23 апреля в краевом драматическом театре встретились друзья и поклонники заслуженного деятеля искусств Читинской области Светланы Зограф. 76-й театральный сезон стал для актрисы юбилейным – 30 лет назад она вышла на забайкальскую сцену, где за годы работы сыграла более ста ролей. В свой бенефис актриса выступила в роли богатой помещицы Гурмыжской – героини комедии Александра Островского «Лес».
Светлана Юрьевна, прошлая наша встреча для «ЧО» была в преддверии премьеры мюзикла А. Журбина «Пишите сумму прописью», где Вы сыграли сразу несколько ролей. Песни и танцы в спектаклях вас привлекают?
– В 15 лет у меня был сложный выбор – поступать в хореографическое училище или в театральное. С 14 лет я работала во взрослой группе профессионального хореографического коллектива – народного театра «Золотое зёрнышко» в городе Целинограде.
Значит, танцы с Вами дольше, чем театр?
– Получается, так. Когда поступила в театральное, танец преподавали всего дважды в неделю, и мне ужасно не хватало этих часов. За 30 лет на забайкальской сцене было много танцевальных спектаклей – и каждый раз для меня это праздник.
Доверяете режиссёрам?
– В работе вообще самое главное – безоговорочное доверие режиссёру. Если не веришь – лучше сразу отказаться от роли, так честнее. Конечно, бывают разногласия и споры – это нормально. Любой спектакль делается не одним режиссёром или актёром, но коллективом, где все вместе, как в семье. Только в согласии и доверии может получиться спектакль.
У Вас несколько режиссёрских периодов в творческой биографии. Чем каждый из них запомнился?
– Сначала была работа с Александром Яковлевичем Славутским, который пригласил меня в Читу – приехала по распределению. Оказалось, не умею ни ходить, ни говорить на сцене – очень зажималась при маститых актёрах. А они нас учили. Сегодняшним молодым легче – мы не такие требовательные и строгие. Было трудно, но Славутский – очень мощный режиссёр – предлагал интересные работы. Этот период был непродолжительный.
Потом Вы работали с Ефимом Юрьевичем Золотарёвым, тоже недолго…
– Это были совсем непохожие люди, по-разному видели театр. А потом пришёл Николай Алексеевич Березин – и наступил очень яркий период, время моего актёрского становления, больших ролей. Это время «Сирано де Бержерака», «Короля Оленя», «Нельской башни», «Леди Макбет Мценского уезда». Николай Алексеевич никогда не зацикливался на себе, всегда приглашал в Читу разных режиссёров – новые образы, новые требования.
А потом на сцене появились пластические спектакли режиссёра Жанны Пономарёвой с особым цветовым и музыкальным решением.
– С теплотой вспоминаю этот период. У Жанны было необычное видение театра. Первое время мы вообще не понимали, что делаем – уже привыкли к классике, Николай Алексеевич очень любил психологический театр. А у Жанны в постановках – психология плюс что-то ещё. Например, мистика, как в «Портрете Дориана Грея». Работа открыла в каждом новые грани – это драйв. Жаль, что Жанна уехала.
Сейчас тоже яркий период – огромное спасибо Сергею Александровичу Юлину за роль императрицы Екатерины в шутовской комедии Григория Горина «Шут Балакирев». Роль мирового репертуара и мечта для актрисы.
А ещё у Вас период режиссёра Зои Борисовны Пухляковой – уже вторая работа в сезоне в её спектакле: сперва лирическая комедия «Свежая малина в феврале», теперь комедия «Лес».
– Да, это ещё один этап – Зоя Борисовна очень многое во мне ломает. Её любимая фраза: «В тебе столько энергии, что просто надо её держать, иначе тебя уже не остановить!». Оказалось, у меня много задействовано рук, много эмоций, много «хлопочу лицом». Каждый режиссёр – новая школа. Зоя Борисовна предлагает мощные роли – таких я ещё не играла.
Зоя Борисовна училась вместе с Николаем Березиным, и в Ваш репертуар возвращается классика, и даже французская комедия – роль непростого повара Сюзи в «Играем в дружную семью» сменила неверную супругу Жаклин в «Служанке по имени Анна». И всё же о «Лесе» – Островского называют создателем русского национального театра, а «Лес» – одна из самых совершенных его работ.
– Это безумно актуальная пьеса – и сейчас есть любовь, деньги, но, по большому счёту, каждый ищет своё место под солнцем и убирает тех, кто ему мешает. Моя героиня, помещица Гурмыжская, – влюблённая женщина. Я очень люблю играть любовь – это, наверное, самое главное чувство на свете. И если говорят, что красота спасёт мир, то я думаю, что его спасёт любовь.
