Главная / Авторы / Елена Юсупова / Музыка — сестра математики
Музыка — сестра математики
Что общего между музыкой и точной наукой, Кокуем и залом Московской консерватории?


Я пришла на этот разговор к Римме Сергеевне весной и случайно очутилась на прослушивании замечательной второклашки, которую привёл  к педагогу дедушка. Малышка волновалась и пыталась петь «носом», а Римма Сергеевна очень быстро вовлекла девочку и дедушку в весёлую беседу: девочка хохочет, и вот уже звуки льются легко и звонко, глаза светятся, совсем не хочется уходить. Знакомьтесь: заведующая отделением хорового пения Центральной  детской музыкальной школы им. Б.Г. Павликовской, заслуженный деятель культуры Забайкальского края Римма Береснёва. 

 Римма Сергеевна, в какой момент вы понимаете – с этим ребёнком стоит  работать?

– По глазам! Если есть интерес в глазах – «наш человек»!

 Бывает ли так: не хочет ребёнок петь или не может, а родители настаивают?

– И такое бывает. Как правило, все дети поют, нам остаётся только поддерживать их интерес к музыке, ведь задача дополнительного образования – привить любовь к искусству, а что дальше – решает семья.  

 А вы сами мечтали стать музыкантом?

– Нет, что вы. Я мечтала математикой заниматься, у меня склад ума такой, математический.

 Ничего себе! Где музыка и где математика.

– Они ведь очень похожи. Как сёстры. И в музыке, и в математике мозги должны работать! 

Римма выросла в посёлке Кокуй, где, по её словам, природа такая, что все дети способные, талантливые растут. В музыкальное училище в Чите поступила за компанию с одноклассницей, а в училище встретила подругу «на всю жизнь», с которой потом уже и высшее образование получали вместе во Владивостоке. Город на Востоке запомнился своей архитектурой, знаменитой бухтой и обычной образовательной школой, где студенткам довелось преподавать детям музыку. 

– Музыка – достаточно интересный предмет, дети должны петь, к тому же на уроках музыки ребята проявляют своё творчество, это своеобразная разгрузка, отдых для них. Ведь они получают на уроках столько информации.

Согласитесь, как много зависит от педагога, его внимания и умения разглядеть в маленьком человеке интерес к творчеству, поддерживать этот интерес, учить не останавливаться на достигнутом, работать, работать и ещё раз – работать. 

О своих сегодняшних учениках, их успехах Римма Сергеевна рассказывает так, что хочется воскликнуть: в Москве, на главных сценах страны, кому-то скоро придётся потесниться! 

– Не все наши ученики решают связать свою жизнь с музыкой,  но зато эти дети проходят такую школу и настолько бывают серьёзно подготовлены к поступлению и в училище и в вуз, что мы можем только гордиться нашими выпускниками и в будущем с радостью встретить их как коллег.

Я могу научить детей петь, могу научить, как вести себя на сцене…  Но один при этом видит себя знаменитым певцом, а другой мечтает спеть побыстрее и бежать задачки решать или животных лечить.

Есть, конечно, дети, про которых говорят – на сцене родился. Всё у них получается легко и органично, их зритель только вдохновляет, а выступление на сцене снимает скованность и раскрывает такие способности, что при обычном общении можно и не разглядеть. Тогда и сам педагог чувствует удовлетворение от своего труда.

Хорошо, что есть возможность участвовать в различных конкурсах и фестивалях. Ребята знакомятся друг с другом, общаются, у них появляется возможность проявить себя, показать свои способности, обрести новых друзей. 

Наши ребята везде выступают и показывают себя достойно. В Московской консерватории, на конкурсе к 70-летию Победы, сначала на нас смотрели с недоверием. Чита? Забайкалье? И только когда мы завоевали гран-при и выступали на одной сцене с коллективами из Москвы и Санкт-Петербурга, нас встречали уже по-другому: «Это же вы из Читы?».

 Как дочь педагога знаю, что это такое – мама на работе всегда, в выходные тоже. Как ваша семья переносит тяготы маминого отсутствия? 

– В семье не без Бетховена. Загруженность большая, конечно. Повезло, что муж человек понимающий. Иногда даже спрашиваю его: «Сколько тебе хватит терпения выдержать дома музыканта?». Пока справляются, помогают во всём. Когда выдаётся свободная минутка, готовлю с сыном уроки, с дочкой секретничаю… Стараюсь каждую свободную минуту уделить семье. Иногда срываюсь, потом переживаю. Мама мне очень помогает по жизни, она сильный человек, на эмоции не расплещется, поэтому каждая её похвала на вес золота. Только когда присвоили звание «Заслуженный деятель культуры Забайкальского края», сказала: «Ну, что ж, доча, заслужила». 

 Можете ли дать какие-то советы родителям, как им вести себя с детьми, как воспитывать?

– Нет! Как я могу что-то советовать? Ребёнок должен быть занят. Всегда. Пусть работают мозги! И ещё – если ребёнок доверил вам какой-то секрет, никогда ни при каких обстоятельствах никому его не выдавайте. А вообще – детей надо слушать. Чтобы услышать ребёнка, его надо выслушать.

Признаюсь: с Риммой Сергеевной я знакома несколько лет. Очень скромная, хрупкая женщина, она превращается в неутомимого и неугомонного вдохновителя для своих маленьких певцов и музыкантов, как только подходит к инструменту. Дети, в чьих глазах она мечтает увидеть интерес, иначе и не могут смотреть, ведь каждый её урок – это путешествие в захватывающий мир музыки. 

Все материалы рубрики "Люди родного города"
 

Елена Юсупова
Фото из архива 
Р.С. Береснёвой

«Читинское обозрение»
№37 (1417) // 14.09.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net