Как обустроить Забайкалье

Весной 2017-го власти края должны представить Москве план развития. Куда двигаться региону? «ЧО» предлагает думать вместе


Обсудить тему обустройства Забайкалья мы предлагаем всем заинтересованным: учёным, экономистам, рядовым читателям. Высказывайтесь, предлагайте, спорьте. А первой слово берёт Гажит Цыбекмитова - доцент, и.о. зав. лабораторией водных экосистем Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН.

 

«А пора, очень пора» 

Вперёд нас выведет только многоотраслевая экономика


Ещё Михайло Ломоносов в работе «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» (1762-1763) писал: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном». Сегодня уточним: и непременно Забайкальем. И этот период наступил.

Наиболее значимое преимущество Забайкалья – его приграничное положение, протяжённость государственной границы – более 1000 км. Надо признать: мы этим преимуществом пользоваться до сих пор не научились. Очевиден критический уровень дисбаланса в развитии приграничных регионов Китая и России. Особенно это заметно на примере Забайкальского края. Программа развития Дальнего Востока и Байкальского региона практически ничего не дала нашему краю. Меж тем оценка природных ресурсов Забайкалья подтверждает благоприятные сырьевые предпосылки формирования хозяйства с многоотраслевой структурой.

В 1960-1985 гг. Забайкалье пережило период сбалансированного развития. Построены и начали функционировать крупные промышленные (ГРЭС, КСК, Харанорский угольный разрез и др.) и сельскохозяйственные объекты; улучшилось использование первичного и вторичного сырья, трудовые ресурсы использовались полностью, рос уровень жизни населения.

В годы перестройки и после неё многие отрасли обрабатывающей промышленности прекратили существование. Соотношение добывающих и обрабатывающих отраслей изменилось в пользу первых – налицо дисбаланс. Минеральные, рекреационные, сельскохозяйственные и другие ресурсы поэтому не полноценно вовлечены в хозяйственное использование. Как это исправить?

Производственная сфера промышленного развития России сегодня постепенно переносится на Восток – туда, где сосредоточены запасы полезных ископаемых. В этой связи государственным подходом явилось бы предлагаемое А. Суходоловым создание крупного промышленного комплекса в Забайкальском крае. Разработка механизмов комплексного развития территории (от добычи полезных ископаемых до производства готовой продукции; сельскохозяйственное производство и переработка сельхозпродукции и т.п.) отражала бы заинтересованность государства в развитии приграничных территорий.

В Забайкалье высока доля недоиспользования трудовых ресурсов, особенно в сельскохозяйственных районах: нет официальных рабочих мест. Полный цикл промышленного и сельскохозяйственного производства окажет содействие сохранению существующего и наращиванию трудового потенциала и улучшению демографической ситуации Забайкалья. На первых порах развития крупного промышленного кластера потребность в высококвалифицированных кадрах, как предлагает А. Суходолов, можно обеспечивать за счёт потенциала Сибирского региона. Параллельная подготовка кадров в вузах и ссузах края со временем восполнит надобность в кадрах, отток молодых специалистов из региона прекратится.

Любая отрасль промышленного производства связана с потребностью в земельных ресурсах. В крае остро стоит вопрос передачи земель военведа региону и вовлечения их в хозяйственный оборот. Развитие крупного промышленного кластера упростит и ускорит этот процесс.

Критики создания высокотехнологичного наукоёмкого промышленного комплекса в Забайкалье приведут массу доводов против его строительства: от нехватки финансовых ресурсов, запредельной стоимости электроэнергии и коммунальных услуг до отсутствия необходимых кадров. Да и по качеству жизни и уровню экологии Чита не самый приятный город в России. Всё это соответствует действительности, и научное сообщество понимает эти проблемы. Но трудно представить, что ещё может кардинально переломить ситуацию, обеспечить рост экономики края, снижение тарифов, добиться реконструкции энергетических и тепловых генераций, прекратить отток населения, привлечь в регион энергичных, образованных молодых людей.

В этом году мы отмечаем 100-летие завершения строительства Транссибирской магистрали. Грандиозный проект, объединивший огромную страну, стал возможен благодаря воле и решительности лидеров страны. Император Александр III в резолюции по отчёту генерал-губернатора Восточной Сибири графа А.И. Игнатьева, в очередной раз доказывавшего необходимость строительства железной дороги в Сибири, выразил очень близкие нам сегодня мысли: «Уж сколько отчётов генерал-губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, очень пора».
И нам – пора. Отступать уже некуда.

