Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Наталья Балабанова: Магия музыки у каждого своя
Наталья Балабанова: Магия музыки у каждого своя


«Шикарное пианино — красное дерево, слоновая кость, по бокам канделябры», — вспоминает она свой первый, подаренный ей в детстве, музыкальный инструмент. Насколько это событие сделало магию музыки спутницей всей её жизни, доподлинно неизвестно, однако и по сей день гость нашей редакции — композитор-песенник Наталья Балабанова не мыслит себя без нот и аккордов.

Быть может, в нашей жизни многое предопределено. Возможно, в тот послевоенный год отец не случайно приобрёл у офицеров, везущих из побеждённой Германии трофейные вещи, то самое пианино из красного дерева, в которое когда-то его маленькая дочурка Наташка просто влюбится. Вполне вероятно и более прозаичное объяснение этому — девочка с самого раннего детства проявляла интерес к музыке и, когда оставалась одна дома, так громко распевала песни, что соседи настоятельно порекомендовали родителям Наташи заняться её музыкальным воспитанием. Беда была в том, что тогда, в начале пятидесятых, в Хилке, куда папа и мама девочки попали по распределению из Ленинграда, музыкальной школы не было. Зато был большой Дом культуры, музыкальной душой которого считался Игорь Цукальский, за плечами музыканта была консерватория. Прослушав Наташу, он, вопреки своим правилам, взял её в ученицы.

Спустя какое-то время родителей перевели в Читу, девочку устроили в настоящую музыкальную школу, причём сразу в третий класс. После окончания музыкалки с отличием преподаватели настоятельно и наперебой рекомендовали девушке поступать в музыкальное училище. Моя собеседница до сих пор с благодарностью вспоминает своего преподавателя — Викторию Леонидовну Бахаеву.

— Несмотря на то, что с музыкой я всегда была на «ты», эта профессия всегда казалась мне неподходящей для меня, легкомысленной, что ли, — рассказывает Наталья Семёновна. — В 1963-м я случайно попала в вокально-инструментальный ансамбль «Мы старшеклассники», который базировался при клубе «Красный Октябрь», что на Чите-1, и это был прекрасный период моей жизни.

Вполне серьёзная профессия

Что касается выбора профессии, то девушка остановилась на той, которую уж точно не назовёшь легкомысленной, — она стала врачом-терапевтом. Нетрудно догадаться, что студенческие годы Натальи также прошли под флагом музыки. В те годы в Читинском мединституте гремел театр под названием «Бицепс», созданный Борисом Кузником. Талантливую студентку, уже на первом курсе организовавшую художественную самодеятельность, а потом и вокальную группу, пригласили в артистки «Бицепса», где вскоре она стала музыкальным руководителем. Не забывала студентка и свой родной «Красный Октябрь», который впоследствии был переименован в ДК Железнодорожников. Удавалось даже совмещать приятное с полезным — выступления приносили девушке неплохой по тем временам заработок. Параллельно она была участницей вокально-инструментального ансамбля «Минор» при клубе торговли. Как признаётся Наталья Семёновна, сейчас, вспоминая эти годы, она удивляется тому, как всё это успевала.

Не «остепенилась» Наталья и после того, как стала работать на вполне серьёзной должности — врача-терапевта.

— Как-то, в связи с производственной необходимостью, мне пришлось два месяца отработать в Маргуцеке Краснокаменского района, — вспоминает она. — Отпустив в пятницу последнего пациента, я прыгала в вагон, приезжала в Читу, отрабатывала здесь в «Миноре» и воскресным вечерним поездом уезжала обратно. Врачебная деятельность меня также очень увлекала, я и до сих пор считаю себя прежде всего доктором, присваивая увлечению музыкой скорее квалификацию хобби.

Премьера на юбилей

Пятнадцать лет она трудилась участковым и производственным терапевтом в железнодорожной поликлинике, что на Горбунова, затем — несколько лет в должности заведующей терапевтическим отделением. На заслуженный отдых Наталья Семёновна ушла с должности главврача несуществующей уже сегодня поликлиники Центрального банка, и именно там ей удалось совместить два своих любимых занятия, а заодно — и обрести заслуженную популярность как композитора.

