Главная / Авторы / Александр Баринов / «Амурское чудо» имени цесаревича Алексея
«Амурское чудо» имени цесаревича Алексея


18 октября (5-го по старому стилю) 1916 года был торжественно открыт для движения железнодорожный мост через Амур у Хабаровска, названный тогда Алексеевским в честь наследника императорского престола цесаревича Алексея. С этого момента было начато сквозное движение на Транссибирской магистрали по территории России.

Помню, однажды во время одного из комиссионных осмотров Забайкальской железной дороги остановились с начальником этой магистрали Сергеем Юрьевичем Ивановым у тупика, в который упиралась железная дорога у Сретенска. Когда-то сюда дошла Транссибирская дорога.

— Знаю, — сказал тогда Сергей Юрьевич, — что история не терпит сослагательных наклонений. Но что было, если бы наши власти дважды не сэкономили. Первый раз, когда решили, что дешевле и проще построить часть дороги по Маньчжурии. Построили КВЖД, Харбин, массу станций. Потом всё это ушло Китаю. Уже после русско-японской войны решили построить дорогу на территории России. И опять сэкономили, выбрав северный, могочинский вариант, с которым до сих пор из-за его кривых все маются. Вот бы продолжили стройку тогда от Сретенска до Благовещенска, а от него до Хабаровска. Дороже любого из двух вариантов, но дешевле их обоих…

Да, после окончания неудачной для России войны с Японией в 1905 году было решено построить Амурскую железную дорогу (ныне восточная часть Забайкальской железной дороги), а также возвести мост через Амур около Хабаровска.

Проект моста подготовил известный мостостроитель Лавр Дмитриевич Проскуряков, а железобетонную арочную эстакаду (западный переход к мосту) спроектировал инженер Григорий Петрович Передерий. Его постройкой заведовал инженер путей сообщения Борис Иванович Хлебников.

Торжественная закладка состоялась 12 августа (30 июля по старому стилю) 1913 года. Стройка оказалась длиннее, чем первоначально планировали. Помешала начавшаяся в 1914 году первая мировая война. И всё же он был достроен. И тогда же мост, длина которого была 2590 метров, справедливо назвали Амурским чудом. Пуском Хабаровского моста в 1916 году было завершено строительство Транссибирской магистрали по территории России.

«С открытием сквозного движения для Приамурья наступила новая эра, — радостно сообщал 6 ноября 1916 года иллюстрированный журнал «Искра», поместивший заметку и фоторепортаж об открытии Хабаровского моста, — благие результаты коей скажутся для населения в самом ближайшем будущем».

В то время на мосту был лишь один железнодорожный путь (составы пропускали по очереди) с приспособленными для воинского движения двух типов: пешего по двум тротуарам и для колесного перемещения на железнодорожной проезжей части.

Только в 1990 году было разработано и утверждено технико-экономическое обоснование (ТЭО) реконструкции Хабаровского моста. Было предложено сделать его двухъярусным. На нижнем ярусе должны были быть размещены два железнодорожных пути, на верхнем — четыре полосы автомобильного движения. Работы по реконструкции были начаты в 1992 году, но в эту историю вмешались события, которые происходили в стране.

И только в 1998 году было открыто железнодорожное движение по «Амурскому чуду» (всё ещё однопутному), а в 1999 году — автомобильное движение. Тогда же министерство путей сообщения начало работы по второй очереди реконструкции моста. И опять возник целый «букет» проблем. Тем не менее, 7 ноября 2009 года вторая очередь реконструкции моста была завершена, и Хабаровский мост стал двухпутным для движения поездов.

В настоящее время этот мост является как частью Транссибирской железнодорожной магистрали, так и федеральной трассы «Амур» (Чита — Хабаровск).

Теперь длина совмещённой части «Амурского чуда» — 2559 метров, а с подъездными эстакадами 3890,5 метров.

Все материалы рубрики «Этот день в истории»

 

Александр Баринов
Фото: dvzd.rzd.ru
«Читинское обозрение»
№42 (1786) // 18.10.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net