Главная / Авторы / Елена Пляскина / Надеть одежду — одеть Надежду!
Надеть одежду — одеть Надежду!


 

Поговорим об ошибках, которые допускают люди в своей речи: устной и письменной. Их много.

В витрине обувного магазина по улице Ленина надпись: «Обувь, которую приятно одеть». Человек, писавший это, не различает глаголы надеть и одеть и допускает грамматическую ошибку: надеть самому, на себя; одеть кого-то. В данном случае должно быть: обувь, которую приятно надеть. В одном из отделов магазина «Скороход» на ценнике написано слово простынь. Это просторечный вариант литературного слова простыня. Часто в продуктовых магазинах допускают ошибки в словах мороженое, свежемороженая, которые надо писать с одной н. 

Есть у нас магазины товаров для детей «Чудо-остров» и «Чудо-мир», названия которых и на вывесках, и в рекламных текстах написаны неправильно: без дефиса. Например, название магазина по ул. Журавлёва напротив зоопарка написано слитно. На Центральном рынке есть отдел очков, который рекламирует их таким образом: очки для зрения, хотя очки предназначены для коррекции зрения. 

Щиты стоматологических клиник тоже не отстают, рекламируя красивые зубы или здоровые зубы, как будто зубы – это товар, как, например, спортивная одежда или удобная обувь. На этом же рекламном щите ниже: у стоматолога. Ещё ниже: 72 м или 64 м (видимо, указано расстояние от щита до клиники). Если прочитать всё целиком, получится абсурд: красивые зубы у стоматолога 64 м.

Звуковая реклама тоже изобилует речевыми ошибками. Например, торговый дом «Богилья» рекламирует трогательные украшения для сумочки или костюмы, в которых женщина будет выглядеть желанно и изысканно. Сможет ли человек, который  составил текст рекламы, объяснить, что значит выглядеть желанно? Нет в литературном языке наречия желанно, есть наречие желательно со значением «полезно, нужно, хотелось бы».

Часто от работников торговли можно услышать словосочетания дорогие цены, дешёвые цены или дорогие расходы. Цены могут быть высокими, низкими или большими, маленькими, а дешёвым может быть какой-либо товар.

Чем вызваны все эти ошибки? Незнанием норм русского литературного языка, правил орфографии, значения слов, их стилистической окраски. И (это, может быть, важнее) – нежеланием проверить себя, уточнить, правильно ли. Написавшие или сказавшие это люди уверены в том, что они ошибок не делают. Это ведёт к небрежному отношению к языку, как, наверное, и ко многому в нашей жизни: да ладно, и так сойдёт; какая разница!

Но одно дело сказать и написать неправильно в кругу семьи, друзей, сослуживцев, и совсем другое – в публичном выступлении, в рекламном тексте, на ценнике, на вывеске, в объявлении. Здесь человек нарушает правила (как, например, правила дорожного движения) и должен нести ответственность за это.

Елена ПЛЯСКИНА
кандидат филологических наук
"Читинское обозрение"
№6 от 05.02.2014 г
.

Перейти к другим материалам рубрики

 

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2022 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net