— Массу времени занимали дела по организации работы поликлиники, — вспоминает она. — В то время наблюдался расцвет банковской медицины — у нас было много врачей, в том числе совместителей, своя лаборатория, стоматологический и физиотерапевтический кабинеты. Всё это дополнял отличный дружный коллектив, среди которого была физиотерапевт Светлана Железняк и её супруг Илья Железняк, писавший замечательные стихи. Как-то он подарил мне свой поэтический сборник и дал послушать песни в исполнении Митупа Шагдарова, написанные композитором Анатолием Васильковским на его стихи. Я была под впечатлением от услышанного и вскоре решилась сделать подарок Илье Иосифовичу на его юбилей — написать музыку на его слова. Буквально за пятнадцать минут два стихотворения — «Твои глаза» и «Волшебные сны» — легли на мою музыку. Песни в моём исполнении прозвучали на его юбилее. С тех пор в нашем коллективе завязалась традиция своими силами проводить праздники и юбилеи — зачем тратить деньги и кого-то приглашать со стороны? Профсоюз помог нам с приобретением инструмента, и пошло-поехало… Я стала проводить праздничные вечера и даже санитарку поющую на работу приняла.

После той премьеры, которая состоялась в двухтысячном, Наталье Балабановой стали поступать творческие предложения. Сначала это была её подруга, поэтесса Людмила Мутовина, с которой они до сих пор плодотворно работают. Позднее композитор познакомилась с Шухратом Тохта-Ходжаевым, работавшим в те годы начальником госпиталя для военнослужащих. Тогда песни Натальи Балабановой уже звучали по радио, сама делала она и аранжировки к ним. Наталья признаётся, что песни на стихи Тохта-Ходжаева она считает одними из своих любимых и писать эти современные эстрадные композиции для неё было истинным удовольствием.

Целое море цветов

В начале двухтысячных, по предложению художественного руководителя ДК Железнодорожников Светланы Поповой, был организован Клуб творческой интеллигенции «Вдохновение», в который входили местные поэты и композиторы. Первых, правда, было гораздо больше. Там же прошёл первый настоящий концерт Натальи Балабановой как композитора.

— Я до сих пор вспоминаю этот вечер, то волнение, которое мне пришлось испытать, — рассказывает она. — Зато какую отдачу я получила во время и после концерта — такого количества цветов я не видела никогда. Причём накануне я увидела сон — в моём окне, вместо стекла, стоит огромная икона Георгия Победоносца. После успеха моего выступления я поняла, насколько это символично, и это стало очередным поводом задуматься о том, что в нашей жизни ничего случайного не бывает. Потом, будучи в московской командировке, я купила иконы с изображением этого святого и раздарила их всем участникам моего первого концерта.

С этого времени творческие вечера композитора и её концерты стали проводиться и в ДК Железнодорожников, и в КДЦ «Спутник», и в Доме офицеров, и на других площадках. Круг поэтов, на стихи которых Наталья Балабанова писала мелодии, также расширился. Есть у композитора песни на строки Елены Стефанович, Валентина Безрукова, Виктора и Бориса Кузников, Георгия Граубина, Михаила Вишнякова, Юрия Сучкова. В разное время её песни исполняли Митуп Шагдаров, Сергей Литвинцев, Оксана Квичастая, Евгений Моисеев, Валентина Брагина, Эвелина Соловьёва, Владимир Кравцов, «серебряный голос Санкт-Петербурга» Сергей Зыков и другие певцы. Певица из Челябинска Вера Ирикова стала победителем одного из конкурсов, исполнив композицию «Земляничная река» на мелодию Натальи Балабановой. В 2015 году Наталье Семёновне было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств Забайкальского края».

«Свою песню я узнаю всегда»

Мощный творческий союз образовался когда-то и с забайкальским поэтом Андреем Бабоженом. Их совместным произведением стал даже гимн Улётовского района, с которым они победили в объявленном конкурсе. Это созидательное сотрудничество продолжается и сегодня, и, как говорит Андрей, их лучшая песня ещё впереди.

— Наталья просто «фонтанировала» мелодиями. Были и такие, что рождались буквально в течение часа, — вспоминает поэт.

Сама композитор признаётся, что сейчас мелодий рождается не так много, однако, что называется, «свою» песню она может почувствовать и узнать моментально.

— Иногда читаешь стихи, а они сразу же поются. Порою на меня «сваливаются» и стихотворные строчки. Бывает, что в мелодию выливаются какие-то жизненные воспоминания, нередко — навеянное событиями или людьми настроение…

Наверное, процесс рождения музыки, как и всякое проявление творчества, лишён какой-либо логики, так неповторима магия сочетания нот и аккордов. И она уникальна, как и жизнь каждого из нас.

Все материалы рубрики «Люди родного города»

 

Екатерина Скороход
Фото из архива
Натальи Балабановой
«Читинское обозрение»
№38 (1782) // 20.09.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net