Гажит Цыбекмитова,
доцент, и.о. зав. лабораторией водных экосистем
Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН

 

Чита всматривается в космос

Забайкалье может стать центром аэрокосмической промышленности


По долгу службы мне часто приходится бывать в Чите (здесь расположен крупный филиал Байкальского университета). И край с его богатой многовековой историей, и люди с закваской русского патриотизма и советского коллективизма всегда оставляют самые хорошие впечатления.

Однако условия жизни населения в Забайкальском крае тяжёлые и требуют принятия специальной программы оздоровления социально-экономической обстановки, задействования мощнейшего природного и материального потенциала для серьёзного рывка в развитии региона.

Свои надежды на то, что жизнь улучшится уже в ближайшие годы, забайкальцы связывают с новым губернатором края Натальей Ждановой. Глава региона трезво оценивает доставшееся ей «наследство» и готова вместе со своей командой к активным действиям по улучшению качества жизни в Забайкальском крае.

Причин ухудшения социально-экономического положения края за последние три десятилетия много, но среди них есть одна, на которую мало кто обращает внимание. В 1998 г. прекратил своё существование Забайкальский военный округ с местом дислокации его управления в Чите. Вместе с ЗабВО край лишился и федерального финансирования, которое шло по линии минобороны России. Следы пребывания управления Забайкальского военного округа ещё сохраняются на зданиях и улицах Читы, но прежних средств из оборонного бюджета страны в Читу уже не поступает.

Чем можно компенсировать эту потерю Забайкальского края, имеющего и в настоящее время важное стратегическое значение для России?

В новых условиях Чита может стать местом создания крупного промышленного (может быть, и не одного) предприятия аэрокосмической отрасли, которое сразу будет сориентировано в том числе на выпуск экспортной продукции, в частности в Китай, являющийся глобальным стратегическим партнёром России. Необходимость такого предприятия, создаваемого в «чистом поле» на принципиально новой технологической основе, вызывается и тем, что оно будет работать на потребности космодрома Восточный, расположенного в соседней Амурской области.

Встаёт вопрос: где взять специалистов и высококвалифицированных рабочих? В Сибири много вузов, ведущих подготовку кадров для высоких отраслей промышленности. Достаточно назвать Сибирский государственный аэрокосмический университет им. М.Ф. Решетнева и Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. Есть надежда на то, что в Забайкалье могут приехать специалисты предприятий аэрокосмической промышленности из других регионов страны и даже с Украины, которая в настоящее время по вине украинских властей находится в коллапсе. Это готовый человеческий капитал, для привлечения которого нужно построить рядом с Читой современный благоустроенный город-спутник. Такой город, как и сам завод, можно построить за три года. Какой конкретный профиль будет иметь новое предприятие, безусловно, должны решать управленцы и организаторы аэрокосмического комплекса РФ.

Ясно одно: создание такого предприятия в Забайкальском крае могло бы стать логическим завершением цепочки уже имеющихся в Байкальском регионе предприятий авиационной промышленности (авиазавод в Иркутске, завод по производству вертолётов в Улан-Удэ), создать сеть сопутствующих производств как в самом крае, так и в Байкальском регионе в целом.

Байкальский регион, включающий в себя Забайкальский край, республику Бурятия и Иркутскую область, является важнейшим связующим звеном Дальнего Востока со всеми другими регионами Сибири, следовательно, укрепится связь Дальневосточного федерального округа с Сибирским федеральным округом.

Создание нового центра аэрокосмической отрасли обеспечит экономическое и технологическое сотрудничество России с Китаем и другими странами АТР, позволит эффективно задействовать инженерно-научный потенциал наших соотечественников, даст возможность быстрому экономическому, производственному, интеллектуальному развитию Забайкальского края, а его столицу Читу через несколько лет сделает новым центром аэрокосмической промышленности, которым был когда-то советский Днепропетровск.

Таково наше предложение. В конечном счёте речь идёт о социальном прогрессе, связанном с передовыми технологиями XXI века. Именно эти технологии гарантируют всем нам и сыр, и масло на хлеб насущный.

Александр Суходолов,
ректор БГУ (г. Иркутск)
(«Российская газета»
№7120 от 08.11.2016 г.)


Все материалы рубрики "Трибуна "ЧО"
 


«Читинское обозрение»
№47 (1417) // 23.11.2016 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).