Главная / Авторы / Оксана Сидоренко / Музыка не терпит фальши
Музыка не терпит фальши
Руководитель духового оркестра Читы Андрей Гандзий удостоен ордена Святителя Николая Чудотворца III степени


По ходатайству министерства обороны РФ Великая княгиня Мария Владимировна возвела подполковника Андрея Гандзия в кавалеры военного ордена Святителя Николая Чудотворца III степени за заслуги в обеспечении военной безопасности России и полезные труды по укреплению её могущества, а также подписала грамоту на личное дворянское достоинство.

Награда послужила поводом для новой встречи с этим удивительным человеком – художественным руководителем и главным дирижёром муниципального духового оркестра города Читы.

Музыка – в ДНК
Андрей Гандзий родился в творческой семье в Винницкой области. Поэтому когда в возрасте четырёх с половиной лет разучил «Яблочко» на старинном, громоздком баяне, с трудом растягивая меха инструмента, стоявшего на полу, отец не очень-то удивился. А спустя несколько лет выменял для сына аккордеон на пуд муки – целое состояние по тем временам! Военный дирижёр хорошо знал, что такое – истинное увлечение музыкой. И не прогадал – сын пошёл по стопам отца, посвятив себя работе с духовыми оркестрами.

К барьеру!
Любой разговор с Андреем Гандзием исполнен размышлений о музыке, о времени, в котором мы живём. Вот и сейчас вспомнил заметку в одной из читинских газет, где автор утверждает, якобы дети войны «пировали» в те годы, не зная никаких лишений.

– Да это же настоящий бандеровец писал! Мы ели лебеду, гнилую картошку… По весне, только отцветали яблоньки, жевали зелёные плоды. Тяжело об этом вспоминать… Только музыка и спасала меня. Но я играл не только для души. С восьмилетнего возраста, уже после войны, играл на украинских свадьбах, которые длились по два дня. Руки опухали, а что делать? Потом трубу освоил, так там губы лопались, все в волдырях были. А этот умник пишет, что мы пировали. Залепить бы ему пощечину за всех, чьё детство пришлось на войну.

Ко мне прилипают первые места!
Да, это правда: на протяжении всей жизни уроженец Винницкой области никому не отдаёт пальму первенства, будь то конкурс вокалистов, музыкантов или оркестров. Только «прилипают» победы не сами по себе, а благодаря упорному труду, помноженному на талант. И вот результат: первое место с армейским хором во время прохождения срочной службы, победа во всесоюзном конкурсе молодых талантов в период учёбы в Одесском музыкальном училище по классу трубы. Затем музыкант обучался на военно-дирижёрском факультете Московской консерватории им. П.И. Чайковского, из стен которой вышел дирижёром. Оркестр города Благовещенска, которым руководил впоследствии Андрей Гандзий, также одержал победу в конкурсе.

– Потом меня перевели в ГДР. Хотели начальником службы поставить, а я не был тогда членом партии. И только в 42 года назначили начальником оркестровой службы ЗабВО. Здесь прослужил 6 лет, потом вышел на пенсию. В 2002 году, когда преподавал в читинском музыкальном училище, мы поехали на конкурс в Красноярск, и опять 1 место. Через некоторое время поехал с муниципальным оркестром в Иркутск – там 1 место. Затем мы попали на международный конкурс духовых оркестров в Севастополь. И там – победа. Сейчас готовимся к конкурсу духовых оркестров в Иркутске.

Музыканты порой ропщут из-за больших нагрузок, потому что он требует оттачивать «каждую точку, каждую запятую». Но ведь иначе не достигнешь хорошего результата. А музыка, особенно классическая, не терпит фальши.

Сам же Андрей Гандзий крайне требователен к себе. Несмотря на поступившее однажды предложение работать с оркестром академии им. Фрунзе, он решил отправиться в Биробиджан, чтобы руководить никому не известным коллективом. Почему? Всегда считал, что лучше начать работу со слабым оркестром и добиться успехов, чем наоборот.

– В Благовещенске принял очень хороший оркестр, который до этого 13 лет не отдавал никому первого места. Для меня это был ответственный рубеж: нельзя скатиться с достигнутых высот. Я ещё только старшим лейтенантом был. Ну вот, приехал, справился. Девять лет мы были лучшими.

Хороший дирижер – какой он?
– Должен быть требовательным к себе. Не пасовать перед трудностями. Конечно, быть музыкантом – в самом высоком понимании этого слова. Быть грамотным. Но даже если будешь грамотным, толковым, но при этом воспринимать работу, как тяжёлый труд, толку не будет. И очень важно быть организатором, добиваться хороших условий для оркестра. Спасибо городской администрации, всегда идёт навстречу! Что касается кадров, то я охотно принимаю в коллектив бывших военных музыкантов. А молодых кадров нет, к сожалению. Вот и судьба оркестра тревожит, когда уйду на отдых. Хочется, чтобы лучшие традиции продолжились.

Награда обязывает
Андрей Андреевич признаётся, что не ожидал ничего подобного, потому что работает не для наград.

– Я просто люблю своё дело. Но очень приятно, когда люди обращают внимание на мою работу. Конечно, эта награда – очень необычная. Она давалась заслуженным людям России. Насколько я туда подхожу, не знаю. Но раз дали, что-то заслужил, наверное… Эта награда ко многому меня обязывает. Вот сейчас готовимся к конкурсу… Важно достойно выступить, порадовать зрителей. Я же не представляю своей жизни без оркестра. Когда становлюсь за пульт, на время отключаюсь от болезней.

Что касается дворянства, то Андрей Андреевич с улыбкой признаётся:

– Не знаю, никогда не было в роду дворян. Но приятно, конечно.

А мне кажется, что он уже давно заслуживает дворянского титула, поскольку соответствует лучшим представителям этого сословия, которые отличались честью, благородством, умением тонко чувствовать и всем сердцем любить Родину.

Все материалы рубрики "Люди родного города"
 

 

Оксана Сидоренко
«Читинское обозрение»
№7 (1543) // 13.02.2019 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net