составляющую. Для детей железнодорожников строились школы, возводились больницы и поликлиники, закладывались храмы.

Понятно, что в советский период нашей истории эта тенденция усилилась ещё. Особенно эффективными были 70-годы ХХ века, незаслуженно заклеймённые как «застойные».

А именно в те годы, кроме школ и детских садов, были построены новые корпуса работавшей с 1928 года дорожной больницы. В настоящее время в структуру клинической больницы «РЖД-Медицина» в Чите входят два стационара (на улицах Горбунова и Ленина), две поликлиники (на улицах Чкалова и Горбунова), а также замечательный лечебно-оздоровительный центр «Карповка». В них работают десятки отделений и сотни высококвалифицированных специалистов, оказывающих помощь не только железнодорожникам.

В 70-е же в Чите железнодорожниками были построены стадион «Локомотив», бассейн «Нептун», Дом физкультурников на станции Чита I, стрелковый тир.

Образовательный и культурный фундамент
Железной дороге с момента создания требовались образованные кадры. Потому уже в 1902 году в Чите начали работать вечерние технические курсы, открытые в железнодорожной школе. В 1928 году в Чите открылся техникум путей сообщения, который уже в наше время стал частью Забайкальского института инженеров железнодорожного транспорта. Построенное в 1953 году здание техникума и сегодня украшает привокзальный квартал Читы.

В 1971 году был образован Читинский филиал Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта. В настоящее время уже Забайкальский институт (ЗабИЖТ) продолжает строиться и развиваться, внося огромный вклад в образовательную, научную и культурную жизнь Забайкалья.

В том же 1971 году была построена и Малая Забайкальская железная дорога — уникальное учреждение дополнительного образования, в котором первые шаги в будущей профессии сделали тысячи забайкальских ребятишек. Уже в ХХI веке эта дорога была расширена и укреплена.

В 1975 году в Чите был построен Дворец культуры железнодорожников, являющийся крупнейшим культурным учреждением и города, и магистрали. Достаточно назвать такие народные коллективы, которые трудятся здесь, как хореографический ансамбль «Россияночка», цирковая студия «Радость», шоу-проект «Вневременье» и масса других, чтобы понять, что это большая часть жизни всей Читы.

В 70-е же годы открыл свои двери музей Забайкальской железной дороги и её архив, в ХХI веке их дополнили уже упоминавшиеся Инженерный и Молодёжный Центры. А вот об истории дороги рассказывает выходящая с 1933 года газета «Забайкальская магистраль» и десятки изданных в разное время книг. О прошлом Забайкальской железной дороги напоминают и многочисленные мемориальные доски и памятники, установленные в разных уголках нашего города.

Учрежденный ещё по инициативе царского министра путей сообщения, не раз бывавшего в Забайкалье, князя Михаила Хилкова День железнодорожника — общенародный праздник в Чите.

Самый же главный вклад ЗабЖД в развитие нашего города вносят её сотрудники, имена многих из них золотыми буквами вписаны в летопись Читы. Краевой центр и в ХХI веке остаётся одной из железнодорожных столиц России, что в его жизни было и остается важнейшей составляющей, без которой просто немыслимо представить наш город.

Все материалы рубрики "Страницы истории"
 

 

Александр Баринов
Фото из архива автора
«Читинское обозрение»
№29 (1617) // 15.07.2020 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net