Главная / Авторы / Александр Баринов / Когда Москва стала центром Православия
Когда Москва стала центром Православия


1 марта 1325 года Москва стала православным центром Руси. Через два года будет отмечаться 700 лет с этого важнейшего для нашей страны события.

Со времени Крещения Руси до конца 13-го века резиденция глав Русской Православной Церкви (митрополии) находилась почти всё время в Киеве. Но после нашествия хана Батыя в 1240 году этот город надолго запустел. А после 1299 года, когда хан Тохта снова разорил Киев, решено было резиденцию («седалище») митрополита Киевского перенести в другой город.

Это сделал митрополит Максим, стоявший во главе православных Руси с 1283 года. Он перебрался сначала в Брянск, а затем во Владимир. Понятно, что и тогда Церковь играла большую роль в политической жизни. И этот перенос на север вызвал недовольство южно-русских князей. В итоге их давления Константинопольский патриарх Афанасий в 1302/1303 году пошёл на то, что возвёл Галицкую епископию в степень метрополии, поставив во главе некого Нифонта. Так уж получилось, что оба митрополита (Максим и Нифонт) умерли почти одновременно примерно в 1305 году. И для утверждения новых митрополитов в Константинополь отправились из Владимира Геронтий, а из Галиции Пётр. В Константинополе тогда решили по каким-то своим мотивам вновь объединить две митрополии в одну. И примерно в 1308 году митрополитом Киевским и всея Руси во Владимир был поставлен Пётр (вторая половина 12-го века — 1326). Понятно, что это решение вызвало недовольство князей как на юге, так и на севере. И новому митрополиту, холодно принятому великим князем Владимирским Михаилом Тверским, пришлось начинать служение в непростых условиях.

Но он не роптал. Целый год он служил в разорённом Киеве, но потом вынужден был перебраться во Владимир и активно знакомился с северной частью своей митрополии (южную он знал хорошо). Часто стал бывать в набиравшей силу Москве, в которой великий князь Иван Данилович Калита (1284- 1340) стал активно уговаривать его перебраться к нему. Тем временем, князь Владимирский стал плести против Петра всевозможные интриги, пытаясь его всячески опорочить. «Не повредив, в конце концов ничем митрополиту Петру, — отмечал известный дореволюционный историк Русской Православной Церкви Антон Карташев, — князь Михаил Ярославич весьма и весьма повредил этой враждой себе самому. В его политике борьбы с московскими князьями это был самый крупный и непоправимый промах, давший неожиданный и решительный перевес маленькой Москве по сравнению с великокняжеской Тверью. Примирись с самого начала Михаил Ярославич с митр. Петром, и последний, по прямым расчётам своей собственной пользы, прочно засел бы в своём новом кафедральном городе Владимире, а князю помогал бы силой церковного авторитета перенести центр вел. княжения в его наследственную Тверь».

Итогом и стал перенос резиденции Петра из Владимира в Москву, которой он дал благословение как собирательнице Русской земли, что резко возвысило авторитет Московского княжества среди других княжеств Руси. Ему предписывают пророческое предсказание освобождения Руси от татаро-монгольского ига и будущее возвышение Москвы, как центра всей России. По его настоятельной просьбе Иван Калита заложил 4 августа 1326 года в Москве первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. И якобы митрополит тогда сказал князю: «Если ты успокоишь старость мою и возведёшь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». 21 декабря того же 1326 года митрополит Киевский и всея Руси Пётр скончался, и тело его было помещено в каменный гроб, в стене всё ещё строившегося Успенского собора, освящённого 4 августа 1327 года. В 1339 году он был прославлен, став первым московским святым. Москва же стала не только политическим и экономическим, но духовно-религиозным центром Православной Руси.

На фото: Успенский собор в XIX веке. Картина художника Генри Чарльза Брюэра.

Все материалы рубрики «Этот день в истории»

 

Александр Баринов
Фото: wikipedia.org
«Читинское обозрение»
№9 (1753) // 01.03.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net