«Катюши», мины и ленд-лиз

или Как Читинская область готовилась к войне


Некоторые дела до Великой Отечественной войны до сих пор остаются под грифом «Совершенно секретно».

Хочу рассказать об одном событии, которое произошло в 1940 году на 88 АРЗ (авторемонтном заводе) в п. Песчанка.

Помощь Америки
В мае 1957 г. начальнику моторного цеха Петру Митрофановичу Быкову присвоили внеочередное звание майора. Вручение погонов проходило в штабе ремонтного батальона в торжественной обстановке в присутствии командования, военнослужащих и гражданских рабочих цеха.

Награждённый рассказал о пути, который прошёл от рядового до офицера, начальника цеха, и эту историю.

В начале 1940 г. в звании старшины Пётр Митрофанович получил приказ выехать в г. Владивосток и получить 20 автомобилей марки «студебеккер». В команде старшины было 20 солдат, которые до армии работали трактористами, т.е. были технически грамотными.

В морском порту их ожидали «студебеккеры-трумен» высокой проходимости с тремя ведущими мостами, прибывшие из Америки. Предстояло их получить, загрузить в вагоны и сопроводить до места назначения в п. Песчанка. В кузовах автомобилей лежали по два комплекта меховой спецодежды: куртки, брюки, сапоги, рукавицы, шапки, а также шофёрский инструмент, канистры для бензина, банки с моторным маслом и тормозной жидкостью для эксплуатации в зимних условиях до -40 градусов. Там же были брезентовые тенты. К этим грузам были приложены инструкции на английском языке.

Никто в составе команды не знал английского языка. А дело в том, что автомобили были оборудованы гидравлическими тормозами, а у нас в стране в то время ещё не выпускали такую технику.

В порту старшине посоветовали сходить в школу и договориться с учителем английского языка, чтобы сделать перевод инструкций. Он так и поступил. Учительница помогла разобраться с системой тормозов и в течение трёх дней провела инструктаж, строго по инструкции, показала, куда и сколько заливать жидкости, как последовательно прокачивать систему.

Старшина сказал, что теперь стал «профессором» по гидравлическим тормозам. На всех автомобилях были выполнены необходимые работы, их загнали в вагоны, накрыли тентами. В таком виде секретный груз под охраной и с сопровождением солдат был доставлен к месту назначения. Старшина Быков, правда, переживал за то, что выделил учительнице за проделанную работу меховую куртку из спецодежды, предназначенной для будущих экипажей грузовиков. Но всё обошлось.

Под грифом «секретно»
Больше Быков ни о чём в штабе во время присвоения ему звания майора не рассказал. Но многие знали, какие изделия готовили на спецучастке. Изготавливали так называемую «катюшу». Это название появилось только в Великую Отечественную вой-ну. Для этого использовали рельсы, предназначавшиеся для строительства будущей Байкало-Амурской железной дороги. На ст. Карымская был склад, на котором хранили необходимые материалы.

В то время на авторемонтном заводе не было электросварочных трансформантов. Сварка производилась с помощью газосварочных генераторов, заправляемых карбидом кальция, и применяли кислород в баллонах. Очевидцы рассказывали, что работы проводились быстро, с контролем качества. Эти автомобили с изготовленными системами реактивной артиллерии направлялись в воинские части под грифом «секретно».

Поездка во Владивосток для получения американских автомобилей была не единственной. Там же, в морском порту, получали автомобили «студебеккер-эйзенхауэр», но они были без ведущего переднего моста. В те годы по договору ленд-лиза наша страна получила более десяти тысяч автомобилей, не только грузовых, но и легковых: «Виллис», «Додж 3/4» и других марок из Америки. Рассчитывались за военные грузы только после войны, но это совсем другая история.

Наш вклад
В те же годы около Читы, в Каштаке, приступили к строительству «аэродрома-подскока» – запасного аэродрома для заправки самолётов. Строили его заключённые. Бетонирование взлётно-посадочных полос велось летом вручную. Качество бетона было хорошее. Аэродром был необходим при перегонке самолётов из г. Находки, получаемых из Америки. Задание было выполнено в срок. В дальнейшем этот аэродром перешёл во владение ДОСААФ.

Вклад тружеников Читинской области был ещё и в том, что изготавливали различные мины: как противотанковые, так и противопехотные. На наших фабриках шили меховые полушубки, различную обувь и форменную одежду. Всё это хранилось на складах до мобилизации людей на фронт в нужный момент.

В настоящее время в некоторых СМИ так называемые «политологи» обвиняют руководство страны, генеральный штаб и лично Сталина, что к войне не готовились, и она застала страну врасплох. Это не так. Мы знаем, что благодаря «катюше», фашисты не смогли взять Москву. Это новейшее оружие помогало в различных сражениях. Фашистам не удалось захватить ни одной единицы секретной техники. Было предусмотрено, чтобы в случае опасности захвата эти автомобили взрывались. Эти системы изготавливались не только на АРЗ №88 под грифом «совершенно секретно».

В течение 30 лет на АРЗ в п. Песчанка проводили капитальные ремонты автомобилей «студебеккер». Для этого на заводе имелось специальное оборудование и станки, тоже из Америки.

Пётр Митрофанович Быков после ухода на пенсию продолжал работать на заводе диспетчером производства. К этому времени здесь были построены новые цеха для ремонта автомобилей КамАЗ и УАЗ различных модификаций для воинских частей.

