13 января (2-го по старому стилю) 1703 года в Москве была издана первая русская печатная газета «Ведомости».
Полное название звучало так: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах».
До «Ведомостей» в России уже выходила почти газета «Куранты». Царь Алексей Михайлович почитал «великим делом» доставку в страну «еуропских вестей» и не жалел средств на «курантельщиков» — переводчиков и редакторов. Но «Куранты» были, во-первых, рукописными. Во-вторых, предназначались лишь для царя и узкого круга его приближённых. Так что «Куранты» были скорее закрытым правительственным информационным бюллетенем.
Первоначально «Ведомости» представляли собой небольшие книжечки размером в половину современной машинописной страницы. В дальнейшем их объём увеличился до 22 страниц. Название газеты постоянно менялось («Ведомости московские», «Российские ведомости», «Реляции», «Экстракты»…), так же, как и тираж этого издания (от 300 экземпляров до нескольких тысяч). В редактировании «Ведомостей» и подготовке их к печати Пётр I принимал непосредственное участие. Он же был автором многих «реляций», отбирал материал, который следовало опубликовать в газете, собственноручно правил некоторые статьи. Редактором и автором ряда материалов был и ближайший сподвижник царя Фёдор Головин, несколько лет проведший в Забайкалье, где он подписал Нерчинский договор России с Поднебесной.
Поэтому вполне понятно, почему уже в №1 «Ведомостей» появилась и маленькая новость о Китае. «Из Сибири пишут. В Китайском государстве иезуитов вельми не стали любить за их лукавство, а иные из них и смертию казнены». Думается, что фраза «Из Сибири пишут» должна была прикрыть настоящий источник этой информации, поступившей, вероятно, из Европы.
Дело в том, что тогда в Поднебесной правил император Канси, чьё долгое (61 год!) правление стало своего рода «золотым веком» в истории Цинского Китая. Так вот при нём иезуиты в 1692 году добились принятия указа, разрешившего обращать жителей его империи в христианство. Правда, эти новообращённые поклонялись не только Христу, но и Конфуцию, принося в соответствующие дни жертвы в конфуцианские храмы. Иезуиты, понимавшие, что поклонение предкам и Конфуцию, это не более, чем народная традиция и часть «чиновничьей культуры», не противились. Но в то же время в Китае в качестве миссионеров появились члены других религиозных орденов и ученики новой парижской миссионерской семинарии. Эти новички были возмущены терпимостью иезуитов, на которых посыпались доносы в Ватикан.
Папа послал собственного легата, чтобы произвести расследование. Император Канси 22 июня 1706 года торжественно принял иностранца и заявил ему, что упомянутые жертвы в конфуцианские храмы являются чисто гражданскими церемониями. Таким образом, император-конфуцианец защищал перед папским послом иезуитов. Однако, всё это произошло через три года после выхода российских «Ведомостей». То есть, когда газета вышла, было лишь известно о доносах и о возможном решении папы о посылке в Поднебесную легата. Так что никакой информации из Сибири на этот счёт быть не могло.
Возможно, что здесь не обошлось без переводчика, участвовавшего в миссии Фёдора Головина, подписавшего Нерчинский договор. Переводчик латинского языка Андрей Белобоцкий уже тогда максимально постарался опорочить бывших переводчиками у китайцев иезуитов: португальца Томаса Перейры и француза Жана Франсуа Жербильона. Вероятно, он и передал для газеты эту информацию, полученную из Европы…
А дата рождения первой российской газеты постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 28 декабря 1991 года стала Днём российской печати.
Все материалы рубрики "Этот день в истории"
Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№3 (1643) // 13.01.2021 г.
0 комментариев