Говорят, очень сложно играть любовь на сцене…
– Надо по-настоящему влюбляться в своего партнёра. Если влюблённости нет, её не сыграешь. Нужно ждать встречи с партнёром, репетиций, поговорить – без этого никак.
Выходит, в каждом человеке есть что-то, за что его можно полюбить, просто многие этого не замечают?
– Конечно, когда понимаешь, что должна любить, начинаешь приглядываться, искать – и обязательно находишь. На западе чаще встречается театр представления, когда актёр работает технически. У нас всё-таки театр переживания, и поэтому все наши чувства на сцене настоящие – плачем, любим, ненавидим… Каждый вечер тревожим свою душу, нервы оголены и с годами это даже сильнее проявляется. Но иначе никак.
Театр многое забирает. А что даёт взамен?
– Театр забирает здоровье, свободу изменения внешности – но это место, которое трудно забыть, хоть раз оказавшись здесь. Безумно устаёшь, отдаёшь зрителям всё – но в ответ получаешь такой заряд энергии, что на поклоне иногда захлёстывает волной. Бывают спектакли, когда не можешь сразу найти контакт со зрителем, а потом удаётся пробить этот барьер между сценой и залом – я в этот миг счастлива! Для артиста важно признание, мы очень открыты и хочется получить отклик – тогда появляется желание ещё больше творить!
На сцене нет места эмоциям из жизни, которая продолжится за кулисами, как только опустится занавес?
– На сцене нельзя быть закрытым, здесь всё видно, как через увеличительное стекло – и фальшь сразу чувствуется. Образ вторичен, он создаётся позже, в основе ситуация, ты и партнёр. Нельзя обманывать зрителя. Нужно быть добрым. Злость, ненависть, обида ни к чему хорошему не приведут. Жизнь быстротечна, каждый миг неповторим, и хочется, чтобы он был позитивным и душевным.
Общение вплотную со зрителями в камерных спектаклях не для Вас?
– Нет, мне нужен масштаб. Для меня такое близкое общение, глаза в глаза, должно быть в другой обстановке – в рамках вечеров, праздников.
Премьера сезона «Свежая малина в феврале» – лирическая комедия. Роль Кристины Мильман требует от Вас большей мягкости, ломает – такая работа вдохновляет?
– Любая роль даёт толчок и заряд, перемену мировоззрения. Невольно начинаешь сравнивать себя с героиней, задавать вопросы. Бывает, хочется быть похожей на кого-то. И берёшь от героев – меняешься с каждой ролью. Так, в роли императрицы Екатерины меня привлекло умение говорить людям «нет», ведь научиться отказывать очень важно. У неё же переняла большую требовательность к себе и окружающим.
С каждой ролью накапливаешь изменения, и спустя годы смотришь на, казалось бы, знакомые произведения по-другому?
– Совершенно по-другому. Проходит лето, начинаешь вспоминать роли, делаешь всё, как сказал режиссёр, но ощущаешь уже иначе. «Забайкальская кадриль», которую мы играем 16 лет, – прекрасный пример. Когда смотрю записи первых спектаклей, понимаю, как много всего изменилось за это время. Спектакль никогда не повторяется. В этом важность, ответственность и прелесть театра.
В 2013 году Вы сыграли главную роль в короткометражном фильме забайкальских режиссёров «Твой сын» – его показывали на многих фестивалях, награждали. Как случилась эта работа?
– Сначала думала, что это авантюра – всё произошло внезапно. Позвонил Денис Тереничев и предложил участвовать, попросил найти кого-нибудь из молодых. Лето, все в разъездах – нашла актёра нашего театра Эдуарда Глушкова, мы приехали и сняли всё за один день. Костюмы взяли со спектаклей. Эмоции появились, когда стали входить в роли – всё же не можем отстранённо играть. Самую сильную финальную сцену снимали подряд четыре дубля, и это было на пределе. А потом работа попала на Каннский кинофестиваль, была награждена за лучшую женскую и мужскую роль на международном кинофестивале в Украине.
В Забайкалье очень много талантливых людей – и надо развивать в Чите кинематограф. Показывать фильмы в других городах и странах гораздо проще, чем вывезти целый спектакль – это для молодых ещё один стимул остаться в регионе.
Сейчас, когда уже много лет на сцене позади, и ещё много – впереди, чего хочется в театре?
– Новых ролей, новых режиссёров, больших гастролей – очень по ним скучаю. Нужен обмен, встреча с новыми зрителями – и это нужно не только нам, актёрам, не только театру, но и краю – мы всегда ездили и очень достойно представляли Забайкалье в других регионах и странах.
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Беседовала Ксения Раздобреева
Фото Евгения Епанчинцева
«Читинское обозрение»
№17 (1397) // 27.04.2016 г.
0 комментариев