«Читинское обозрение» продолжает цикл публикаций, посвящённых тридцатилетию строительства в аэропорту Читы новой взлётно-посадочной полосы, а также сотрудникам ОАО «Читаавиа» — предприятия, работу которого министр транспорта Российской Федерации Николай Цах когда- то назвал «светлым пятном на общем фоне современного состояния отрасли».
Реализация данного проекта имела огромное социально-экономическое значение для нашего региона, так как вместе с югославскими рабочими (двести пять рабочих мест) в строительстве, на протяжении пяти лет, принимали участие двадцать шесть местных организаций (пятьсот рабочих мест), и их семьи получали достойную заработную плату. Самыми крупными из них были: Забайкальская железная дорога (начальник А. И. Довгяло); Приаргунское управление строительства (начальник А. И. Филонич); ПСО «Читагражданстрой» (руководитель Н. П. Бицура); Ангарский цементно-горный комбинат (директор В. Н. Семёнов); ОАО «Петровск-Забайкальский металлургический завод» и многие другие.
Такой результат работы был достигнут в результате преобразования авиапредприятия в акционерное общество, что позволило привлечь инвестиционный денежный поток, за счёт которого построена ВПП, и выполнены все мероприятия Плана. Кроме этого, в авиагородке была построена начальная школа (наказ был ещё делегатам XXV съезда КПСС), четыре жилых дома на 352 квартиры, приобретены четыре новых самолёта Ту-154М, два вертолёта Ми-8 МТВ с модулями для выполнения санитарных полётов.
После получения статуса международного аэропорта были открыты регулярные международные полёты по маршрутам «Чита–Пекин– Чита», «Чита–Харбин–Чита». В 1996 году в эти города из Читы выполнялось девять рейсов в неделю. ОАО «Читаавиа» была признана международными организациями ИКАО, ИАТА и СЕТА. В Пекине открыли представительство авиакомпании «Читаавиа» с правом хозяйственной деятельности (руководитель представительства В. А. Тарасов). Кроме этого, выполнялись чартерные полёты в Грецию, Турцию, Южную Корею, Монголию, Югославию. Международные полёты выполнялись пилотами авиакомпании «Читаавиа» на самолётах Ту-154М и пилотами авиакомпании КНР Air China на самолётах Boeing 757 и BAe 146-100.
Все мероприятия инвестиционной программы были выполнены в полном объёме за счёт привлечённого денежного потока, но при этом эксплуатационный денежный поток — доходы от основной деятельности предприятия — из-за низкой платёжеспособности населения в этот же период ежегодно снижались на 28 %. Будучи частным предприятием, ОАО «Читаавиа» продолжало выполнять государственный заказ: бесплатно обслуживать воздушные суда МЧС России, а перевозка военнослужащих Забайкальского военного округа по воинским требованиям осуществлялась за счёт взаимозачёта по федеральному бюджету, который проводился с задержкой в два года, при этом начислялись штрафы и пени. С учётом особенностей авиационного бизнеса, если денежный поток взаимозачётом в оборотных средствах составлял более 20 %, то в предприятии возникали трудности со всеми видами расчётов.
Начиная с 1995 года денежный поток взаимозачётом в оборотных средствах превысил 30 %, в результате эксплуатационный денежный поток в ОАО «Читаавиа» стал отрицательным. И только благодаря высокому профессионализму работников финансово-экономического блока (А. Н. Шукевич, З. И. Жукова, Р. Г. Силина, Н. П. Бурлаченко, Л. И. Шестакова) авиакомпания оставалась «на крыле». Финансовое положение предприятия могло бы значительно улучшиться за счёт реализации мероприятий второго этапа развития ОАО «Читаавиа» (1996–2000). В основу выполнения мероприятий второго этапа развития закладывалось выгодное географическое положение международного аэропорта, которое заключалось в том, что аэропорт находится в центре пересечения воздушных линий по схеме «Y». При такой схеме полёты в Европу, Америку и Азию проходили по самым коротким маршрутам. Кроме того, через воздушное пространство аэропорта проходили два самых эффективных кроссполярных маршрута — Polar-3 и Polar-4. Кроссполярные воздушные маршруты — это авиационные трассы, которые пролегают над территорией Северного Ледовитого океана и соединяют Северную Америку со странами Восточной и Юго-Восточной Азии через воздушное пространство России.
Зарубежные авиакомпании, используя кроссполярные маршруты, значительно уменьшают время полёта. Например, из Нью-Йорка в Гонконг и обратно полётное время сокращается на шесть часов, при этом значительно уменьшается стоимость авиабилетов и на 25 % удешевляются логистические затраты по доставке грузов, что в совокупности значительно повышает конкурентную способность доставки товаров и услуг на рынке авиаперевозок.
В аэропорту планировалось разработать и реализовать «Проект транспортно-логистического центра по переработке грузов» международного уровня со строительством автоматизированного грузового терминала, годного для карго перевозок по схемам «самолёт–самолёт», «самолёт–железная дорога», «самолёт–автомобильная дорога» и наоборот. Для его размещения в аэропорту был зарезервирован земельный участок. Существующая инфраструктура международного аэропорта позволяла организовать работу центра по вышеуказанной схеме карго перевозок, так как железная дорога проходит в пятистах метрах от аэропорта, а федеральная автомобильная дорога «Чита–Хабаровск» — в восьми километрах.
Но это уже другая история.
Окончание в следующих номерах «ЧО».
Все материалы рубрики «Страницы истории»
Николай Семёнов,
командир Читинского ОАО,
генеральный директор «Читаавиа»
с 1991 по 2001 год
Фото: travelsoul.ru
«Читинское обозрение»
№11 (1807) // 13.03.2024 г.
0 комментариев