Главная / Авторы / Сергей Забелин / Мастер смеха Леонид Гайдай
Мастер смеха Леонид Гайдай


Раннее детство отца «Кавказской пленницы» прошло в Чите

30 января исполнилось сто лет со дня рождения Леонида Гайдая — одного из самых популярных советских кинорежиссёров. Среди читателей нашей газеты вряд ли найдётся тот, кто по много раз не пересматривал его культовые комедии: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!». Однако мало кто знает, что раннее детство Леонида Гайдая прошло в нашем городе.

Два памятника

…1400 километров на восток от Читы. Город Свободный Амурской области. Сентябрь 2006 года. Кинофестиваль «Амурская осень». В сквере, получившем имя Леонида Гайдая, открыт бронзовый памятник режиссёру. Художник Василий Разгоняев и скульптор Николай Карнабеда изобразили народного артиста СССР за работой, со сценарием в руках. На открытии памятника присутствовала вдова Гайдая, актриса Нина Гребешкова.

Памятник Леониду Гайдаю больше всего привлекает туристов в городе Свободном. Фото с сайта www.gzt-sv.ruu

…1100 километров на запад от Читы. Иркутск. Октябрь 2012 года. Первый Международный кинофестиваль семейных и детских фильмов «Сердце Байкала». В сквере перед городским цирком торжественно открыта бронзовая скульптурная композиция. На одной её части скульпторы Александр Миронов, Лев Сериков и архитектор Сергей Демков изобразили легендарную троицу (Трус, Балбес и Бывалый — Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов). На второй — Леонид Гайдай, сидящий на режиссёрском стульчике. Рядом с ним пёс, держащий в пасти динамитную шашку. Он отсылает зрителей к знаменитой короткометражке «Пёс Барбос и необычный кросс».

Памятник знаменитому комедийному кинорежиссёру Леониду Гайдаю и его героям в Иркутске. Фото с сайта 4poles.ru.

На открытии памятника присутствовали гости кинофестиваля — Василий Лановой, Светлана Светличная, Валерий Золотухин, который отметил:

— Я не снимался у Леонида Гайдая, но лично был знаком с ним и этими актёрами. В его фильме я только пел: «Счастье вдруг, в тишине, постучалось в двери…». Это памятник не только Леониду Гайдаю. Это памятник нашему кинематографу и тому времени, в котором нам представилось жить.

Появление скульптуры Гайдая в Свободном вполне объяснимо — в этом городе он родился. Памятник в Иркутске тоже закономерен — именно там знаменитый комедиограф начал свой путь в искусстве. Но далеко не всем известно, что между Свободным и Иркутском в биографии Гайдая имелся семилетний читинский период, с 1923 года по март 1931-го.

О читинских впечатлениях сам Леонид Гайдай мог бы сказать словами великого комбинатора Остапа Бендера, который в ответ на вопрос чиновника из города Арбатова о своём происхождении заявил: «В то героическое время я был ещё крайне мал. Я был дитя…».

Правда, эта реплика прозвучала в фильме другого режиссёра — Михаила Швейцера, снятого по другому роману Ильфа и Петрова — «Золотой телёнок».

Именно в то время, когда Швейцер на «Мосфильме» снимал «Золотого телёнка», Гайдай предложил «Госкино» создать экранизацию «Двенадцати стульев». Но ему велели подождать, пока выйдет картина коллеги. Нет худа без добра. Чтобы избежать простоя, он в 1968 году выпустил эксцентрическую комедию «Бриллиантовая рука». А через три года его любимая картина «12 стульев» стала лидером советского кинопроката.

«В то героическое время я был ещё крайне мал…»

В том месте, где через полноводную реку Зею, левый приток Амура, в начале ХХ века был перекинут железнодорожный мост Транссибирской магистрали, находился городок Алексеевск, названный в честь единственного сына последнего монарха Российской империи. Февральская революция 1917 года покончила с самодержавием, и городок получил новое название — Свободный.

Здесь, в Свободном, в семье 37-летнего железнодорожника Иова Исидоровича Гайдая, сына бывшего крепостного крестьянина из Полтавской губернии, и его 33-летней супруги Марии Ивановны, в девичестве Любимовой, уроженки Рязанской губернии, 30 января 1923 года появился третий ребёнок, которого назвали Леонидом.

На Дальнем Востоке глава семьи оказался не по доброй воле, а по судебному приговору. Родившись в мае 1886 года на Украине, получив трёхклассное образование, он работал на мельнице и свекольной плантации, а в период Первой русской революции, осенью 1906-го, был арестован по делу местной организации партии социалистов-революционеров (эсеров), а затем осуждён на каторжные работы по строительству Амурской железной дороги.

