Главная / Авторы / Александр Баринов / Мощи Елисаветы: третий раз в Чите
Мощи Елисаветы: третий раз в Чите
Отдав жизнь делам милосердия и приняв мученическую смерть на дне шахты, она была причислена к лику святых


Празднично зазвучали колокола, особенно слышимые в морозном воздухе. Утром 10 января в кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери одетые в белые одежды священники во главе с митрополитом Читинским и Петровск-Забайкальским Димитрием торжественно внесли ковчег с мощами новомучеников и исповедников Русской православной церкви.

Этот бесценный груз прибыл утром самолётом из Москвы. В ковчеге покоятся мощи 54 святых, принявших мученическую смерть за веру в период после Октября 1917 года. По информации пресс-службы митрополии, этот ковчег создан по благословлению патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, а также по решению Священного Синода к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую православную церковь.

Наверное, о каждом из этих служителей Церкви можно писать отдельные статьи и даже книги. Но особое внимание верующих привлекает великая княгиня Елисавета Фёдоровна, родная сестра супруги Николая II императрицы Александры Фёдоровны.

Путь к святости
Как и её младшая сестра, перед выходом замуж за дядю будущего императора – великого князя Сергея Александровича дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV Елизавета Александра Луиза Алиса приняла православие и стала именоваться Елисаветой Фёдоровной.

О её супруге многие, в том числе и члены Дома Романовых, отзывались чаще негативно. Но сама она преданно любила его. Бог не дал им детей, но они воспитывали детей брата великого князя Павла Александровича, чья супруга скончалась при родах.

С началом русско-японской войны Елисавета Фёдоровна организовала особый комитет помощи воинам. Практически все современники, знавшие её, вспоминали её преданность православию. Причём вера для неё стала сутью жизни и деятельности. То, что у многих аристократов вызывало удивление, для неё было абсолютно естественно.

Когда в феврале 1905 года эсер Иван Каляев убил её мужа, генерал-губернатора Москвы, великого князя Сергея Александровича, Елисавета Фёдоровна посетила в тюрьме убийцу. Она передала ему прощение и Евангелие, а после встречи и беседы подала прошение на имя императора о помиловании террориста. Но оно не было удовлетворено.

Всю последующую жизнь она посвятила служению Русской православной церкви и России. С 1905 по 1917 годы Елисавета Фёдоровна являлась председателем Императорского православного палестинского общества. Продав все свои драгоценности, основала в 1909 году Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Поселившись в обители, вела подвижническую жизнь: ночами ухаживала за тяжелобольными, днями обходила беднейшие кварталы Москвы, в том числе и Хитров рынок. Как отмечают современные исследователи, там её очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие превозношения над обитателями трущоб.

Уход мученицы
Во время Первой мировой войны Елисавета Фёдоровна всё своё время отдала помощи раненым в боях. Причём, как и положено настоящему верующему, помощь она оказывала и увечным воинам противника, что вызывало недовольство части общества.

В начале 1915 года при её личном участии была организована мастерская по сборке протезов, а в 1916 году в Москве по её инициативе была начата работа по проектированию и строительству первого в империи протезного завода. Уже в то время многие современники относились к ней как к по-настоящему святому человеку. Однако либеральная интеллигенция её ненавидела. И вскоре после Февраля 1917 года она наряду с другими членами Дома Романовых была арестована, а после Октября того же года её вместе с группой великих князей уже большевики отправили в уральский городок Алапаевск. До конца оставалась с ней инокиня Варвара, также принявшая мученическую смерть.

Трагедия произошла летом 1918 года. В ночь на 5 июля узников привезли к шахте старого рудника, куда на глубину в 60 метров одного за другим сбросили этих людей живыми, после чего забросали шахту гранатами. Но не все погибли сразу, включая Елисавету Фёдоровну. Раненые, они умирали долго и мучительно. Только через два месяца после этой расправы Алапаевск был занят частями белых.

Тела мучеников достали и отпели в Свято-Троицком соборе. В 1981 году великая княгиня Елисавета Фёдоровна и инокиня Варвара были прославлены Русской православной церковью за рубежом в сонме новомучеников и исповедников. В 1992 году Архиерейский собор Русской православной церкви причислил их обеих к лику святых новомучеников.

