Главная / Авторы / Юлия Юдина / Музей на колёсах
Музей на колёсах
Он был открыт для всех 27 февраля на станции Чита-1


Девять экспозиционных вагонов, один из которых сразу привлекает внимание необычной окраской: зелёные деревья, голубая вода и надпись «2017 – Год экологии в России». Выставочный поезд регулярно курсирует по сети железных дорог. И вот он – в Чите. 

Уже поднимаясь по ступеням в вагон, понимаю, что этот музей не похож на все те, в которых я была раньше. На пороге кассир в форме железнодорожника. Впереди проходит семейная пара, посетителей пока мало.

Первый вагон напоминает лекционный зал: пара рядов кресел, плазменные экраны по бокам, светодиодная подсветка и потолок с изображением звёздного неба. Осмотревшись, перехожу через тамбур в следующий вагон, в котором меня встречает фигура начальника станции конца XIX – начала XX века. Рядом – старинный стол в зелёном сукне, телефон, чернильница, бумаги и стакан в подстаканнике. В витрине – модель паровоза братьев Черепановых (с него началась история железных дорог в России). В этом же вагоне – модели современных высокоскоростных электропоездов «Сапсан», «Allegro» и «Ласточка». Все они построены в мельчайших деталях – крохотные кресла внутри вагонов, фигурки машинистов и даже «дворники» на окнах. Все экспонаты – в стеклянных витринах с подсветкой. Рядом – таблички с описанием и техническими характеристиками. На стенах вагона – информационные плакаты с историческими справками и картами движения высокоскоростных поездов, а также инфографика.

В следующем зале – модели современных электропоездов и тепловозов, грузовые вагоны с углём, пассажирские двухэтажные вагоны, рельсовый автобус, пожарная автоцистерна… Подхожу к большой витрине со светящейся надписью «80 лет в ритме столицы». Небольшие здания, железнодорожные пути, деревья, дороги, автомобили, беседки, а внизу – станция метро. Невольно чувствуешь себя великаном в стране лилипутов.

Пока рассматриваю экспонат и вспоминаю железную дорогу, с которой играла в детстве, вагон наполняется людьми. Экскурсовод в форме железнодорожника приглашает посетителей к экспонату, включает кнопку на пульте, и крохотные вагоны начинают двигаться по рельсам с характерным стуком колёс. Двое мальчиков лет пяти восторженно следят за движением вагонов, а взрослые снимают происходящее на телефоны.

Экскурсовод приглашает нас пройти дальше. Перед нами – стартовая площадка космодрома «Восточный». Вот уж не думала, что увижу космодром в вагоне поезда! Наш гид рассказывает об экспонате и нажимает кнопку – макет ракеты «взлетает».

А вот – боевой железнодорожный комплекс «Молодец», типовая двухпутная станция, железнодорожный вокзал города, угольный терминал в порту Усть-Луга – все они скопированы с реальных объектов с большой точностью даже в деталях, поезда движутся, загружают уголь или встречают пассажиров. Пока наш гид рассказывает о них, за стенами слышится стук колёс и гудок проходящего поезда. Необычно для музея.

Проходим через тамбур в следующий зал. Он посвящён работе диспетчеров и дежурных по станции, которые регулируют движение с помощью автоматизированных установок и огромных табло с непонятными для посетителей схемами и картами. В кресле – фигура девушки-диспетчера, а в другой части зала – рабочее место машиниста поезда. Дети спрашивают, можно ли посидеть за пультом управления, наш экскурсовод предлагает пройти в следующий зал, в котором «можно не только посидеть, но и порулить».

Действительно, здесь любой желающий может сесть за тренажёры, на которых обучают вождению локомобиля или электропоезда. Желающих немало. Сотрудница музея объясняет, как управлять виртуальным поездом маленькому Никите, я становлюсь рядом и наблюдаю. Мальчик внимательно слушает и нажимает кнопки и рычаги, изображение на экране начинает двигаться – впереди реальный пейзаж ветки Транссиба возле Байкала. Вокруг столпились наблюдатели. Создаётся ощущение, что мы, и правда, проезжаем мимо огромного озера в машине семилетнего машиниста Никиты. Спрыгивая с кресла, он тихо говорит маме: «Хочу быть машинистом, когда вырасту. Можно?».

Улыбнувшись, иду за группой в другой вагон, который посвящён технологиям сбережения экологии на железных дорогах. Среди экспонатов приборы для исследования воздействия на окружающую среду, энергосберегающие светофоры и станции, макет автомобиля – экологической лаборатории, а также большой интерактивный экран.

Проходим в зал, посвящённый подвигу железнодорожников в годы войны. Первый экспонат – часть фронтового эшелона, в котором две фигуры солдат в военной форме, рядом – настоящее оружие того времени, печь, а также посуда и фонарь. Поодаль – огромная витрина, в которой среди заснеженного леса стоят разрушенные здания и мост через Неву на дороге Победы. На стене демонстрируется фильм с кадрами военной хроники. Макеты санитарного поезда, боевых установок и бронепоездов, объёмная карта железнодорожных сетей в годы войны, шинели и личные вещи, найденные в археологических раскопках, большой макет города – мосты, река, разрушенные здания, зависшие в воздухе самолёты и руины церкви. Проходим дальше – Вечный огонь, в котором вместо пламени светящийся пар (меры безопасности), но выглядит как настоящее пламя. Минута молчания…

Последний вагон создан при поддержке Роснано и посвящён нанотехнологиям. Девушка в форме предлагает нам посмотреть через специальный стенд на изображение нанообъектов. Неваляшка из углепластика, особое наностекло, композитная шпала, опоры освещения, модель мотоцикла, напечатанная на 3D-принтере, бронежилеты, аппарат для исследования свёртывания крови, нанокерамика и даже кактус (специальное освещение) и зубная паста для космонавтов – всё это сделано с использованием российских нанотехнологий.

Пока посетители столпились возле большой книги отзывов, чтобы оставить слова благодарности, расспрашиваю их о впечатлениях.

– Нам очень понравилось. Познавательно не только для детей, но и для взрослых. Сама узнала много нового и интересного. Больше всего понравился зал с тренажёрами. Дети сами ими управляли, – говорит Юлия Тонких.

Её мама Елена поддерживает:
– А мне больше понравилась экспозиция про войну. Очень интересно. В нашем городе не так много таких интересных мест. Жаль, что многие читинцы не знали об этом поезде. Мы всей семьёй пришли.

Спрыгивая со ступеньки последнего вагона, ловлю себя на мысли: я будто вернулась из дальней увлекательной поездки – спасибо музею на колёсах за это яркое путешествие!

Все материалы рубрики "Темы"
 

Юлия Юдина
Фото автора
«Читинское обозрение»
№9 (1441) // 01.03.2017 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net