Главная / Авторы / Руслан Симушин / Музей-самолёт
Музей-самолёт
Единственный на всём дальнем востоке


Взоры читинцев, наверное, давно привлекли два огромных самолёта, припаркованных на территории физкультурно-оздоровительного центра «Радуга». Один прибыл туда в октябре 2019 года, а второй в феврале 2020-го. Необычная стоянка у них не просто так, ведь 16 августа первые лица города здесь открыли музей авиации и разрезали ленточку. Теперь тут можно посмотреть и потрогать абсолютно всё, в том числе кабину пилота. Но об этом позже, а сейчас…

Что же это за самолёты?
А это два авиалайнера Ту-154. По словам Елены Климовой, которая раньше работала стюардессой, а сейчас помогает собирать и наполнять музей авиационной атрибутикой, больше ста машин ждут своей участи на распил годами, этим же самолётам знатно повезло.


Ту-154б-2 ожидает новых пассажиров

У них даже история своя есть! Выпущены они были в 1978 и 1981 году, затем верой и правдой служили составу объединённого авиаотряда авиакомпаний «ЧитаАвиа» и «Саяны». После одному из них повезло полетать в Иране, а второй, тем временем, кружил в составе Куйбышевского авиаотряда.

Закончить свою жизнь они могли так же, как и все их собратья: после 20-летней стоянки в аэропорту отправиться на распил, где они либо превратились бы в новые самолёты, либо остались металлоломом. Но эта парочка сначала приглянулась МЧС и другим силовым органам (они использовали их в качестве тренажеров для антитеррористических и пожарно-технических учений), а затем, в прошлом году, они понадобились «Радуге».


Приборная панель лётного экипажа

Почти год их реставрировали, но, по словам Елены Климовой, без утраты чувства эпохи. Где-то подлатали обшивку, заменили ткань на сидениях, починили пол и всё в этом духе. Но самое сложное было не в придании самолётам привлекательного вида, а в наполнении музея авиации.

Экспозиция забайкальской авиации
Самое важное и интересное, что может показать музей-самолёт — это экспозиция забайкальской авиалинии. Она представляет собой десятки стендов, рассказывающих об интересных моментах жизни забайкальской авиации. Здесь собраны сводки о целых семьях, связавших свою жизнь с самолётами, об исторических моментах авиации, и, что лично для меня оказалось открытием, о выдающихся личностях из Забайкалья, связанных с космонавтикой.

Борис Родиков, бывший военный штурман, организовал музей и собрал всю информацию о забайкальской авиации, начиная с 1902 года. Здесь за стеклом висит его форма, в которой он уходил на пенсию.

Об остальных артефактах экспозиции рассказывать не буду, лучше ознакомьтесь с ними самостоятельно. А мы с вами окунёмся в прошлое…

Самолёт из прошлой эпохи
Итак, Ту-154 модель RA-85506 последний раз был в небе 5 апреля 2001 года. Для того, чтоб это узнать, необходимо просто зайти в кабину пилота, ведь здесь есть специальная панель, на которой борт — инженер, при поднятии на борт устанавливает дату.

Никакой симулятор управления самолётов не подарит вам столько эмоций, сколько нахождение в кабине лётного экипажа.

Оказывается, здесь не только 2 сидения (для капитана и второго пилота), но также есть место для штурмана и уже названного выше борт-инженера. При этом у всех четверых во время полёта нет времени на то, чтобы отвлекаться, а оно и не удивительно… Здесь столько датчиков, рычагов, кнопок. Эффект создаётся неописуемый, хотя не стоит думать, что это всё, чем может удивить самолёт.

На экскурсии можно ознакомиться с бытом стюардесс. Это во многом сделали возможным Елена Климова, Марина Кустова, Ирина Чуева, Марина Пальчикова и Лариса Цой. Все они делились своими вещами для наполнения музея. У кого-то осталась униформа, а у кого-то посуда, в которой подавались напитки и еда пассажирам ещё в СССР.


Пластиковая компотница в 250 мг

«Вот сейчас люди жалуются, что летят три часа, и даже за это время не покормят. А раньше мы должны были сразу после взлёта пройти с напитками», — поделилась Елена Климова.

Интерес также представляет и само устройство самолёта, запасные выходы, у каждого из которых есть надувной трап. Старые советские кислородные баллоны. Огромное количество огнетушителей, расставленных, как мне кажется, в каждое свободное место самолёта. Даже можно узнать, где в самолёте находилась тревожная кнопка, которая сообщала экипажу и «земле» о нападении на борт. Расположение у неё, кстати, очень хитрое, ведь её можно нажать ногой так, что вообще никто не заметит.


Кислородные баллоны стоян на надувном трапе у запасного выхода

На своих местах в самолёте остались даже пассажирские кресла. Ну, практически на своих местах. Организаторы музея немного передвинули их и поставили между ними столы, чтобы организовать на борту самолёта лекционный зал. По словам Елены Климовой, многие школы и училища собираются сотрудничать с ФОК «Радуга», чтобы проводить в таком интересном месте «уроки мужества» или тематические часы.

Я бы сам был не прочь оказаться на месте одного из школьников на таких уроках: изучать историю гораздо интереснее, когда тебе не только рассказывают её, но и показывают.

Все материалы рубрики "Улицы нашего города"

Руслан Симушин
«Читинское обозрение»
№34 (1622) // 18.08.2020 г.



Вернуться на главную страницу

 

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net