Договор, изменивший путь

125 лет назад был заключён секретный оборонительный союз между Российской империей и Китаем


125 лет назад, летом 1896 года, в Москве был заключён секретный оборонительный союз между Российской империей и Империей Цин (Китаем). Один из пунктов этого договора кардинально изменял маршрут прохождения Великого Сибирского пути и Забайкальской железной дороги.

Три тысячи километров

В настоящее время путь прохождения Забайкальской железной дороги настолько привычен, что мы уже не можем представить какую-либо иную его конфигурацию. Дорога представляет собой более чем трёхтысячекилометровый участок, проходящий по Забайкальскому краю и Амурской области, с примыкающими путями, самым продолжительным из которых является ветвь Карымская-Забайкальск. Вместе с тем, в современных границах дорога существует относительно недавно, с июля 1959 года, когда в соответствии с постановлением Совета Министров СССР и приказом МПС была ликвидирована Амурская железная дорога, а её участок вошёл в состав Забайкальской. Непосредственно сама Амурская железная дорога строилась как финальная, завершающая часть Транссибирской магистрали, в период с 1907 по 1916 годы.

Японская угроза
Изыскания Амурского участка Великого Сибирского пути начал проводить ещё на стыке 80-90-х годов XIX века полковник Российского генерального штаба Николай Волошинов, а затем инженер путей сообщения Болеслав Савримович. Несмотря на то, что строительство железной дороги от Сретенска на восток было вопросом ближайшего времени, в процесс неожиданно вмешались внешние факторы — безвременная смерть императора Александра III, поборника строительства Транссиба по Российской территории и неожиданный разгром могущественной Цинской империи (Китай) в войне с Японией. Итогом войны стала уступка острова Тайвань и выплата островному соседу огромной суммы в 200 млн. лян или в пересчёте — семь с половиной тонн серебра. Таких денег в бюджете Китая не было. Российская империя, внимательно следившая за происходящим на её восточных границах, также совершенно не предвидела подобного развития ситуации. В результате этой войны Япония вступила на материковую часть Азии и стала открыто угрожать интересам России на Дальнем Востоке. Спустя десятилетие это противостояние вылилось в кровопролитную русско-японскую войну на полях Маньчжурии. Пока же разгром Китая заставил Россию ускорить строительство своего главного стратегического проекта на повестке дня — Великого Сибирского пути и начать сооружение его Забайкальского участка.

По территории Китая
На фоне японской агрессии непростые отношения России и Китая заметно потеплели и получили взаимный интерес. Цинская империя обратилась с просьбой о займе на выплату многомиллионной контрибуции и предложением оборонительного союза. Россия же, стараясь минимизировать последствия такого союза и направить его исключительно против Японии, увидела возможность получения железнодорожной концессии и строительства пути по территории Китая до порта Владивосток. Ещё в середине 80-х годов XIX века с таким предложением выступал командующий Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал Николай Копытов, но тогда время её реализации ещё не настало. Всемогущий министр финансов Российской империи С.Ю. Витте, исходя из интересов экономии средств, всячески продвигал и поддерживал именно этот проект, противопоставляя его концепции железной дороги вдоль Амура. Обосновывал Сергей Юльевич свои предложения значительным снижением затрат, сокращением пути от Читы до Владивостока почти на 500 километров, более удобным для строительства степным рельефом местности, а также возможностью непосредственного участия в делах Китая, куда в это время устремились взоры западноевропейских стран и США. Минус был один: дорога проходила по территории иностранного государства, и последствия этого могли быть весьма неожиданные.

Кайдаловская ветвь
В мае 1896 года на долгожданную церемонию коронации императора Николая Александровича были приглашены представители правящих династий, государственные деятели и знатные особы со всего мира. Среди гостей был один из самых влиятельных сановников и дипломатов Китая — Ли Хунчжан, выполнявший особо значимые государственные поручения императрицы Цыси. Именно ему царственная вдова поручила найти возможность заключения антияпонского союза с Россией и подписания договора на взаимоприемлемых условиях. Престарелый царедворец, которому на тот момент исполнилось 73 года, прибыл в Москву со своим гробом, на случай обстоятельств непреодолимой силы. Принятый на самом высоком уровне, Ли Хунчжан отчётливо понимал все тонкости своего визита и то, что принимать условия российской стороны, касаемо железной дороги, в любом случае придётся. Переговоры, затянувшиеся в виду существовавших разногласий, были ускорены предложением кредита в три миллиона золотых рублей лично китайскому представителю. Это, по воспоминаниям князя Ухтомского, привело к желаемому результату гораздо быстрее, и вельможный гость согласился на предложенные условия. Основным пунктом союзного договора со стороны Российской империи было строительство Китайско-Восточной железной дороги. Прозорливые российские политики, прекрасно осознавая, что войны с Японией не избежать, спешили построить стальной путь к восточным окраинам в кратчайшие сроки.



С подписанием секретного Московского договора между Россией и Китаем все инженерно-изыскательские работы на Амурском участке были прекращены, и станция Сретенск ещё на много лет осталась конечным пунктом Великого Сибирского пути в Забайкалье. Изыскания переместились к юго-востоку, где в 1897 году от станции Китайский разъезд (Тарская) в направлении границы начала строиться так называемая Кайдаловская ветвь. Именно она, почти на тридцать лет, и станет главным путём Транссиба.

Амурский путь
Русско-японская война (1904-1905 гг.), развернувшаяся в Северо-Восточном Китае, показала несостоятельность и опасность проекта КВЖД. Проиграв войну и потеряв южно-маньчжурский участок КВЖД с незамерзающими портами Артур и Дальний, Россия снова обратилась к идее Амурской железной дороги. Более длинный путь в малонаселённых, труднопроходимых местах с суровым климатом и сложным рельефом давал только одно преимущество — дорога проходила по территории России, а это перевешивало все минусы.

Так, события большой политики, войны за переустройство мира и дипломатические игры вершителей истории нашли отражение в постройке далёких от центров силы железных дорог.

Все материалы рубрики "Страницы истории"

 

 

Владислав Реутов,
старший научный сотрудник
музея истории ЗабЖД, член
Российского исторического
общества в Чите

Фото из архива автора
«Читинское обозрение»
№26 (1666) // 23.06.2021 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).