Мы – то, что мы едим, сказал Гиппократ. Сложно спорить со справедливостью этого выражения. Культура питания, его содержание неизменно связаны с общим уровнем развития общества. Давайте посмотрим, что употребляли в пищу в Забайкалье в XVIII веке.
Разбираться в этом вопросе будем на примере Нерчинского Успенского монастыря, находившегося там, где сегодня село Калинино. Познакомиться с монастырской трапезой позволяют сохранившиеся в архивных фондах документы. Разумеется, не во всём Забайкалье питались как в монастыре, в разных уголках края у людей разной социальной и национальной принадлежности были свои особенности. Однако составить общее представление монастырские данные позволяют.
Народная мудрость гласит, что хлеб – всему голова. В Успенском монастыре он также занимал важное место на столе. Не забывали здесь и о кашах. Насельники выращивали несколько видов зерновых культур: ярицу, рожь, гречиху, овёс и ячмень. Сев происходил в апреле-мае. Когда хлеб вырастал, его жали и отправляли на монастырскую мельницу. Мельница имела для обители большое значение, без неё невозможно представить монастырское хозяйство.
Для полноценного рациона человеку необходимо употреблять в пищу достаточно мяса. Особенно в Забайкалье с его непростыми природными условиями. Понимали это и в Успенском монастыре, где имелся большой, по меркам Забайкалья того времени, скотный двор. Жители монастыря старались внимательно следить за животными, вели учёт. Особое внимание уделялось коровам, не зря говорили люди: «корова на дворе, так еда на столе». Насельники не только ели мясо и пили молоко. Пригождался в хозяйстве говяжий жир, его добавляли в кашу для сытности, использовали в жирниках – масляных лампах и при изготовлении свечей.
Кроме мяса в монастыре очень любили рыбу. У обители было две крупных рыбных заимки. Одна из них находилась в Чёрном поселье, сейчас это село Усть-Чёрное в Сретенском районе. Вторая же располагалась недалеко от Читы, на озере Шакша. Там же на берегу Шакши стояла маленькая часовня. Рыбу ели не только в самом монастыре, но отправляли на продажу. Высокой оценкой монастырского рыбного промысла можно считать заказ на рыбу для стола его преосвещенства епископа Софрония в Иркутск.
Подавали в монастыре на стол и овощи, хотя в Забайкалье XVIII века они были редкостью. Семена моркови, репы, огурцов, чеснока и свёклы для огорода закупались в Нерчинске или Иркутске.
Мы разобрались, что ели в монастыре. А что же пили? В Китае закупали кирпичный чай. Назывался он так благодаря формам плиток, в которые чай прессовали с помощью дешёвого клея. У обители была своя пивоварня. Документы донесли до нас имена одних из первых забайкальских пивоваров: Иван Бянкин, Галактион Шестопалов, Дмитрий Малафеев. Пиво варили из солода, а его, в свою очередь, получали из ярицы или ржи. Кроме пива готовили квас, для него была нужна подкрупная мука – высеянная на мельнице из круп. Нуждался монастырь и в вине: красное вино – необходимый элемент обряда причастия, его закупали в Нерчинске.
Нельзя сказать, что диета забайкальца трёхсотлетней давности была очень насыщенной. Те продукты, которые для современного человека банальны и просты, в то время показались бы большой экзотикой. Другой вопрос в том, что здесь на необжитой и часто негостеприимной земле люди сумели организовать свой быт так, чтобы не только не умереть с голоду, но и суметь закрепиться, остаться здесь на последующие столетия.
Все материалы рубрики "Страницы истории"
Ирина Ковалёва
Фото Алексея Мясникова
«Читинское обозрение»
№6 (1542) // 06.02.2019 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев