Признаюсь честно: когда пришла моя подруга и самым категоричным тоном заявила: «В воскресенье идём на концерт Марии Лапердиной. Возражения не принимаются!», я несколько стушевалась. Фамилия эта была мне знакома, но как-то так получилось, что до сих пор не довелось ни разу увидеть и услышать эту певицу на сцене. И я где-то в глубине души полагала, что вряд ли познакомлюсь с чем-то необыкновенным – вот она, человеческая самоуверенность. Чего уж там, признаюсь честно: я всё подумывала причину, чтобы не ходить на этот концерт – шум, гам, посторонние люди – всё это давно уже не радует… Слава Богу, так и не нашла достойной причины, чтобы остаться дома.
Концертный зал дворца молодёжи «Мегаполис» встречал зрителей ожиданием и ощущением праздника. Удивил возрастной состав публики – от детей самого юного возраста до молодёжи и людей пожилых.
И вот – началось. Концерт «Река жизни» открылся мужским трио в составе Александра Баратаева, Артура Акопяна и Владимира Кия. Итальянская мелодия, заполнившая зал, буквально взорвала собравшихся – бурные аплодисменты, крики «Браво!» – выражения восторга, от которых мы в пресыщенные зрелищами наши времена, признаться, основательно отвыкли.
А когда на сцене появилась сама Мария (её творческий псевдоним – Марья) и повела со зрителями искренний, честный диалог, просто сжалось сердце. Поразило многое: яркий, мощный голос певицы, которому концертный зал был тесен; световое шоу, видеоряд на экране, репертуар… Звучало много песен абсолютно для меня новых, неизвестных, и это были замечательные песни. Потому что зал после каждой взрывался новыми и новыми восторженными овациями.
Изумление, охватившее меня с первых минут, к концу этого потрясающего сценического действа никуда не ушло, наоборот, оно окрепло и усилилось, и я просто почувствовала, что обязательно должна встретиться с Марией, познакомиться с ней поближе, взять у неё интервью.
И вот, буквально через несколько дней после концерта, мы с ней встретились. Ослепительная сценическая дива оказалась очень открытой и абсолютно доступной собеседницей, без ложной многозначительности, без наносной мишуры. И вот о чём поведала мне Мария.
Она родилась в селе Целинном Краснокаменского района в семье Геннадия Ивановича и Валентины Фёдоровны Лапердиных. С малых лет, сколько помнит себя, постоянно «выступала». В детском саду, когда дети после обеда ложились спать, Машенька, прихватив стул, появлялась перед воспитателями и нянечками и заявляла: «Я буду перед вами выступать!», и начинала свои бесконечные концерты. Уже в три года у неё был весьма обширный репертуар, она знала великое множество популярных в то время песен, особенно «про любовь», так что её выступления могли длиться часами. Уже в детсадовском возрасте Маша совершенно точно знала, была уверена, что она обязательно будет певицей.
А когда Маше исполнилось шесть лет, семья переехала в Читу. Отец работал строителем, мама была учителем физики. Надо сказать, что в семье не было никого, чьи музыкальные способности могли бы достаться Машеньке. Просто девочке очень повезло в том, что папа и мама старались поддерживать её стремление к музыке, творчеству.
Когда Маше было десять лет, в семье появился новорождённый брат. Лапердины, и до этого важного в их жизни события не имевшие лишних денег и возможностей, вынуждены были жить уже совсем скромно. Именно в этот период Маша с мамой увидели в городе объявление о городском музыкальном конкурсе «Маленькая звезда». Это было то, о чём Маша мечтала.
– Мамочка! – взмолилась девчонка. – Я так хочу участвовать в этом конкурсе!
И мама пошла ей навстречу, хотя денег ни на что лишнее в доме не было, тем более на сценический костюм, на поездки на репетиции в дом культуры. Мама с новорождённым братишкой на руках сама возила дочку в ДК. Договорилась с кем-то из своих учениц, чтобы Маше сшили концертный костюм.
И девочка в этом конкурсе победила!
Жизнь Марии с первого класса школы была заполнена до предела – она очень хорошо училась, занималась в музыкальной школе №2 по классу фортепиано, бегала в хореографическую студию, помогала маме по дому, а когда появился братишка, нянчилась с ним. Ей уже в детстве было неведомо ощущение скуки, неведомо ощущение времени, которое нужно «убивать» невесть на что, – времени всегда хронически не хватало.
Так незаметно пролетели школьные годы. В 1997 году Мария поступила на народно-хоровое отделение областного училища культуры. После его окончания в 2000 году поехала в Хабаровск, где сразу после прослушивания была зачислена на эстрадно-джазовое отделение Хабаровского государственного института культуры и искусств.
Вернулась в Читу в 2005 году – ну, конечно же, с красным дипломом. Её уговаривали остаться в Хабаровске, прочили ей блестящее будущее, но Мария уже очень ясно осознавала, что для неё настало время отдавать долги: отец стал тяжело болеть, всё было на маминых плечах, и Мария полагала, что ей пора начинать работать и реально помогать семье.
Это был какой-то суматошный, торопливый период жизни. Как-то неожиданно для самой себя, как это бывает только в молодости, выскочила замуж, родился сын, Ярослав. Когда ребёнку был год, поняла, что никакой семьи нет, вернулась к маме. Работала в краевой филармонии, в театре национальных культур «Забайкальские узоры».