В настоящее время считается экономически нецелесообразным проводить капитальный ремонт автомобилей. Было закрыто много мастерских.

Все материалы рубрики "Страницы истории"

 


Александр Семёнов,
г. Чита

«Читинское обозрение»
№12 (1548) // 20.03.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Читатель "ЧО" 11:56 27.03.2019
Давненько не читал подобных статей, переполненных измышлениями и грубыми историческими ошибками. Господа, ну сколько же можно!
Редакция! Найдите уже себе редактора или консультанта по военно-исторической тематике, чтобы не пропускать подобных «творений».
Итак, по порядку:
1. Не мог уважаемый старшина Быков получать в 1940 году «студебекеры» во Владивостоке. Потому что их массовое производство началось в США только в 1941 г., когда они и стали называться «Студебекер». До этого трёхосные грузовики выпускала фирма «Интершейшнл Харвестер». А именно «Студебекер US-6» фирма стала выпускать только в конце 1941 г.
2. Не мог уважаемый старшина Быков и его соратники выпускать «Катюшу» в том же году, потому что только в январе 1941 г. Наркомат общего машиностроения получил от армии заказ на изготовление всего 40 пусковых установок в течение 1941 г., из них 20 – во втором квартале, 20 – в третьем.
3. Использование для изготовления «Катюш» железнодорожных рельсов (автор, видимо, имел в виду направляющие для снарядов) – полный бред! Посмотрите хотя бы фотографии «Катюш» в Интернете!
4. Не было никаких «студебекеров-трумэн» и «студебекеров-эйзенхауэр». Автомобили «студебекер» без ведущего переднего мота назывались «Интернейшнл», у нас – просто «Интер». Автор, видимо, имеет в виду Дуайта Эйзенхауэра. Но в 1940 г. Эйзенхауэр был всего лишь подполковником и до декабря 1941 г. был лишь начальником штаба 3-й армии. Не мог студебекер называться его именем!
5. Не могли мы в 1940 г. получать студебекеры из США, потому что только в ноябре 1941 г. мы заказали, а только в декабре 1941 г. от американцев получили 4 800 грузовых автомобилей, в т.ч. 2,5-тонных – 1 200 ед., 1,5-тонных – 3 600 ед., из них 2 400 автомобилей были полноприводными.
6. По «ленд-лизу»» Советский Союз получил не «более десяти тысяч», а 427 тыс. автомобилей из США, среди которых были «Студебеккеров» ок. 100 тыс. штук. Кроме «студебеккеров» поставлялись автомобили: «Форд» (1,5 т), «Додж» (1,5 т), «Шевроле» (1,5 т), «Интернейшнел» (2,5 т), «Бантам» (легковой разведывательный с двумя ведущими осями), «Джиемси» (трёхосные со всеми ведущими колёсами, 2,5 т) десятитонные «Маки», лёгкие «Виллис» (полноприводные), «Даймонд», бронеавтомобили (БТР) «Скаут кар» и др.
7. В Каштаке к 1935 г. был построен не «аэродром-подскока». Аэродромами подскока (именно так, а не через тире) назывались фронтовые, т.е. максимально возможно приближённые к линии фронта, аэродромы для дозаправки самолётов в целях увеличения их дальности действия и уменьшения времени на вылет в случае необходимости. Хорошо было бы, если бы автор рассказал, какие именно заключённые строили его.
8. Из Находки через читинский Каштак самолёты из Америки не перегонялись.
Самолёты по ленд-лизу перегонялись по маршруту «АлСиб» (Аляска - Сибирь), т.е. по воздушной трасса Фербэнкс (США) – Красноярск (СССР).
Перегонка велась поэтапно, т.е. эстафетным способом. 2-й полк базировался в Уэлькале, 3-й – в Сеймчане, 4-й – в Якутске, 5-й – в Киренске. Первый участок «АлСиба» был одним из самых трудных, поэтому перегонщики 1-го авиаполка состояли, в основном, из опытнейших полярных лётчиков, асов Гражданского воздушного флота и фронтовиков.
Первый участок перегонки от Фэрбенкса до Уэлькаля, протяженностью 1493 км пролегал по Аляске над дремучими лесами долины реки Юкон, до города Нома на побережье. Далее – через суровый Берингов пролив и над пустынной тундрой Восточной Чукотки.
Второй участок от Уэлькаля до Сеймчана – 1450 км – проходил над безлюдной Центральной Чукоткой и Колымским хребтом.
Третий участок Сеймчан – Якутск был самым тяжёлым. Приходилось преодолевать 1167 км через полюс холода над обширной высокогорной территорией с Верхоянским и Черским хребтами, на больших высотах, в кислородных масках.
От Якутска до Киренска летели 1330 км над глухой тайгой.
Последний, пятый участок от Киренска до Красноярска был самым коротким – 960 км. Трасса начала работу 6 октября 1942 года… (Если хотите, обратитесь и получите настоящий материла по этой теме)
9. Автор с какого-то перепугу утверждает, что «благодаря «катюше», фашисты не смогли взять Москву» (??)
Автор прав в одном: «В настоящее время в некоторых СМИ так называемые «политологи» обвиняют руководство страны, генеральный штаб и лично Сталина, что к войне не готовились, и она застала страну врасплох. Это не так».
Совет: Господа! Если нет специалиста, читайте хотя бы Википедию, чтобы не публиковать такие безграмотные материалы.
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).