По сведениям Евгения Новицкого, автора книги «Леонид Гайдай», изданной в 2017 году в серии «Жизнь замечательных людей», по пути на каторгу некий студент обучил Иова Гайдая бухгалтерскому делу, и с тех пор счетоводство стало его главной профессией.

Срок каторги закончился весной 1913 года. Гайдай продолжил трудиться на Амурской железной дороге уже как свободный человек. Сначала как наёмный старший рабочий, потом ревизор-инструктор, экономист, счетовод.

В Свободном рослый, широкоплечий Иов женился на миниатюрной Марии, сестре своего товарища по каторге. В 1919-м появился первенец Александр, через два года — дочь Августа, ещё через два года — сын Леонид. В семье их называли Шурик, Гутя и Люля.

Конечно, о жизни в Свободном в памяти младенца Лёни ничего не сохранилось, поскольку через несколько недель после его рождения семья переехала в Читу. О причинах переезда можно судить по сведениям исследователя истории Забайкальской магистрали Анатолия Ведмидя: «Амурская железная дорога существовала до 1 марта 1923 года, когда она была разделена между Читинской и Уссурийской железными дорогами». Похоже, при этой реорганизации отец будущего режиссёра получил повышение по службе с переводом из периферийного Свободного в почти столичную Читу.

Слева направо: Александр, Августина и Леонид Гайдай. Чита. 1920-е годы. Фото с сайта wikipedia.org

По данным Анатолия Ведмидя, Читинская железная дорога в границах реки Селенга — Сретенск — Маньчжурия появилась ещё в 1920 году при правлении атамана Григория Семёнова. Под этим названием она существовала в период Дальневосточной республики и далее, до 1925 года. Тогда намечалось её объединение с Забайкальской железной дорогой, центр которой находился в Иркутске. Поэтому «между Иркутском и Читой шла настоящая информационная война, где разместить управление дороги». Решение в пользу Читы было принято благодаря народному комиссару путей сообщения СССР Яну Рудзутаку (расстрелян как «враг народа» в 1938-м) и секретарю Дальбюро ЦК ВКП(б) Николаю Кубяку (расстрелян в 1937-м). Читинская дорога стала называться Забайкальской. Её границы неоднократно изменялись. С 1959 года она простирается от ст. Петровский Завод (Забайкальский край) до ст. Архара (Амурская область).

В Управлении Читинской, а позднее Забайкальской железной дороги Иов Гайдай работал до весны 1931 года и жил со всем большим семейством в Чите. К сожалению, в материалах Леонида Гайдая и его старшего брата, ставшего известным журналистом, автор этих строк не обнаружил никаких сведений о семилетнем периоде их пребывания в Чите. Но он был, этот период, который завершился очередным переездом. На сей раз в Иркутск. А в Забайкалье братья Гайдаи в следующий раз оказались во время Великой Отечественной войны.

На берегах Ангары

Строительство социализма требовало строгого учёта и контроля. В том числе на железнодорожном транспорте.

В 1928 году в Наркомате путей сообщения СССР была создана первая фабрика механизированного учёта. При помощи счётно-аналитических машин с механическим восприятием исходных данных были механизированы работы по статистике перевозок грузов и пробегов подвижного состава. С того времени подобные фабрики стали создавать и на других железных дорогах необъятного Советского Союза.

В марте 1931 года Иов Гайдай получил новое назначение и был переведён на должность начальника Иркутского дорожного филиала Читинской фабрики механизированного учёта. Семья обосновалась в собственноручно построенном просторном доме в столице Приангарья, в предместье Глазково, на улице имени большевика-железнодорожника Василия Касьянова, погибшего во время Гражданской войны.

В марте 1934 года приказом НКПС из частей Забайкальской и Томской магистралей была организована Восточно-Сибирская железная дорога, на которой в качестве счетовода отец режиссёра проработал многие годы вплоть до выхода на пенсию в 1947-м. От него младший сын унаследовал тягу к художественной литературе и почти двухметровый рост, а от матери — достаточно хрупкое телосложение.

Леонид был активным участником школьной художественной самодеятельности и страстным поклонником фильмов Чарли Чаплина, каковым оставался до последних дней жизни.

Получение аттестата об окончании средней школы совпало с началом Великой Отечественной войны. Леонид устроился рабочим сцены в Иркутский драмтеатр. Вскоре в этом здании разместили эвакуированный Московский театр сатиры. Молодой Гайдай изучил весь его репертуар, познакомился с замечательными актёрами Владимиром Хенкиным, Павлом Полем, Надеждой Слоновой, Иваном Любезновым, Евой Милютиной и другими мастерами сцены.

На фото: режиссёр Леонид Иович Гайдай. Фото с сайта m.kino-teatr.ru.

Часть II

Все материалы рубрики «Золотой фонд» земли Даурской»

 

Сергей Забелин
«Читинское обозрение»
№5 (1749) // 01.02.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net