Несколько лет назад судьба свела её с певцом и композитором Александром Баратаевым. Вместе работали, незаметно подружились. Никаких планов на совместную жизнь не было, потому что первый негативный опыт семейной жизни сделал Марию осторожной и осмотрительной. Ей хотелось, чтобы её мальчик рос пусть и без отца, но в спокойной, доброжелательной атмосфере. И вот Александр пришёл к ним в гости.
– Я очень волновалась, – говорит Мария. – Мне было очень важно, как Саша встретится с Ярославом. И вот чудо: они встретились, как будто были знакомы всю жизнь, между ними сразу пробежала искра. И я поняла, что, к счастью, Саша оказался во всех отношениях настоящим человеком. Сегодня Ярослав жизни своей не представляет без папы, так что это явилось главным аргументом в моём выборе – сегодня Саша не только мой коллега по сцене, но и мой муж, отец Ярика. Чтобы закончить эту семейную тему, скажу ещё вот о чём. К тому времени, когда Саша стал моим супругом, мой отец стал уже очень тяжело болеть, он был практически лежачим. Сказал бы мне кто-то об этом раньше, я бы не поверила, но это факт: Саша очень много сил и времени посвятил моему отцу. Он буквально на себе таскал его по больницам, по врачам, ухаживал за беспомощным человеком, мыл его, менял ему бельё. Они как-то сразу, с первого дня знакомства, расположились друг к другу, и это меня просто потрясло.
Сейчас отца уже нет в живых. Но Александр по-прежнему трогательно заботится теперь уже о Валентине Фёдоровне, потому что все они – Маша, Ярослав, мама – его семья, за которую он чувствует личную ответственность.
Осенью нынешнего года Марии пришло приглашение от первого продюсерского интернет-портала принять участие в российском конкурсе «Новый голос». После всех отсевов для участия в этом проекте были отобраны 500 человек со всей страны. Конкурс проводился в три этапа. На каждый нужно было представить несколько новых композиций. Отбор был жесточайший. И вот недавно были подведены итоги: Мария стала второй в этом конкурсе. Как раз вот на этом концерте – «Река жизни» – представитель городского комитета культуры вручил ей соответствующий диплом.
Концерт Марии Лапердиной в «Мегаполисе» давно закончился, а у меня просто перед глазами Инга Зенкова и Евгения Пляскина, замечательные дуэты с которыми подготовила Мария. И её великолепный дуэт с Александром Баратаевым. И выступление учеников Марии из эстрадной студии при КДЦ «Спутник»… И вот не даёт покоя вопрос: сколько ещё пройдёт времени, прежде чем у Марии появится возможность выйти на сцену с новым концертом?
Дело в том, что «Река жизни» вышла в свет только потому, что нашлись люди, любители музыки, которые помогли Марии материально воплотить этот проект в жизнь. Казалось бы, ну, какие тут особые затраты? – выходи на сцену и пой! Увы, это совсем не так. Немало стоит аренда концертного зала, сценические наряды, аранжировки музыкальных произведений и многое, многое другое.
Очень тягостно ходить по кабинетам, кланяться всем в пояс и убеждать, как необходим этот проект в культурной жизни города и края. Ведь очень, очень многое зависит от личных музыкальных пристрастий и симпатий чиновников всех мастей и рангов, и тут просто ничего не поделаешь.
Очень глупо спорить, что важнее – опера или русская народная песня, классика или эстрада и джаз. Как известно, о вкусах не спорят. Но вот не мешало бы господам функционерам приходить на такие мероприятия и хотя бы элементарно отслеживать, как реагирует публика на такие концерты, и уже после этого выносить свои вердикты, «пущать» или «не пущать» данного артиста на городскую или краевую сцену.
Абсолютно непонятно, как профессионал такого класса, как Мария Лапердина, уже год находится без официального места работы. Спасибо дирекции КДЦ «Спутник» за то, что у Марии появилась возможность руководить детской эстрадной студией хотя бы по договору. Но неужели это всё, на что может рассчитывать эта незаурядная певица в нашем городе? Я прекрасно понимаю, что она ничья внучка, дочка и любовница. В противном случае ей наверняка бы нашлось тёплое местечко.
В своё время какая-то шибко «умная» голова придумала подлую философию, касающуюся творческих людей: «Творец всегда должен быть голодным. Тогда он будет вынужден шевелиться, придумывать что-то новое». И не приходит в голову доморощенным «философам», насколько унизительно творческому человеку постоянно носиться в поисках элементарного пропитания… Впрочем, тема эта не нова и, похоже, на сегодняшний день неразрешима.
Что же остаётся с нами в итоге? Остаётся ощущение праздника, который сотворила со своими друзьями и коллегами для нас Мария Лапердина. Остаются чудесные песни самой Марии, Александра Баратаева, Людмилы Зражевской, о которых мы ещё не однажды будем говорить и которым будем снова и снова радоваться. Остаётся ощущение радости от знакомства с яркими, незаурядными людьми, с их негасимым талантом. Очень будем ждать новых концертов!
Окрыляй нас, Марья!
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Елена Стефанович
Фото из архива М. Лапердиной
«Читинское обозрение»
№51 (1379) // 23.12.2015 г.
0 комментариев