Проект «Не ведая преград» центра медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток» победил в конкурсе социальных проектов компании «Норильский никель» ещё в декабре прошлого года, и его реализация идёт полным ходом. Проект инновационный, и вот почему.
Для кого?
Реабилитацию в центре «Росток» проходят около двух тысяч инвалидов. Соотношение детей и взрослых – 50/50. Среди общего числа детей-инвалидов, получающих восстановительную терапию, преобладают дети в возрасте от трёх до 12 лет. Лишь 6% – это инвалиды в возрасте от 12 до 18 лет и 28% – в возрасте от 18 до 40 лет.
Чтобы выяснить причину низкой активности, был проведён опрос. Он показал, что 48% опрошенных родителей детей подросткового и юношеского возраста и молодых инвалидов (18-40 лет) не посещают магазины, театры, парки отдыха, игровые и спортивные площадки. На вопрос: «Почему?» были получены ответы: «отсутствие доступности городской среды» – 59%; 18% заявило о боязни непринятия другими людьми физических недостатков; 11% просто не умеют пользоваться колясками, ходунками, тростями и т.д., 12% заявили об узком круге интересов (в основном сеть Интернет).
Для решения этой проблемы и был создан проект «Не ведая преград». Он направлен на создание условий для преодоления социальной изолированности инвалидов подросткового возраста, молодых инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Проект включает три реабилитационные технологии: зоотерапию, лечебно-верховую езду (иппотерапию), реабилитационно-спортивную технологию и рассчитан на работу со 150 инвалидами. Он считается интегрированным, ведь во всех запланированных мероприятиях кроме инвалидов участвуют их здоровые сверстники, члены семей инвалидов и волонтёры (студенты ЗабГУ).
Хвостатые лекари
Вместе со специалистами центра «Росток» и детьми побывать в детском зоопарке «Радуга» на Романовском тракте довелось корреспонденту «ЧО» здесь реализуется программа анималотерапии «Хвостатый лекарь». И, поверьте, она работает!
Пока едем до контактного зоопарка (животных можно подержать на руках, погладить) Ольга Григорьевна Златковская, заведующая отделением анализа и прогнозирования центра «Росток», объясняет, что же такое анималотерапия: «Это разновидность психотерапевтической помощи, когда для лечения пациентов используются различные животные. Данное занятие проводит педагог и психолог. Дети находятся под постоянным присмотром. Занятия групповые, и проводятся два раза в неделю в течение двух месяцев».
Как только детишки выпрыгнули из удобной машины, тут же бросились осматривать муравьёв, ползающих под ногами в большом количестве. Дети назвали это первой частью поездки в контактный зоопарк. И, если в дороге они были спокойными, то, войдя в зоопарк, преобразились: слышались восторженные крики и смех.
Сотрудница зоопарка с удовольствием провела нашу группу от клетки к клетке, от вольера к вольеру. Кого здесь только не было: гуси, утки, цыплята, индейки, шиншиллы, маленький енот, хорёк, проспавший наш визит в своём гамаке. Одна из девочек с удовольствием взяла в руки гусёнка, второй по душе пришлись козлята и барашки.
Ольга Григорьевна рассказала ребятам, отчего у индюка голова и шея становятся то красными, то синими. А дети назвали его «красивым» и «страшненьким», «важным» и «деловым». В одной из клеток без устали скакали две белочки, их активность заинтересовала мальчишек: чего они прыгают и прыгают? Экскурсовод объяснила детишкам, что белки – отличные древолазы, ведь их жилища находятся на деревьях, и им просто необходимо быть подвижными, поэтому они резвятся в своей клетке.
Вольер с кроликами
Детям было разрешено подержать в руках полуторамесячного енота и чернобурого лисёнка, которых недавно в Читу привезли из Новосибирска. Однако ребятам понравились обычные кролики, которые, отобедав, спали в своём вольере. К ним дети заходили по несколько человек, кто-то даже решил стать ветеринаром и работать в зоопарке.
Едва оторвав детей от ушастых зверей, мы отправились в конюшню (катание на лошадях на манеже в тот день не было предусмотрено). Пока идём, Ольга Григорьевна поясняет, что при взаимодействии с животными человек получает положительные эмоции, может избавиться от апатии и депрессии. Одним из подвидов анималотерапии является иппотерапия – верховая езда. Канистерапией называют лечение собаками. Лечение кошками – фелинотерапия.
Канистерапией называют лечение собаками. Лечение кошками – фелинотерапия. Оказывается, у многих из нас дома живёт свой хвостатый лекарь.
В конюшне нас ждали в стойлах лошади Моряк, Пепел, самый большой жеребец Байкал и всем понравившийся Валера, который всё время тянул голову к детям. Рассчитанный на 30-45 минут визит в зоопарк заканчивался, но дети никак не хотели возвращаться в машину. Действительно, куда-то исчезла тревожность, настроение поднялось. Все были в восторге!
По завершении программы детям предложат нарисовать животное, разгадать загадки, пройти определённые тесты, квесты, которые будут касаться ухода за четвероногими. Педагог оценит детские работы, а психолог изучит изменение психологического состояния. И, думается, что общение с животными в зоопарке оставит след в детских сердцах. Значит, проект «Не ведая преград» придуман не зря, он приносит пользу.
Все материалы рубрики "Темы"
Ольга Чеузова
Фото автора
«Читинское обозрение»
№28 (1512) // 11.07.2018 г.
0 комментариев