1919: первый приезд в Читу
Духовник великой княгини, игумен отец Серафим (Кузнецов), обратился к адмиралу Александру Колчаку с просьбой вывезти восемь гробов с останками мучеников из зоны боёв на восток. И в июле 1919 года вагон со скорбным грузом отправился в сторону Забайкалья и вскоре прибыл в Читу.

В книге «Казанский кафедральный собор в Чите: история и современность», изданной в 2006 году, рассказывается: «Сначала они находились в вагоне на станции Чита-воинская, а затем их поместили в находящемся неподалёку от этой станции Иоанно-Предтеченском храме. Гробы с телами пребывали под полом храма около трёх дней. Позже гробы доставили в женский Богородице-Покровский монастырь, располагавшийся в районе улиц Красноярской и Ангарской, на месте нынешних корпусов швейной фабрики (в настоящее время в одном из них разместился и торговый центр «Караван» – прим. авт.). Все перемещения по Чите останков алапаевских мучеников были настолько засекречены армейским командованием, что только единицы знали, где находятся тела». Шесть месяцев останки хранились в столице Забайкалья.

Но белые продолжали терпеть поражения. В Иркутске был казнён адмирал Колчак. Атаман Семёнов при поддержке остатков колчаковской армии и японских войск с трудом удерживал Забайкалье.

Отец Серафим принял решение вывезти гробы в Харбин. Но нужны были средства. О том, как была решена проблема, рассказал в своих воспоминаниях представитель Русской православной церкви за рубежом архимандрит Спиридон (Ефимов), которому об этом поведала участница той операции, супруга одного русского адмирала: «Стали отец Серафим и адмиральша плакаться по Чите, жалуясь её жителям на встретившееся непреодолимое препятствие, – вспоминал он годы спустя. – Читинцы сочувствовали, но помочь не могли… Кто-то посоветовал обратиться к «Машке Шарабан» – она, дескать, славная».

И «Машка Шарабан», «Цыганка Маша», как звали гражданскую жену атамана Григория Семёнова Марию Глебову, стала главным спонсором этого «проекта». Причём она при помощи золота, которым от неё «откупился» атаман, сумела не только доставить все восемь гробов и сопровождавших их лиц в Харбин, но затем вместе с отцом Серафимом отвезла гробы с останками Елисаветы Фёдоровны и инокини Варвары в Иерусалим. Интересно, что Мария Глебова успешно вышла замуж и, став Марией Александровной Нахичеванской, родила двух сыновей, позже ставших офицерами египетской армии.

26 февраля 1920 года останки алапаевских мучеников, казалось, навсегда покинули не только Читу, Забайкалье, но и Россию. Но, как известно, всё течёт, всё изменяется…

2004: приезд второй
Спустя 85 лет мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары вновь прибыли в Читу. 27 августа 2004 года в Читу прибыл вагон-храм с их мощами. Крестный ход пронёс их от вокзала мимо строящегося Казанского кафедрального собора. Ковчег с частицами мощей и гробов, в которых их доставили в Иерусалим, поместили в Спасо-Преображенском храме, второй – в Свято-Воскресенской церкви. 28 августа их проводили обратно на вокзал. По пути они занесли оба ковчега в строящийся кафедральный собор и там среди строительных лесов епископ Читинский и Забайкальский Евстафий отслужил молебен. После чего ковчеги продолжили свой путь на Дальний Восток. 18 часов пробыли они в тот период в нашем городе.

2018: третья встреча
И вот спустя 13 лет мощи Елисаветы Фёдоровны в третий раз оказались в нашем городе. Теперь их встречали в Казанском соборе.

Отслужив молебен, митрополит Димитрий сообщил собравшимся верующим, что в этот раз ковчег с мощами будет находиться в Читинской епархии до 29 января, а затем отправится в Нерчинскую епархию. Причём в краевой столице святыня пробудет до 21 января. Затем её доставят в Улёты, где все желающие смогут помолиться у святых мощей до 24 января. С 24 по 28 января ковчег будет находиться в Петровске-Забайкальском, а 29 января побывает в Хилке. Вечером того же дня ковчег с мощами новомучеников отправят в Нерчинскую епархию.

Впервые православные верующие Забайкалья смогут прикоснуться к мощам тех, кто не просто посвятил, но и отдал свои жизни за веру православную.

Все материалы рубрики "Темы"

Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№3 (1487) // 17.01.2018 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2022 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net