Главная мечта любого футбольного болельщика – чтобы его команда достигла каких-то высот. Это может быть победа над более именитым соперником или же «выход» в другой дивизион. Картина Данилы Козловского «Тренер» – это практически реализация фантазий любителей провинциального футбола, чьи команды-фавориты, защищающие цвета далёких от Москвы регионов, не очень часто встречают на своих полях столичных гостей и уж тем более не задумываются о борьбе со всемирно известными клубами.
За последние десять лет в России появилось несколько кинолент жанра спортивной драмы. Одни, например, «Легенда №17» и «Движение вверх», уже снискали свою славу (хотя у этих картин есть свои недостатки), другие же, как дилогия «Чемпионы», особую любовь у публики не обрели. Теперь же подошла очередь футбола быть под прицелом кинокамер.
За освещение этого вида спорта в отечественном кинематографе взялся Данила Козловский, который выступил одновременно в качестве продюсера, режиссёра, сценариста и исполнителя главной роли. Фильм «Тренер» стал для актёра дебютным в режиссёрской ипостаси. Насколько хорошо у него это получилось, зритель должен решить сам. На мой взгляд, картина обладает своим шармом и может быть интересна как любителям футбола, так и тем, кто с ним почти не знаком. В то же время у фильма есть недостатки, не упомянуть о которых было бы неправильно.
Начинается всё с драмы: капитан национальной сборной Юрий Столешников (Данила Козловский) в ответственном матче не реализует решающий пенальти. Совершив ошибку в момент удара, игрок навлекает на себя гнев фанатов, а после усугубляет своё положение агрессивными выпадами в сторону арбитра матча и дракой с болельщиком. Всё это приводит великовозрастного футболиста к длительной дисквалификации, «списанию» его с баланса клуба, за который он играл, и в целом к его решению повесить бутсы на гвоздь.
После скандала, который Столешников учинил в международном матче, от него как от футболиста уже почти никто ничего не ждёт. Поэтому Лариса Вольская (Ирина Горбачёва), президент провинциального футбольного клуба «Метеор», приглашает бывшего звёздного игрока в качестве тренера, чтобы он сотворил чудо и заставил команду подняться со дна турнирной таблицы. Амбиций девушки сделать из «Метеора» чемпиона не разделяют ни мэр города и по совместительству отец Лары (Виктор Вержбицкий), ни болельщики, «предводителя» которых сыграл Александр Ильин-младший. Они собираются на трибунах лишь бы покричать что-нибудь невразумительное и к футболу имеющее такое же отношение, как хоккейные коньки к балету. Сами же футболисты к победам не стремятся, а, наоборот, для сиюминутного пополнения кошелька даже согласны на договорные матчи.
С таким «сырьём» приходится работать тренеру Столешникову. Чтобы сделать из «11 индивидуальных предпринимателей», бегающих по полю, команду, он находит себе единомышленников в лице детского тренера (Владимир Ильин) и врача команды Вари (Ольга Зуева), прибегает к нестандартным тренировкам, чтобы вернуть футболистам любовь к игре и желание достигать вершин.
Хоть сюжет «Тренера» о команде-аутсайдере из провинции, которая способна сражаться с топовыми клубами страны, исторической основы под собой не имеет (как, например, другие спортивные драмы), многие футбольные события в фильме имели место в реальной жизни. И несмотря на то, что в России этот вид спорта многие любят, для ярых фанатов он является больным местом.
Сценаристы «Тренера» дополнительно бередят раны болельщиков, указывая на грехи отечественного футбола: отсутствие мотивации у региональных команд, некомпетентность «специалистов» в спортивном управлении, продажных судей, циничных чиновников, которым футбол не нужен, болельщиков, которые с командой лишь тогда, когда она выигрывает, отсюда зачастую пустые домашние трибуны. Вот только как со всем этим бороться, несмотря на более чем двухчасовой хронометраж, фильм, увы, не говорит. Вместо этого нам стремятся рассказать не столько о футболе, сколько о людях. Но и это у создателей получается не очень: конфликт «отцов и детей» упоминается, но не решается, вымученная любовная линия главного героя присутствует в ленте будто для галочки, а нераскрытых второстепенных персонажей так много, что вообще не понятно, действительно ли они были важны фильму, раз он о них почти не вспоминал.
Минус картины – сюжетные переходы. Повествование ведётся клипово, в духе мини-новелл: показывается «эпизод» со своей смысловой нагрузкой, за ним под красивую музыку идут пейзажи города (или нарезка игр/тренировок), а потом показывают следующий «эпизод». Понятно, что это было нужно, чтобы продемонстрировать: время в фильме быстро идёт, и это лучше, чем просто надпись на экране «Прошёл год». Но легче зрителю не становится. С другой стороны, эти отбирающие время «красивости» являются усладой для глаз и помогают отдохнуть от бешеного ритма динамичных сцен, которые в большинстве представляют из себя хаотично сменяющие друг друга в быстром темпе кадры (хотя без нескольких особо затянутых сцен с проездами на машинах и городскими панорамами фильм хуже бы не стал).
Высидеть более двух часов в кинозале стоит хотя бы ради концовки фильма, потому что финальные эпизоды, начиная от выхода игроков на поле для решающего матча и заканчивая его завершением, обворожительны. Футбол – это больше, чем игра. Это некий аккумулятор положительной или не очень энергии (смотря как складывается игра), который помогает зрителям зарядиться хорошими эмоциями или, наоборот, избавиться от негативных.
Что удалось «Тренеру», так это передать аудитории азарт и напряжение от того, что творилось на поле в кульминационной игре, ту бушующую страсть, которая заставляет сопереживать команде из более низкого дивизиона (на месте которой легко можно представить и клуб своего города), где каждый просто хочет играть, несмотря на все проблемы вокруг.
«Тренер», как умелый футболист бьёт по воротам, также бьёт по чувствам смотрящих этот фильм: выжимает слезу на трагических моментах, вызывает широкую улыбку на радостных, пробуждает злость на проявления несправедливости. В результате на финальном матче ты будто вместе с фанатами садишься рядом на трибуны, чтобы наблюдать за большой игрой маленькой команды. Как на настоящем стадионе.
Этот фильм – отдушина для любителей футбола в провинциях. История на экране одновременно похожа на вымысел, мол, такого не бывает, и на реальность, ведь были же похожие случаи. «Тренер» ещё раз доказал простую истину, что желаемого можно добиться только, если ты будешь готов к переменам, тяжёлому труду и при этом сумеешь сохранить любовь к своему делу. Тогда и сказка станет былью.
Все материалы рубрики "Задело"
Ирина Комогорцева
«Читинское обозрение»
№17 (1501) // 25.04.2018 г.
0 комментариев